среда, 9 января 2013 г.

Соглашение о неком "горизонтальном мониторинге" как новая форма налогового контроля... причем не предусмотренная действующим налоговым законодательством

Прочитал тут перед самым новым годом на сайте ФНС новость, которая, честно говоря меня озадачила. Так, 25.12.2012 между ФНС России  и 4 крупнейшими налогоплательщиками был подписан некий интересный, до недавнего времени неизвестный закону и практике  вид соглашения – «соглашение о расширенном горизонтальном взаимодействии» (горизонтальный мониторинг). Как мне кажется даже из названия уже попахивает для налогоплательщика чем-то некрасивым, ну да ладно, горизонтально значит горизонтально....
Мне стало интересно, а что  такого новенького решили предложить налоговики и выяснил, что «новация» предложена не всем налогоплательщикам, а кругу избранных, и однозначно сказать, что оно есть благо язык тоже не поворачивается, ну да обо всём по порядку.
Итак, это самое Соглашение о расширенном информационном взаимодействии предполагает ни что иное как взаимные подвижки сторон в вопросе налогового администрирования и контроля.
Так, налогоплательщики предоставляют налоговикам полный доступ в режиме реального времени к своей финансовой и бухгалтерской документации, а налоговики в свою очередь осуществляют онлайн консультирование налогоплательщиков по любым вопросам, возникающих у них в связи с заключением сделок и при осуществлении хозяйственных операций. То есть с одной стороны "налоговый пост" на предприятии, а с другой стороны свой "налоговый консультант в налоговой" (а вот интересно, бухгалтерию и юристов сохранят или распустят? Ну что им делать то?).
Иными словами получается, что налоговики получают всю информацию, а в обмен «говорят» как нужно (или не нужно) поступать, чтобы не нарваться на претензии со стороны налоговой службы.
Более того, налоговики обещают ради таких налогоплательщиков даже согласовывать свою позицию по спорным вопросам с Минфином, чтобы не было разночтений (вот это сервис!!!). То есть получается, для всех налогоплательщиков в случае когда у Минфина и ФНС мнения расходятся истина устанавливается в суде, причем не всегда в пользу налогоплательщиков, а для заключивших соглашение лиц мнения будут «подгоняться», так что ли получается? Или не так?
И это еще не всё. Еще одним условием данного соглашения является «освобождение» налогоплательщиков от «внезапных» налоговых проверок, как вам такое? Кстати, полного иммунитета к проверкам это мутантное соглашение не даёт, ведь действие гл. 14 НК РФ никто не отменял.. Но фактически наличие соглашения должно свести проверки к минимуму. Но вот какие проверки? Выездные или камеральные тоже? (Жаль, что текст соглашений не опубликован, секрет что ли..).
А если я тоже захочу заключить такое соглашение я могу это сделать?
А если налоговая нарушит условия соглашения, то какие будут санкции?
Вот вопросов то....
И еще, если посмотреть на саму систему взаимоотношений, когда все вопросы налогового администрирования решаются путем общения с чиновниками, то как тут не задуматься ... ой, даже не буду произносить слово "коррупция", зачем оно здесь, а то скажут, что я все вижу в черном свете, а налогоплательщики может быть безумно рады, что такое соглашение им удалось заключить.
С другой стороны, лица, заключившие данное соглашения лишаются и возможности осуществлять налоговое планирование с точки зрения минимизации своих расходов на уплату налогов. Кроме того, очень часто мнение налоговиков по тому и иному вопросу идет в разрез с позицией налоговых экспертов и, кстати и судов, и чаще всего она сугубо бюджетоориентирована (что в переводе на русский означает "ПЛАТИ В БЮДЖЕТ").
И как быть в таких ситуациях данным налогоплательщикам, заключившим соглашения?
Если лица, свободные от такого "фискального договора" могут спокойно обратиться к правосудию и доказывать свою правоту, тем самым не переплачивая налоги, то как быть тем, кто торжественно пообещал верно следовать «единственно верному» мнению фискалов?
И вот тут пожалуй кроется вся соль соглашения – делайте так как вам сказали и вас никто не обидит.
Ну и в самом начале я упомянул что данное соглашение удел избранных. Так вот, как заявляют сами налоговики, заключить соглашение со всеми желающими они физически не смогут, поэтому:
во-первых, скорее всего субъектный состав будет ограничен только крупнейшими налогоплательщиками;
во-вторых, даже среди крупнейших будет производиться выборка. Получается, что налоговики прямо говоря, возьмем под крыто только тех, кто нам нравится (а по каким критериям), остальные могут не беспокоить.
Ну и самое главное, о чем надо сказать. Дело в том, что возможность заключения подобных соглашений не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. То есть даже намеком.
Что же это получается, то ли налоговое ведомство превышает свои полномочия, т.е. осуществляет самоуправство.. То ли налогоплательщик вступает с налоговым органом в отношения, не предусмотренные Законом, т.е. это какой сговор? Ведь ни в НК, ни в Законе о налоговых органов не предусмотрено возможности заключения подобных "горизонтальных" соглашений. Так и тянет опять  сказать какую-нибудь скабрезность про "горизонтальный контроль" и про ...молчу молчу.
Так что чем больше думаю, так до сих пор понять не могу "хорошо" это для налогоплательщика, или "плохо". Но для меня лично всё, что не предусмотрено Законом, а в данном случае ему прямо противоречит, не может являться благом.
А может я не прав, может я всё утрирую?