среда, 29 февраля 2012 г.

Можно ли признать продление выездной налоговой проверки незаконным?

В соответствии с  п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения ВНП, установлен в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@. Кто эти "основания" и этот "порядок" видел, тот, наверное, со мною  согласится - вопрос о продлении ВНП целиком и полностью находится в руках налоговых органов, действующих по принципу "что хочу, то и ворочу", т.к. перечень оснований для продления ВНП - по сути открыт. Как только законодателю пришло в голову, что правила для себя любимого должны писать именно те, кто потом эти правила должен соблюдать? Так  оно и получилось. Вот ведь...  попросили кота посторожить сметану, а козла капусту...
Мы решили проанализировать подходы судебной практики по вопросам правомерности продления ВНП и из огромного количество дел нашли ТОЛЬКО ОДНО  в пользу налогоплательщика, но и том там был какой-то исключительный случай. 

ИФНС при проведении ВНП потребовала у организации документы о "расходных операция". При этом налогоплательщик находился на УСН - объект налога - доходы. Т.к. налогоплательщик представил уже в ИФНС документы о "доходах", то представлять документы о "расходах" он отказался. По этой причине ИФНС продлила проверку до 4 месяцев. Как указали суды, рассматривая дело, поскольку налогоплательщик находится на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, у него отсутствует обязанность вести учет расходных операций и представлять эти первичные документы. Представленные обществом документы позволяют налоговому органу провести проверку в полном объеме (постановление ФАС СКО от 19.10.2009 № А32-4454/2009-3/50).

Во всех других случаях решения в пользу налоговых органов, причем обоснование как правило однотипное:

- решение о продлении ВНП обосновано необходимостью получения дополнительных документов, которые не поступили на момент истечения общего двухмесячного срока проведения выездной налоговой проверки (постановление ФАС СКО от 21.12.2009 № А32-9128/2009-30/136);
- решение о продлении ВНП принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы организации (постановление ФАС ВВО от 17.12.2007 № А28-5338/2007-191/21);
- решение о продлении ВНП обосновано необходимостью проведения допросов свидетелей, проведения экспертизы, необходимость проверки значительного периода, на отнесение ООО к категории крупнейших налогоплательщиков и ряд других обстоятельств
(постановление ФАС ЗСО от 17.03.2010 № А75-9464/2009);
- решение о продлении ВНП обосновано тем, что проверка соответствия первичных документов бухгалтерского учета техническим нормам расходования сырья в производстве требует существенных временных затрат, обусловленных большим документооборотом первичной документации, сложностями технологического процесса производства аккумуляторов, непредставлением документов по требованию налогового органа (постановление ФАС ПО от 23.12.2010 № А57-6890/2010);
- решение о продлении ВНП обосновано несвоевременным представлением ООО документов, необходимых для проведения проверки и оформления ее результатов, длительностью проверяемого периода, большим объемом анализируемых документов (постановление ФАС СЗО от 03.11.2010 № А42-10898/2009);
- решение о продлении ВНП обосновано тем, что налогоплательщик имеет большой объем проверяемых документов, а кроме того, решение не нарушает требования ст. 89 НК РФ, а также права и законные интересы проверяемого лица  (постановление ФАС СЗО от 23.04.2010 № А56-52293/2009);
- решение о продлении  ВНП не возлагало на налогоплательщика какие-либо дополнительных обязанностей и не создавало препятствий для осуществления предпринимательской деятельности (постановление ФАС УО от 25.10.2011 № Ф09-6768/11);
- решение о продлении ВНП обосновано длительностью проверяемого периода, существенным объемом документов, большим количеством проверяемых налогов, наличием разветвленной сети контрагентов  (постановление ФАС УО от 03.08.2010 № Ф09-5923/10-С3);
- решение о продлении ВНП обосновано получением от УНП УВД информации о наличии признаков ухода от налогообложения, требующих проведения дополнительных контрольных мероприятий, а следовательно, получение информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушения законодательства о налогах и сборах (постановление ФАС ЦО от 23.04.2009 № А23-2551/08А-14-174);
- решение о продлении ВНП обосновано непредставлением истребуемых документов (постановление ФАС ЦО от 01.04.2009 № А36-2328/2007).

Как то так...  Может быть у кого-то из читателей есть положительный опыт по оспариванию решений о продлении ВНП?