суббота, 7 января 2012 г.

Прочитанные книги... Юрий Никулин "Почти серьезно..."

Книга  Юрия Никулина "Почти серьезно..." (почитать книгу в Интернете можно здесь) впервые вышла в издательстве "Молодая гвардия" в далеком 1982 году. Я помню те времена и появление книги было настоящим культурным явлением в стране в тот период. Ее все читали и перечитывали (достать ее было крайне тяжело) ее пересказывали, цитировали. Юрий Никулин был необычайно популярным артистом  в то время, поэтому его мемуары были интересны всем. Как потом я позже узнал помог ему написать эту книгу известный журналист и психолог  Владимир Шахиджанян, который где-то говорил, что писали они с Никулиным эту книгу несколько лет. Книга на сегодня выдержала 14 переизданий.
Не скажу, что книга читается "на едином дыхании". Книгу эту за одну  ночь не прочитаешь это точно, т.к. она достаточно объемная. Поражает память автора, который помним всё в мельчайших подробностях. Поражает мудрость автора, его такт, его доброта к тем людям, с которыми его свела жизнь - он ни о ком не написал плохо.  И еще я заметил эффект - вроде прочитал часть книги, перелистнул страницу, прошло время, а ты потом ходишь, ходишь, и  какой-то эпизод всё из головы не выходит, и ты о нем думаешь, думаешь. А еще в книге очень много юмора и ... труда. Всё о чем пишет Никулин - это труд и работа, работа и труд. Причем смех - это самая серьезная работа. 
Также я предлагаю несколько эпизодов из книги, которые я уже подготовил (т.е. переработал) для коллекции.


И из мечты можно сделать варенье. Нужно только добавить фруктов и сахара (Станислав Ежи Лец)

В природе ничего не пропадает кроме исполнившихся надежд (Станислав Ежи Лец).

Жизнь отнимает у людей слишком много времени (
Станислав Ежи Лец).

Когда обезьяна засмеялась увидев себя в зеркале, - родился человек (Ежи Лец).

Когда вагоновожатый ищет новые пути трамвай сходит с рельсов (Арнольд Григорье-вич Арнольд (наст. Барский) (1897-1969) – советский актёр, сценарист и режиссёр).

Юрий Никулин в своей книге «Почти серьезно» (1982) описывает случай о том, как ста-рого колуна на пенсии пригласили принять участие в спектакле, буквально придумав ему роль. И вот как это выглядело…
«… И мы придумали роль дворецкого, который должен стоять и открывать дверь. Роль никому не нужная, но тем не менее считалась ролью, и Демаш исправно приходил на репетиции. А за час до начала представления он начинал гримироваться, потом делал гимнастику и страшно нервничал перед выходом на манеж. В роли ни одного слова, но он относился к ней так, будто это у него главная роль».

Юрий Никулин в своей книге «Почти серьезно» (1982) описывает случай, как ему однажды понадобился для какой-то репризы топор.
«… Здоровый топор мне подарил мясник, который жил у нас во дворе. Кривое топорище, лезвие все выщерблено. Позже мясник пришел на представление специально, чтобы по-смотреть на свой топор. Через несколько дней, встретив меня во дворе, сказал:
– А мой топор-то ничего. Смешной. – И добавил:
– Ты приходи в магазин, хорошее мясо выберу..»

Люди всегда смеются над розыгрышем, пока разыгрывают не их (Из книги Юрия Никулина «Почти серьезно» (1982)).

Тост за врага.
Юрий Никулин в своей книге «Почти серьезно» (1982) приводит тост музыкального эксцентрика Николая Ивановича Тамарина.
«… – А я пью, – говорил Тамарин, – за своего врага. Я желаю моему врагу персональный оклад и отдельный дом из пяти комнат. Я желаю, чтобы в доме у него стояла только импортная мебель. Еще желаю, чтобы у врага было в доме три телефона: красный, белый и зеленый. Я желаю, чтобы мой враг по этим телефонам звонил только – 01,02, 03.- И после смеха присутствующих добавлял: – Чтобы всегда там было «занято»…».

Юрий Никулин в своей книге «Почти серьезно» (1982) пишет о легендарном итальян-ском жонглере Энрико Растелли. Его работоспособность поражала.
«… Он вставал в, шесть утра и, пока на манеже репетировали лошади, без устали кидал в фойе цирка шарики, мячи, булавы, тарелки, палочки. Когда освобождался манеж, он про-должал репетицию на арене. Обед и завтрак ему приносили прямо на манеж.
За два часа до представления Энрико брился, переодевался, возвращался в цирк и про-должал репетировать до своего выхода. Если что-то во время исполнения номера получалось не так, как ему хотелось, он оставался после окончания представления и. снова репетировал, пока не добивался безошибочного исполнения трюков, полного автоматизма…
… Энрико Растелли настолько легко и свободно подкидывал и ловил предметы, что ка-залось, палочки, шарики, тарелки, факелы притягивались к его рукам, как к магниту. При этом артист обладал поразительным обаянием, пластикой, легкостью. Невероятная техника, артистизм, бешеный ритм – все это обеспечивало ему успех…
Ни успех, ни восторженные статьи в газетах, ни бешеные гонорары не могли отвлечь прославленного жонглера от постоянной работы над своим номером. Он продолжал репети-ровать по двенадцать часов в день. Все время придумывал новые трюки, комбинации и отта-чивал технику до неимоверного совершенства, жонглируя порой даже с закрытыми глаза-ми…»
В книге приводится случай, когда Энрико во время гастролей в России женился. Свадьба была в Харькове. Гости сидели за праздничным столом в верхнем фойе цирка. Когда кто-то по традиции крикнул «горько», невеста Энрико повернулась к жениху и увидела пус-той стул. Обнаружили Энрико в пустом манеже, где он репетировал, жонглируя шариками и палочками.

Юрий Никулин в своей книге «Почти серьезно» (1982) описывает интересный случай про необыкновенную цирковую собаку по кличке Люкс.
«….. Помню случай, который всех потряс. В репризе «Похищение шапок»Люкс обычно стремительно бежал из-за кулис ко мне, сидящему на стуле к нему спиной, и, снимая с голо-вы шляпу, с силой толкал меня передними лапами в плечи. На одном из спектаклей Таня и Игорь, которые держали собаку за занавесом и выпускали на манеж, вдруг увидели, что Люкс, как обычно, стремительно бросился ко мне, но, не добежав метра два до стула, внезапно резко остановился, а потом тихо, словно на цыпочках, подошел ко мне сзади, положил лапы на спинку стула (а не на мои плечи, как делал обычно) и осторожно, как стеклянную хрупкую вещь, снял с моей головы шляпу и медленно с ней пошел за кулисы. Дальше реприза не пошла. Все недоумевали, что могло случиться с Люксом. А случилось вот что: я как сидел на стуле, так и остался сидеть. Со стулом меня, к великому недоумению публики, и унесли с манежа. За минуту до подхода собаки острая боль пронзила мое тело. Очередной при-ступ радикулита! Я сидел, превозмогая боль, с ужасом ожидая толчка Люкса. А собака каким-то необъяснимым чутьем поняла, что мне плохо, и не причинила боли.
После этого мы окончательно уверовала в сверхгениальный ум Люкса…»

Никогда не ищите успеха там, где вы однажды его нашли (Георгий Семенович Венецианов (1896-1965) – в 50-е годы 20 века художественный руководитель Ленинградского цирка)

Юрий Никулин в своей книге «Почти серьезно» (1982) описывает случай как знамени-тый советский режиссер Алексей Герман снимал фильм «Двадцать дней без войны». Никулин пишет, что съемки начались со сцены в поезде и далее: «По метражу это занимает минут 12-13 в фильме, а снимали мы более месяца». 

Мой коммент - Вот как раньше делались фильмы.


Один клоун, приезжающий в город, дает людям больше здоровья, чем сто ишаков, на-груженных лекарствами (Восточная мудрость).


Юрий Никулин в своей книге «Почти серьезно» (1982) описывает случай, который рас-сказала ему советская актриса Елена Кузьмина.
«… в фильме «Секретная миссия» снимался кадр, где убивают ее героиню. Кузьмина за рулем машины. В лобовом стекле одна за другой возникают дырки от пуль. Снимали это так. За спиной актрисы, чуть слева, посадили снайпера, который стрелял по стеклу изнутри машины. – Вы только голову не отклоняйте. Даже на сантиметр, – попросил он Кузьмину. – Это было очень страшно, – вспоминала Елена Александровна. … И знаете, самое любопытное – когда после шестого дубля все шесть изрешеченных стекол положили друг на друга, все дыр-ки совпали»

Юрий Никулин в своей книге «Почти серьезно» (1982) пишет об опыте и опытности артистов.
«… Проходят годы. Про нас уже говорят - маститые артисты. И как в свое время я смотрел на корифеев цирка, так, видимо, смотрят и на нас начинающие клоуны. А мне кажется, что мы остались такими же, какими были много лет назад. Да, конечно, приобрели опыт, стали более профессиональными, но, в сущности, не изменились. Скорее наоборот, некоторые вещи мы раньше делали лучше, чем сейчас. В молодости легче работалось, были озорство, поиски, импровизации. Раньше мы легко переносили любые промахи. А теперь неудачи стали переживать острее. Да и публика предъявляет к нам особые требования…»