понедельник, 14 января 2013 г.

"Что нам год грядущий готовит" или правительственный план мероприятий по борьбе с уклонением от уплаты налогов на 2013 год

В начале декабря, на сайте Правительства РФ был опубликован план мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы в целях борьбы с уклонением от уплаты налогов (утв. распоряжением Правительства РФ от 03.12.2012 № 2250-р). Документ предполагает разработку нескольких законопроектов по внесению соответствующих изменений и поправок в главы первую и вторую НК РФ.
Ознакомившись с данным документом у меня возник только один вопрос – кто его составлял, и почему эти «специалисты» до сих пор не уволены? И что же Правительство нарешает с такими специалистами, которые даже ни разу не видели, как мне кажется Налоговый кодекс.
Забегая вперед скажу, что многие изложенные в плане пункты вызвали у меня, мягко говоря, недоумение, а в ряде случае я просто не понял о чём идет речь.

Ну а теперь по порядку:

1) Прежде всего, предлагается внести в первую часть НК РФ новую главу, посвященную контролю налоговых органов за деятельностью банков, в связи с чем уже в I квартале 2013 г. в Правительство должен быть внесен соответствующий законопроект.
Планируется создать (выделить) новый самостоятельный вид налоговых проверок, связанный исключительно с банковской сферой. Причем предполагается, что данный вид контроля будет направлен на проверку банка не как рядового налогоплательщика или налогового агента (тут банк подчиняется общим правилам налогового контроля), а как некого проводника налоговых денег до бюджета и соглядатая от государства за своими клиентами. Ведь банки несут кучу "налоговых" обязанностей, которые не связаны с их "личными" налоговыми обязательствам.
Иными словами, Правительство намерено установить четкий процедурный контроль за деятельностью банков по исполнению ими "дополнительных" обязанностей. Тут-то вроде всё ясно и понятно, тем более, что и ВАС РФ года 2 назад уже говорил о том, что для банков нужны особые процедуры налогового контроля.

2) Планируется разработать отдельный законопроект, который будет посвящен развитию информационного обмена между налоговыми органами и банками в отношении сведений о
счетах, вкладах (депозитах) организаций и физических лиц.
Вот вам и первая непонятность. Ведь если вспомнить, вопрос о раскрытии банками банковской тайный уже в этом году поднимался Минфином, вносился в ГосДуму и был отклонен парламентариями, о чём я писал вот тут. Или Правительство решило вновь попробовать, авось прокатит. Вместе с тем, у наших следственных органов и сейчас есть полномочия при определенных условиях (например, при проведении оперативно-следственных мероприятий) запрашивать у банков информацию о счетах налогоплательщиков. А предоставлять такое право любому инспектору ФНС РФ, на мой взгляд, вредно и опасно.

3) Читаю дальше, в декабре 2012 г., в Правительство должен был быть внесен законопроект, предоставляющий налоговым органам право истребовать документы по деятельности посредников, участвующих в сделках проверяемого лица.
Брр. Ничего не понял. Они там о чем? Что они собрались разрабатывать? Отдельную процедуру истребования документов у посредников проверяемого лица? Эти непонятные «специалисты», которые писали эту галиматью, вообще открывали НК РФ, хотя бы его первую часть? Ведь есть ст. 93.1 НК РФ, по которой налоговики и сейчас в рамках налоговой проверки (что камеральной, что по выездной) вправе истребовать у контрагента налогоплательщика или у иных лиц документы и информацию относительно деятельности проверяемого лица. Зачем что-то ещё придумывать для посредника? Или посредник не контрагент? А кто такой "посредник" вообще можно уточнить? Это агент? Это комиссионер? Или кто?

4) В I квартале 2013 г. предполагается внесение законопроекта, регламентирующего публикацию сведений о должниках, не уплативших налоги в течение двух месяц. Ну тут речь идет о так называемом чёрном списке налогоНЕплательщиков, о нём я уже писал вот тут, так что подробно останавливаться не буду. Напомню только что депутаты инициативу пока  «не одобрили».

5) Планируется разработать законопроект, с помощью которого будут определяться «налоговые последствия  сделок, совершенных с участием организаций, имеющих признаки фирм-однодневок».
Тут тоже какая то ерунда получается.. Про какие последствия идет речь? Что это вообще за организации, имеющие признаки фирмы-однодневки? Думаете вот их то и должны прописать?
Ну да, в судебной практике сложилась определенная доктрина "налоговой недобросовестности", когда при выявлении определенных признаков организацию можно отнести к «фирмам-однодневкам», но это еще нужно доказать. Да и само понятие "однодневка" носит весьма оценочный характер.
А что нам предлагается? Внести в налоговое законодательство соответствующее понятие и дать налоговикам право раздавать «штампы», что называется  без суда и следствия. Более того, составители из Правительства по каким-то непонятным причинам забыли про презумпцию невиновности и добросовестности налогоплательщиков.
Да и что это за последствия могут быть? Сейчас вроде бы суды проблему решают, или 53-е постановление Пленума РФ решили в НК РФ внести?

6) Еще одним пунктом предполагается разрешить налоговикам применять обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае отсутствия организации по месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ.
По поводу данной инициативы тоже возникает много вопросов и неясностей. Хотя это уже скорее попытка налоговиков сделать хоть что-то от полнейшей безысходности по данному вопросу. Налоговики давно не скрывают своего желания, чтобы ВСЕ организации  были привязаны к юридическому адресу, ну удобнее им так. Но эта их хотелка постоянно нарывается на противоположное мнение судов. Ведь если обратиться к сложившейся арбитражной практике, то суды в большинстве случае тыкают налоговиков носом в ст. 5 Закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в которой чётко сказано, что адрес юридического лица, содержащийся в ЕГРЮЛ – это адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с ним, при этом организации никто не запрещает иметь фактический адрес, который, очень часто не совпадает с юридическим, но это еще не значит, что организация является недобросовестным налогоплательщиком.
Да и как тут не вспомнить недавнюю «компанию» налоговиков, о которой я вот тут писал, в рамках которой они массово слали в банки требования о закрытии счетов организаций, чей фактический и юридический адрес не совпадают. В той ситуации, если помните, даже Минфин встал на сторону банков и налогоплательщиков. И что опять взялись за старое?

7) Еще один законопроект предлагают посвятить вопросу совершенствования процедуры камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, а также убыточных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций.
И вот опять у меня возникли какие то недопонимания относительно написанного.
Ну хорошо, допустим в отношении камеральной проверки декларации по НДС давно существует устоявшаяся процедура истребования документов, и тут ещё можно вести разговор о каком-либо усовершенствовании.
Но вот как реагировать на довод о необходимости совершенствования процедуры камеральной проверки убыточной декларации по налогу на прибыль, я не понял. Ведь ст. 88 НК РФ никаких особенностей для проведения камеральных проверок по "убыточным декларациям" не предусматривает. Так как же можно совершенствовать того, чего нет. Если разразботчики перечня об не знают. Ну или может разработчики плана имели ввиду, что необходимо дополнить НК РФ такими особенностями. Ну тогда так и надо было писать.
Хотя на мой взгляд данная огреха очередной раз показывает, что составители плана вообще не читали НК РФ!

8) Кроме того планируется:
- ужесточить ответственность для лиц, по вине которых возникла налоговая задолженность;
- усилить уголовную ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, а также за нарушение законодательства в части трансграничного перемещения валютных средств;
- расширить перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридических лиц.
Тут хочется отметить только то, что каждый раз усиливая ответственность для «нерадивых» налогоплательщиков, наши законодатели почему то забывают что у каждой медали есть две стороны, и было бы неплохо не только постоянно повышать ответственность, но и вводить какие-либо поощрения и преференции для добропорядочных налогоплательщиков, соблюдающих налоговую дисциплину (об этом я уже давно планирую особо написать).

9) Одним из последних пунктов плана мероприятий стал пункт о том, что в IV квартале 2013 г. необходимо будет разработать предложения по противодействию использования оффшоров, а также определить порядок налогообложения «нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний».
Меня больше всего смутила в данном случае дата – почему аж последний квартал 2013 г.? Ведь, насколько мне известно, предложения по противодействию использования оффшоров уже разрабатывались и выносились на обсуждение. В частности, комиссия господина Зубкова разрабатывала и выносила на обсуждение соответствующие предложения. Таким образом, работа то по данному направлению уже давно ведется, а по плану она откладывается аж до конца 2013 г.
Складывается такое впечатление, что просто данный вопрос является «неудобным» для наших чиновников и уж больно не хотят они его решать, но было распоряжение сверху и нужно хотя бы создать видимость бурной деятельности. А так, посудите сами: в 2013 году разработают предложения по противодействию, в 2014 году подготовят соответствующий законопроект, а вступят в силу они, дай бог, в 2015, а то и в 2016 году. Ай да Дума. Хорошо устроились. Это не "антисиротские" законы за 2 недели принимать. Как то так..