понедельник, 13 февраля 2012 г.

Что Минфин грядущий нам готовит?

Читаю новость....Владимир Путин поручил министерствам внести к 15 февраля в Правительство предложения по проведению очередной налоговой реформы. Тут же глава Минфина Антон Силуанов отреагировал и объявил о начале «творческой» работы над реформой. Так, Министр сообщил, что власти могут снизить прямые налоги и взамен поднять косвенные – то есть, например, снизить налог на прибыль, но увеличить акцизы или НДС. Именно подобные шаги простимулируют экономический рост в стране.
Тем временем другая организация - «Деловая Россия», которая и смогла убедить премьера в необходимости реформы, настаивает на снижении НДС, налога на прибыль и страховых взносов до 15%. Выпадающие доходы должны компенсировать высокие акцизы на табак и алкоголь, повышение налогов на добычу ископаемых и налога на недвижимость.
Независимые эксперты уверены: для Минфина главное – вовсе не экономический рост, а собираемость налогов. Именно косвенное налогообложение дает гарантированный приток средств в бюджет.
«Если налоговые доходы бюджета не позволяют совершить маневр, конечно же, есть еще один выход – повышение налогов», – сказал глава Минфина, выступая на Гайдаровском форуме в Москве. Но возникает вопрос, какие именно налоги надо повысить. Ведь «серьезные изменения налогового поля не всегда улучшают налоговый климат и инвестиционную привлекательность», властям нельзя допускать радикального изменения уровня фискальной нагрузки на экономику. У Минфина есть свои наработки по данной проблеме.
«Может быть рассмотрено некоторое сокращение прямых налогов и замена их на косвенные, – пояснил Силуанов. – Мы считаем, что более правильно повышать НДС и косвенные налоги, ни в коем случае не социальные платежи, ни в коем случае налог на прибыль». Повышение социальных платежей и налога на прибыль приведет к ухудшению конкурентоспособности экономики – такова «минфиновская позиция». Как добавил министр, не исключено рассмотрение вопроса об изменении страховых взносов в зависимости от того, как будет реформироваться пенсионная система.

Напомним, в декабре 2011 года премьер Владимир Путин, выступая на съезде «Деловой России», указал на фискальные дисбалансы в экономике: «Налоговая нагрузка распространяется неравномерно даже в производственных отраслях. Например, по виду деятельности: по производству машин и оборудования налоговая нагрузка составляет 11,1%, по строительству – 11,3%, а по металлургии – 3,3%, по производству кокса и нефтепродуктов – 5%». Очевидно, что стране сегодня необходим решительный налоговый маневр, который простимулирует рост, диверсификацию экономики и приток инвестиций, говорил Путин.
По итогам этой встречи с предпринимателями правительство получило от премьера ряд поручений. В частности, Минэкономразвития и Минфин должны «представить правительству РФ до 15 февраля 2012 года предложения по совершенствованию налоговой системы, включая оптимизацию налогов в целях стимулирования экономического роста и притока инвестиций в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса, с соответствующими финансово-экономическими расчетами».
Выступая на Гайдаровском форуме, первый вице-премьер Игорь Шувалов уточнил, что весной будут приняты решения по налогам, которые определят экономическую политику государства на ближайшие 5-6 лет. То есть речь идет о серьезных стратегических вопросах. До установленного срока остается меньше месяца, но чиновники пока, судя по всему, не торопятся детально разрабатывать налоговую реформу. Как сказал Силуанов, «вопрос налогового маневра – творческий», существует несколько мнений и различные предложения о том, как должна совершенствоваться налоговая система.
Вот вам и все новости. Однако мне кажется, что наращивание косвенных налогов может оказать на экономику не стимулирующее, а дестимулирующее влияние. Логика простая. К примеру, фиксированный и прямой налог на владение теоретически может подтолкнуть предприятие к наращиванию экономической активности – для того чтобы покрыть фискальные издержки. А постоянно растущие акцизы на бензин, наоборот, эту активность могут затормозить, потому что каждый новый километр перевозок будет увеличивать косвенное налоговое бремя. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что точно так же угнетает экономику и рост прямого налога на прибыль.
Но и это еще не все. Как показывает практика, обещания налоговых послаблений слишком часто оборачиваются еще большим фискальным ужесточением. Один из примеров – недавняя история с транспортным налогом. Власти заговорили о введении в России транспортного налога, ставка которого должна повышаться в зависимости от мощности двигателя автомобиля. Это вызвало протест у владельцев более дорогих и мощных машин. Тогда власти заговорили о послаблениях, они даже пообещали полностью заменить транспортный налог акцизами на бензин. Но на практике отмены транспортного налога не произошло. Транспортный налог по-прежнему взимается с автовладельцев, только при этом бензин стал значительно дороже: к постоянному, уже традиционному повышению цен на топливо добавились дополнительные акцизы.