вторник, 16 ноября 2010 г.

Конституционный Суд РФ рассматривает интересное дело по выкупу арендованного муниципального имущества (не налоги)

Как следует из информации, размещенной на сайте Конституционного Суда РФ, 28 октября 2010 года Суд в открытом заседании рассмотрел дело о проверке конституционности положений части 8 статьи 4 и частей 2-4 статьи 9 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». С жалобой в КС РФ обратилась администрация города Благовещенска.
В чем суть дела?


В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом арендаторам государственной и муниципальной недвижимости было предоставлено право требовать продажи им этого имущества. Причем не любой арендатор, а тот, кто относится к категории малого и среднего бизнеса. Если бизнесмен выкуп требовал органы исполнительной власти обязаны обеспечить оценку арендуемого имущества и определить условия его приватизации. Я помню момент принятия этого закона, сколько было шуму и пафоса. И вот закон вступил в силу, а дальше уже все как водится.

Индивидуальный предприниматель Татьяна Удод арендовала муниципальное здание (кафе «Бирюза») с 1999 года. В июне 2009 года она обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о намерении выкупить его, но ... получила отказ, т.к. ее помещение не было, по мнению чиновников, включено в план приватизации муниципального имущества. Предприниматель в суд, и суд признал ее требования законными и обязал городскую администрацию совершить действия, необходимые для приватизации спорного помещения.

Но муниципалетит не сдается и обращается в КС РФ указывая, что Конституция РФ гарантирует местному самоуправлению самостоятельность в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (вообще то логично). 

Заявитель полагает, что обязывая органы местного самоуправления передавать муниципальное имущество предпринимателям без согласия собственника, нормы спорного закона несоразмерно ограничивают право муниципальной собственности и имущественную самостоятельность муниципалитетов, ставят их в неравное положение с другими собственниками и тем противоречат статьям 8 (ч. 2), 12, 130 (ч. 1), 132 (ч. 1) и 133 Конституции РФ.

Свой вердикт КС РФ еще не огласил, но дело, согласитесь, очень и очень интересное. Мой прогноз, муниципалитет Благовещенска получит отказ. Слишком уж его действия не соответствуют современной политике нашего Президента (а насколько я знаю, идея о выкупе принадлежит лично ему). А Вы, читатели, как думаете? Устоит Федеральный закон перед Конституцией? Так и хочется воскликнуть: "Делайте ставки, господа..", хотя сам понимаю, не к месту.