вторник, 15 января 2013 г.

О без/судебной работе юриста

Мы как то все привыкли, что основная работа юриста - это судебная, именно судебная защита клиента. Более того, я сам неоднократно изрекал, что тот кто не ходит в суды, тот не может с полным правом считать себя юристом. Как тот, кто не лечит - не врач, так тот, кто не представляет в суде клиента - не юрист.
Но недавно я замешкался в своем убеждении.
Понимаете, в позапрошлом году к нам пришел на консультацию по корпоративному праву клиент, у которого был примерно такой вопрос: "Какими способами закон позволяет выделить долю одному из участников?". Мы проконсультировали и всё обсудили.
Клиент просится на повторную консультацию и задает дополнительные вопросы.
Ну, пожалуйста... А потом чуем мы, что там что-то не то. Мы на прямую - что случилось, чего на самом деле надо? В чем настоящая проблема то?
А клиент нам напрямую и отвечает: "Ребята у меня 2 года проблема не решается, я ничего поделать не могу, решите мне пожалуйста это проблему, а...?"
Мы говорим: "Вопросов нет, мы идем готовить иск".
А клиент отвечает: "Я не хочу в суд, да более того, мне и не особо надо победу в суде. Мне надо
решить проблему". И слово за слово он нам рассказывает умопомрачительную историю, которую мы, по соображениям сохранения тайны, естественно рассказать не можем (даже полунамеками). Скажу только, что Бушков и Корецкий отдыхают. Скажу только, что там целый клубок из налогового, корпоративного и наследственного права. А задача прозвучала так:  "Решить проблему, провести переговоры, но только, что бы без суда.... Суд - это самое крайнее средство".
Причем клиент за "без/суда" готов был платить больше, чем с судом. Мы обозначили цену, ударили по рукам, подписали договор и приступили к работе.
2 месяца тяжелой переговорной работы... Похлеще чем любой суд... Истерики другой стороны, нервы нашего клиента... Но... ситуацию мы разрешили. В день "Х" стороны сели за стол переговоров и в присутствии нотариуса всё было подписано, зафиксировано, передано....

Второй раз, когда я услышал фразу "Мне не нужен суд...", вернее "Всё что угодно, только не суд...", я услышал в середине прошлого года, когда один из наших клиентов подвергся наглой и хамской гринмейл (я надеюсь, что мои читатели знают значение этого слова) атаке.
Одна из лучших компаний России стала объектом нападения алчных шакалов. И вновь, судебная перспектива была  не совсем то, что надо, хотя в победе мы не сомневались.
В результате 3 месячных переговоров результат был достигнут. Причем результат, а вернее предложенные нами вариант (101 первый по счету) устроил обе стороны.
Причем наш клиент непосредственно ни с кем в контакт не вступал, всё вопросы (с согласования с клиентом, естественно),  решили именно мы.
И еще, если кто думает, что "клиент боялся суда, потому что боялся правды" - ошибаются, его проблемы имели нормальную судебную перспективу, но затягивать проблему на долгие месяцы, причем с неизвестной перспективой клиент не желал. 
Вот я и задумался...
Ведь что такое суд? Суд в нашей работе - это как хирургия в медицине. Когда пациент ложится под нож, ложится под анестезию, и его живого режут. Когда любой сбой в системе освещения (даже несмотря на то, что есть генераторы) чреват. Поэтому как нормальные люди не хотят хирургии, так и нормальные люди не любят судов (хотя я и мои коллеги эту стезю избрали своей профессией).
Иными словами, юрист должен не только воевать в суде, но и уметь добиваться победы без боев, войны и бомбардировок. Ну, кончено, насколько это возможно вообще.
Вот писал я  здесь  про американского адвоката, а ведь он ведь прав, иногда судилище не нужно, оно лишнее. И если стороны хотят между собой договориться, то профессиональный миротворец может в этом помочь.
Иными словами, как бы это не парадоксально звучало: суд -  не всегда панацея.

P.S. Открываю "РБК-Итоговый" за 2012 года на стр. 64 читаю: "Я пришел к выводу, что участие в переговорах посредника помогает сторонам добиться желаемого результата. Ведь если одна сторона снижает цену, посредник не сообщает об этом второй стороне. Та, в свою очередь , понимает: для продолжения переговоров ей тоже необходимо снизить цену. И тогда, по формуле, переговоры состоятся. На мой взгляд, основная и наиболее важная сфера применения этой теории - экономика". Слова принадлежат Нобелевскому лауреату Рождеру Майерсону.
Что скажите, коллеги?


11 комментариев:

  1. Анонимный15 января, 2013 20:06

    Самый ценный юрист для бизнеса - это юрист переговорщик. Юрист судебник - это анахронизм.

    ОтветитьУдалить
  2. Аркадий, думаю, что это не работа юриста, а работа профессионального переговорщика с хорошими навыками переговоров и знаниями психологии. Юрист в подобных делах должен играть вторую роль - пояснения законодательства и юр. последствия тех или иных решений.

    ОтветитьУдалить
  3. Не совсем согласен. А почему же юрист не может быть переговорщиком и иметь хорошие навыки в психологии? Тем более такой профессии нет - переговорщик. Кстати, что такое "хороший психолог" для меня тоже вопрос. Что такое психиатр, психотерапевт - я примерно понимаю, а вот с психологами не совсем понятно. Те люди, которых я встречал и которых можно было обозначить "хороший психолог" - не имели даже психологического образования. В то время как "психологи по образованию" - никуда не годились не для жизни ни для работы. А хороший юрист, особенно тот, кто ходит в суды просто обязан быть хорошим психологом, т.к. работать в судах без психологии, т.е. без знаний о законах психологии человека просто невозможно. Вернее работать то можно, только как.

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный16 января, 2013 09:02

    Очень ценный вывод. Мне такой человек нужен. Где взять? Ваши ведь не поедут за 1000км. Когда филиалы откроете? поможем с их организацией.

    ОтветитьУдалить
  5. Аркадий Викторович, я поддерживаю Вашу первоначальную точку зрения - юрист этот тот, кто прежде всего "в суды ходит." Потому что такой человек имеет реальное понимание того, как в конечном итоге живет и применяется норма права конкретным живым судьёй к конкретной живой ситуации. Предлагаю именно того, кто понимает право и процесс его применения именовать юристом.
    Участие в переговорах - соверешенно иная история. Переговорщику норму права знать не обязательно, у него "за спиной" будут юристы, которые ему распишут все варианты развития событий.
    Да, бывает переговорная работа. Но еще бывают юристы, которые хорошо в банковском деле разбираются - потому что в банке работают. Или в строительстве - потому что много со строительством работают. Вопрос в том, что на первом месте - если юрист, то, по моему мнению, на первом месте право, понимание права и процесса его применения.

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный16 января, 2013 17:18

    А что это за шакалы такие? Я понимаю вы связаны обязательствами, но ведь инфа не про клиента, а про, как Вы пишите "шакалов".. И про гринмейл тоже вопросы есть, но это я наверное позже напишу

    ОтветитьУдалить
  7. Да там особой тайны и нет, т.к. информация об этом деле просочилась в прессу. Одно крупное торговое предприятие из Север-Западного региона подверглось организованной атаке, на острие которой были бывшие правоохранители. Там был и гринмейл и рейдерство, вот и всё что могу сказать. Но обошлось без суда, именно переговорами. Нам помогала еще одна московская команда и мы с ними полгода мотались то в С.Петербург, то в Н. Новгород, но вопрос сняли. Школа была хорошая. У нас, кстати, несколько таких дел "переговорных" было в прошлом году и все как-то решились полюбовно.

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный18 января, 2013 09:43

    Аркадий Викторович видите ли Вы сходство такого направления работы с процедурой медиации ("выездной")?

    ОтветитьУдалить
  9. Юрист, это наверно совокупность знаний и тип мышления прежде всего, а потом уже род деятельности и профессиональной оправданности. Беготня по судам является частью юридической деятельности, инструментом, но никак не мерилом отнесения представителя профессии к юристу / не юристу.

    ОтветитьУдалить
  10. профессионально направленности (автозамена забавная)

    ОтветитьУдалить
  11. Правильная статья. Надо решать до суда

    ОтветитьУдалить