понедельник, 28 января 2013 г.

Интересное письмо ФНС по самому громкому налоговому делу 2012 года

Здание ФНС России, Москва
Как я уже писал здесь, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 № 2341/12 считаю самым интригующим и неоднозначным налоговым делом прошлого года. Это дело, а вернее позиции Президиума ВАС, направившего его на новое рассмотрение в АС Удмуртии поставили в тупик и судей, и налогоплательщиков, и налоговиков. До сих пор, все налоговое сообщество ждет того, чем же закончится это дело при новом рассмотрении. Пока результата нет, дело рассматривается (можете следить за ним здесь). Следующее заседание 12 февраля 2013 года.
А пока суд ломает голову над проблемой, ФНС дает свои разъяснения по возникшей ситуации. В частности, недавно, наши фискальные ведомства разразились совместным письмом, в котором попытались прояснить ситуацию.
Если в 2-х словах, то разъяснения сводятся к следующему:
1) на НДС дело № 2341/12 не распространяется;
2) позиция по делу № 2341/12 применяется только тогда, когда не оспаривается "реальность" сделки, т.е. установлено, что сделка не была фиктивной или бумажной;
3) проверяющие могут брать любые цены, а если налогоплательщику не нравится - пусть опровергает. Если что - зовите экспертов, а так - пусть суд решает.
Так что всё самое интересное еще впереди, т.к. в суды уже начали поступать заявления о пересмотре уже рассмотренных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.


Вопрос:
О необходимости учитывать Постановление Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 N 2341/12 при установлении налоговыми органами в результате проведения контрольных мероприятий (проверок) факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды либо непроявления должной осмотрительности при выборе контрагента. 

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 24 декабря 2012 г. N СА-4-7/22020

Федеральная налоговая служба доводит до сведения и использования в работе Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - Президиум ВАС РФ) от 03.07.2012 N 2341/12 и сообщает следующее.
В своем Постановлении Президиум ВАС РФ указал на необходимость в ходе рассмотрения в судах дел о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды учитывать положения п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 и при наличии оснований полагать, что налогоплательщик для целей налогообложения учел
операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, определять объем прав и обязанностей налогоплательщика исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.
Президиум ВАС РФ отметил, что при принятии налоговым органом решения, в котором устанавливается недостоверность представленных налогоплательщиком документов и содержатся выводы о наличии в его действиях умысла на получение необоснованной налоговой выгоды либо непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагента, реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль организаций подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичным сделкам.
Обращаем внимание, что применение Постановления Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 N 2341/12 не распространяется на определение размера налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 8686/07, от 09.11.2010 N 6961/10, от 09.03.2011 N 14473/10, а также Определении ВАС РФ от 26.04.2012 N ВАС-2341/12 по делу N А71-13079/2010-А17.
Кроме того, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 N 2341/12 не рассматривается ситуация, когда налоговым органом при проведении проверки доказано, что спорные хозяйственные операции по приобретению товаров (работ, услуг) в реальности не осуществлялись и данные товары (работы, услуги) в деятельности налогоплательщика фактически не использовались.
Если в ходе проведения проверки налоговым органом не будет доказана нереальность совершенных хозяйственных операций по приобретению и дальнейшему использованию товаров (работ, услуг), реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль организаций подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам, и в случае несоответствия размера задекларированных затрат уровню рыночных цен налоговый орган уменьшает сумму расходов по спорным операциям, учтенную для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в размере, превышающем установленный в ходе проверки уровень рыночных цен, применяемых по аналогичным сделкам.
При проведении контрольных мероприятий налоговые органы должны устанавливать операции, которые действительно совершались, - определять реальных производителей и поставщиков товаров (работ, услуг), устанавливать реальное движение товара, а также лиц, осуществлявших его транспортировку и т.п., и определять действительный размер понесенных налогоплательщиком расходов на основании результатов указанных мероприятий.
В случае объективной невозможности выяснить фактические обстоятельства совершенных хозяйственных операций уровень рыночных цен по приобретенным товарам (работам, услугам) следует определить с использованием сведений об аналогичных сделках, имеющихся у налогового органа, а также официальных источников информации.
При этом налоговым органом должны быть собраны достаточные доказательства, подтверждающие недостоверность представленных налогоплательщиком документов и наличие в его действиях умысла на получение необоснованной налоговой выгоды либо непроявление должной осмотрительности при выборе контрагента, а также установлены факты, свидетельствующие о наличии существенного отклонения цен, примененных налогоплательщиком по сделкам, от рыночного уровня цен на данный вид товаров (работ, услуг) либо о применении налогоплательщиком по сделкам нерыночных цен в случае, когда на рынке отсутствует предложение по ценам, применяемым налогоплательщиком.
При установлении подлинного экономического содержания соответствующей операции при проведении налоговых проверок, а также в ходе судебных разбирательств необходимо привлекать экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для определения рыночных цен на товары (работы, услуги).
Исходя из изложенного налоговые органы при принятии решений по результатам налоговых проверок и при рассмотрении жалоб налогоплательщиков для определения действительного уровня рыночных цен по аналогичным сделкам должны в полном объеме исследовать доводы налогоплательщиков, а также учитывать достоверные документы, подтверждающие обоснованность этих доводов.
Возражения налоговых органов на представляемый налогоплательщиком в ходе судебного разбирательства расчет в обоснование рыночности цен, примененных по оспариваемым сделкам, должны быть аргументированы и документально подтверждены.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
С.А.АРАКЕЛОВ
24.12.2012