вторник, 30 ноября 2021 г.

24.11.2021 СКЭС Верховного Суда РФ вынесла «мотивировку» по делу о применении инвестиционных налоговых льгот (дело № А14-65/2020)

24 ноября СКЭС ВС РФ вынесла мотивировочную часть Определения по делу о действии во времени законодательных изменений в части применения инвестиционных налоговых льгот. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (дело № А14-65/2020).


Фабула дела: основанием для принятия налоговым органом решения в части доначисления Обществу налога на имущество организаций за 2014-2016 гг. послужили выводы о необоснованном применении Обществом льготной ставки в размере 0,2%, предусмотренной Законом Воронежской области от 27.11.2003 № 62-ОЗ «О налоге на имущество организаций», в отношении имущества, введенного в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта.

По мнению налогового органа, Общество не имело правовых оснований для применения пониженной ставки. Начиная с 01.01.2013, в базу по налогу на имущество более не включаются объекты движимого имущества – основные средства, принятые на учет после названной даты (п. 4 ст. 374 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ).

Не согласившись с налоговым органом Общество обжаловало его решение сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Суды трех инстанций отказали Обществу в удовлетворении требований. В обоснование своих выводов они указали, что в соответствии с Законом Воронежской области от 07.07.2006 № 67-ОЗ «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области» организациям, реализующим особо значимые инвестиционные проекты, оказывается государственная (областная) поддержка в форме предоставления налоговых льгот по налогу на имущество, в виде пониженной налоговой ставки.

Законом Воронежской области от 27.11.2003 № 62-ОЗ «О налоге на имущество организаций» установлено, что ставка налога на имущество для организаций, реализующих особо значимые инвестиционные проекты в соответствии с Законом № 67-ОЗ, направленные на модернизацию, реконструкцию, расширение или техническое перевооружение действующего производства, устанавливается на срок три года, начиная с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором в установленном порядке осуществлен ввод в эксплуатацию производственных мощностей, включенных в инвестиционный проект в целом.

Ставка налога (от 0,2 до 2 процентов) определяется в зависимости от результата соотношения стоимости введенных основных средств по инвестиционному проекту к налогооблагаемой базе по налогу на имущество организаций, выраженного в процентах.

Расчет ставки налога на имущество организаций определен обществом как соотношение стоимости введенных основных средств по инвестиционному проекту, которая включает в себя как недвижимое, так и движимое имущество, к исчисленной на 31.05.2013 стоимости имущества организации, признаваемого объектом налогообложения, в формировании которой с 01.01.2013 не принимает участие стоимость движимого имущества, и определена налоговая ставка 0,2 процента.

В этой связи суды пришли к выводу, что общество не имело правовых оснований для применения пониженной налоговой ставки по следующим основаниям. Суды указали, что начиная с 01.01.2013 в налоговую базу по налогу на имущество включаются объекты недвижимости и более не включаются объекты движимого имущества – основные средства, принятые на учет после названной даты  Признавая доначисление налога на имущество налоговым органом обоснованным, суды исходили из того, что при расчете соотношения для целей определения размера пониженной ставки налога на имущество общество нарушило принцип использования сопоставимых показателей при определении налогозначимых обстоятельств.

Не согласившись с выводами судов, Общество обратилось с жалобой в Верховный суд РФ. В обоснование своей позиции налогоплательщик указывает, что изменение федерального законодательства, повлекшее опосредованным путем изменения требований для получения налоговой льготы на региональном уровне, не может служить основанием для отказа в применении пониженной ставки налога для инвестора, приступившего к реализации инвестиционного проекта до принятия законодательных изменений. Последующее изменение федерального законодательства не должно применяться с обратной силой к добросовестному инвестору.

СКЭС ВС РФ отменила судебные акты нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование своей позиции Судебная коллегия указала, что ожидания налогоплательщиков - инвесторов относительно налоговой выгоды, которая может быть получена ими по окончании реализации инвестиционного проекта в результате применения соответствующих льгот формируются на момент начала осуществления инвестиций.

В связи с этим равенство прав инвесторов по общему правилу достигается при применении одинаковых условий предоставления льгот к налогоплательщикам, которые приступили к осуществлению инвестиций и реализовали инвестиционный проект в надлежащие сроки.

Принятые после начала реализации инвестиционного проекта акты законодательства о налогах и сборах по общему правилу не могут применяться с обратной силой к длящимся отношениям, связанным с осуществлением инвестиций, если это ухудшает положение налогоплательщиков-инвесторов, в том числе в сравнении с иными субъектами инвестиционной деятельности, а именно, исключают возможность применения льготы или уменьшает величину налоговой выгоды, извлекаемой инвестором из ее применения.

Иное не отвечало бы обязанностям государства, связанным с обеспечением стабильности прав субъектов инвестиционной деятельности, равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности и защитой инвестиции.

Следовательно, действуя добросовестно, общество было вправе рассчитывать на то, что по окончании инвестиционного проекта оно сможет реализовать право на льготу и получить налоговую выгоду в соответствующем размере, исходя из стоимости всех основных средств, вводимых в эксплуатацию по результатам инвестиционного проекта.

В такой ситуации само по себе изменение федерального законодательства, повлекшее опосредованным путем изменение условий, необходимых для применения ставки налога 0,2 %, предусмотренной ст. 1 Закона № 62-ОЗ, не могло служить безусловным основанием для отказа в применении пониженной ставки налога для инвестора, приступившего к реализации инвестиционного проекта до принятия новых актов законодательства, и для доначислением налога к уплате в несоизмеримо большем размере.


FeedbackЗадать вопрос или написать автору
____________________________________________  
 



Уважаемые коллеги, друзья! 

2021 год подходит к концу. Самое время подводить итоги и стоить планы на год следующий. В 2022 году Группа Компаний «Налоги и финансовое право» проведет ряд мероприятий* по самым актуальным темам налогового и бухгалтерского учета, гражданского и хозяйственного права.
Мы предусмотрели возможные и текущие ограничения, поэтому часть мероприятий будет проводиться как в очном формате, так и в виде вебинара.
- 12-14 апреля: Ежегодная научно-практическая конференция: Новая правовая и налоговая реальность 2022. (очно)
- КПК (курс практикующего консультанта) «Налоги и налоговое право» (очно и on-line)
14-16 февраля: Актуальные вопросы налогового и бухгалтерского учёта, гражданского и хозяйственного права
14-16 июня: Налоговые и трудовые вопросы, гражданское и хозяйственное право
10-12 октября: Актуальные вопросы налогового и бухгалтерского учёта, гражданского и хозяйственного права
Доступен абонемент на все три курса.
- Курс авторских лекций А.В. Брызгалина (проводится on-line по вторникам)
15, 22, 29 марта, 5 апреля: Налоги в сложные времена
2, 9, 16, 23, 30 августа: Налоги 2022: управление, сложные вопросы, судебные споры
8, 15, 22, 29 ноября: Современная налоговая политика и судебная практика 2022 года
- Сентябрь – декабрь: Серии корпоративных семинаров: «Меняем взгляд на бухгалтерский учет» (очно и/или on-line)

* - возможны изменения

Включите наши семинары в свой график.
Будьте в курсе актуальных изменений в сфере налогового, финансового и хозяйственного законодательства.