Серия авторских вебинаров А.В. Брызгалина ноябрь 2025

четверг, 12 июля 2012 г.

Налогоплательщик не может быть лишен права выбора представителя при рассмотрении материалов налоговой проверки (дело ФАС ВСО)

Здание ФАС ВСО, г. Иркутск
К интересному выводу пришел при рассмотрении одного из дел ФАС Восточно-Сибирского округа. Суть дела заключалась в следующем. ...
Налоговый орган назначил на определенную дату рассмотрение материалов налоговой проверки. Однако на эту дату еще не истек срок подачи возражений на акт проверки и в итоге дата рассмотрения материалов проверки была перенесена на 2 дня. Но как оказалось такой перенос не устраивал налогоплательщика по той причине, что он намеревался участвовать в рассмотрении материалов проверки через своего представителя, находившегося в г. Челябинске при том, что он сам находился в Забайкальском крае (т.е. на значительном расстоянии друг от друга). 
В связи с этим налогоплательщик ходатайствовал о переносе рассмотрения материалов проверки на более позднюю дату в пределах сроков, установленных п. 1 ст. 101 НК РФ, но в удовлетворении этого ходатайства было отказано. Отказ в удовлетворении ходатайства инспекция мотивировала тем обстоятельством, что обязательного участия представителя из г. Челябинска не требуется, если руководитель и главный бухгалтер могут лично присутствовать при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Однако суды всех инстанций, рассматривавшие это дело, пришли к выводу, что инспекция лишила налогоплательщика права выбора представителя для участия в процессе рассмотрения материалов проверки и непосредственного участия представителя в рассмотрении материалов налоговой проверки. При этом ими было отмечено, что  уведомление о назначении времени рассмотрения материалов налоговой проверки на новую дату, нельзя признать заблаговременным, учитывая территориальную удаленность представителя налогоплательщика, который обоснованно рассчитывал на назначение времени рассмотрения материалов проверки на более поздний срок.
В итоге суды пришли к выводу о наличии существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, влекущими за собой отмену принятого решения по ее итогам (Постановление ФАС ВСО от 19.06.2012 № А78-8103/2011).