воскресенье, 13 ноября 2011 г.

К вопросу о правомерности отказа в вычете по НДС при недобросовестной работе плательщика с "однодневками" (Определение КС РФ от 29.09.2011 № 1292-О-О) (+ текст)

29 сентября 2011 года Конституционный Суд РФ принял Определение по вопросу конституционности в отказе вычетов по НДС при признании налогоплательщика недобросовестным в отношениях с контрагентом.

Фабула: Налогоплательщику было отказано в признании недействительным решения налогового органа о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислении недоимки по НДС.

Вопрос: Соответствуют ли Конституции РФ п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, поскольку они позволяют при признании налогоплательщика недобросовестным в отношениях с контрагентом отказывать ему в праве на вычет по НДС?


Налогоплательщик: Не соответствуют и противоречат ст.ст. 8, 19 (часть 1), 34, 55 (часть 3) и 57 Конституции РФ.

Конституционный Суд: Соответствуют, поскольку они не запрещают принимать к вычету суммы НДС, исчисление и оформление которых соответствует всем необходимым для осуществления налогового контроля требованиям, а потому не могут рассматриваться как ограничивающие конституционные права и свободы налогоплательщиков (Определение КС РФ от 16.11.2006 № 467-О).
Разрешение споров о праве на налоговый вычет относится к компетенции арбитражных судов, которые не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнения в правомерности применения налогового вычета обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств.


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 сентября 2011 года №  1292-О-О



ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ОАО  "САРАТОВСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД"

НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ п. 2 ст. 169, п.

1 ст. 171 и п. 1 ст.  172 НК РФ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ОАО "Саратовский подшипниковый завод" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд РФ ОАО "Саратовский подшипниковый завод" оспаривает конституционность следующих положений НК РФ:
п.  2 ст.  169, определяющего значение счета-фактуры;
п. 1 ст. 171, предоставляющего плательщику НДС право уменьшить общую сумму налога на установленные данной статьей налоговые вычеты;
п. 1 ст.  172, указывающего на порядок применения налоговых вычетов.
Как следует из представленных материалов, арбитражный суд отказал в удовлетворении требований ОАО "Саратовский подшипниковый завод" о признании недействительным решения налогового органа о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислении налоговой недоимки.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, противоречат Конституции РФ, ее ст.ст.  8, 19 (часть 1), 34, 55 (часть 3) и 57, поскольку позволяют при признании налогоплательщика недобросовестным в отношениях с контрагентом отказывать ему в праве на вычет по налогу на добавленную стоимость.
2. Конституционный Суд РФ, изучив представленные ОАО "Саратовский подшипниковый завод" материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Как ранее указал Конституционный Суд РФ, по смыслу п.  2 ст. 169 НК РФ, соответствие счета-фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 данной статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету; требование указанной нормы, согласно которой налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета; названные законоположения не запрещают принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость, исчисление и оформление которых соответствует всем необходимым для осуществления налогового контроля требованиям, а потому не могут рассматриваться как ограничивающие конституционные права и свободы налогоплательщиков (Определение от 16 ноября 2006 года N 467-О).
Из взаимосвязанных положений ст.ст.  169, 171 и 172 НК РФ следует, что основанием для вычета по налогу на добавленную стоимость является совокупность наступивших обстоятельств: приобретение товара (работ, услуг) для использования в облагаемых операциях, отражение их в учете у налогоплательщика-покупателя и наличие надлежащим образом оформленного счета-фактуры, соответственно, при соблюдении налогоплательщиком предусмотренных налоговым законодательством требований ему не может быть отказано в праве на вычет сумм налога на добавленную стоимость (Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2011 года N 499-О-О).
Таким образом, с учетом принятых Конституционным Судом РФ решений, данные положения НК РФ  не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
При этом разрешение споров о праве на налоговый вычет относится к компетенции арбитражных судов, которые не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств.
Проверка же законности и обоснованности правоприменительных решений, вынесенных по делу заявителя, не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ (ст.  125 Конституции РФ и ст.  3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой ст.  43, частью первой ст. 79, ст.ст. 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", Конституционный Суд РФ

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Саратовский подшипниковый завод", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд РФ признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда РФ по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН