понедельник, 1 ноября 2010 г.

О минимальной ставке по налогу на прибыль на территории Свердловской области с 01.01.2011, или "налоговыми льготами вымощена дорога в налоговый ад"...

На редкость эмоционально (сам не ожидал), а местами даже и резко развернулось обсуждение моего октябрьского выступления на радио "Эхо Москвы в Екатеринбурге", которое я разместил на блоге  здесь. Причем из всего множества налоговых  вопросов, которые я обсуждал с очаровательной ведущей Элиной  Тихоновой, только одна тема вызвала бурную и ожесточенную дискуссию - это вопрос о введении с 1 января 2011 года на территории Свердловской области минимальной ставки по налогу на прибыль для вновь созданных  с 2010 года юрлиц, а также вновь создаваемых юрлиц  с 1 января 2011 года. Хороши ли эти льготы  или пользоваться ими плохо???
На пост о передаче на "Эхе..." было написано необычайно много комментов, да так много, что мне пришлось пообещать отдельный пост по этой теме, чтобы письменно изложить свою точку зрения. 
Моя позиция по такому налоговому креативу властей отрицательная. Я считаю, что необдуманно вводя такие тотальные налоговые льготы власти скорее пиараться, чем реально работают. Идет подмена понятий "власти работают", и "власти звенят о себе в СМИ". Так и здесь, вместо того, что бы вводить точечные налоговые льготы, рассчитанные на реальный экономический эффект - региональные законодатели просто шумно .. ну совершили акт в стиле "вау"....

Вот уж действительно, никто не знает в России где она золотая середина. Ранее, Свердловская область вообще имела минимум налоговых льгот (а не только по налогу на прибыль), сейчас же она имеет льготу, которой могут пользоваться практически все.Итак, Закон Свердловской области от 18 октября 2010 года № 73-ОЗ "О внесении изменений в п.1 ст. 2 Закона Свердловской области "О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области", опубликован в "Областной газете" 20 октября 2010 года. Вступает в силу Закон с 1 января 2011 года.

Тест закона выкладываю полностью .....


Закон Свердловской области
от 18 октября 2010 г. N 73-ОЗ
"О внесении изменений в пункт 1 статьи 2 Закона Свердловской области "О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области"

....

Статья 1
Внести в пункт 1 статьи 2 Закона Свердловской области от 29 ноября 2002 года N 42-ОЗ "О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области"....., изменения, дополнив его подпунктами 1 - 2-1 следующего содержания:
"1) налогоплательщиками, являющимися вновь созданными в 2010 году на территории Свердловской области производственными кооперативами или некоммерческими организациями (за исключением случая создания таких юридических лиц в результате реорганизации), - в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с 2011 года;
1-1) налогоплательщиками, являющимися вновь созданными в 2010 году на территории Свердловской области хозяйственными товариществами, хозяйственными обществами или унитарными предприятиями (за исключением случая создания таких юридических лиц в результате реорганизации), размер складочного капитала, уставного капитала или уставного фонда которых на момент создания составляет не менее 10 миллионов рублей, - в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с 2011 года;
2) налогоплательщиками, являющимися вновь созданными начиная с 1 января 2011 года на территории Свердловской области производственными кооперативами или некоммерческими организациями (за исключением случая создания таких юридических лиц в результате реорганизации), - в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором создано такое юридическое лицо;
2-1) налогоплательщиками, являющимися вновь созданными начиная с 1 января 2011 года на территории Свердловской области хозяйственными товариществами, хозяйственными обществами или унитарными предприятиями (за исключением случая создания таких юридических лиц в результате реорганизации), размер складочного капитала, уставного капитала или уставного фонда которых на момент создания составляет не менее 10 миллионов рублей, - в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором создано такое юридическое лицо;".


Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2011 года.


Губернатор Свердловской области А.С. Мишарин


г. Екатеринбург
18 октября 2010 года
N 73-ОЗ

Прочитали?
Ну тогда давайте говорить.
Во-первых, я не вижу в этом законе никакого смысла, кроме "прогреметь по России" с заголовками типа "Свердловская область стала офшорной зоной". У нас что, не создаются предприятия, или вокруг Свердловской области все сплошь офшорные зоны и надо как то защищаться? Да нет.. Такого нет. У нас что, убегает капитал и бизнес мигрирует? Нет тому ни одного подтверждения. Может быть так было задумано давно? Опять промах. Закон об областном бюджете на 2009 год и плановый период на 2010 и 2011 на такой ставки рассчитан не был. Может кризис Свердловскую область подкосил? Да нет, вроде бы область из него успешно выходит, во всяком случае так говорит действующий губернатор. Тогда вопрос, зачем это делать?

Во-вторых,  я не понимаю, чем же организации, зарегистрированные до 1 января 2010 года хуже тех, кто является "вновь созданным". Первые уже работают, пережили кризис, им бы укрепиться, они работают худе бедно, налогу уже платят, рабочие места создали и держат, т.е. уже являются кормильцами для бюджетов, казны и трудовых коллективов. А вот хрен им, а не льготы. А тем кто еще палец о палец не ударил, уже льготы заготовили. Иными словами, наша власть проповедует принцип "кто везет на том и едут".. (Вообще вопрос о том, надо ли поощрять добросовестных налогоплательщиков это тема для отдельного поста)...

В-третьих, у этой льготы, вернее для тех кто решит ею воспользоваться, куча политических рисков, крайними в которых станет доверчивый налогоплательщик. Ведь власти даже и не скрывают, что пониженная ставка налога нужна только для одного - привлечь в регион инорегиональные  крупных корпораций (холдингов, концернов, групп компаний и т.д.). Предполагается, что посредством государственной регистрации новых юридических лиц эти инорегиональные компании переведут на территорию Свердловской области финансовые потоки, сформировав в регионе своеобразные центры прибыли. Власти это везде озвучивают (блин, хоть бы молчали), хотя не понимают того, что данные цели являются более чем сомнительными. Ведь что будет? Могу предположить, что холдинги, действующие по России начнут "оставлять" затраты в других, сопредельных со Свердловской областью территориях, а всю прибыль "понесут" на ее территорию (посредством формальных действий и операций). Это неизбежно приведет к сокращению налоговых поступлений в иные региональные бюджеты. Данное обстоятельство, естественно вызовет недовольство иных субъектов РФ, что c большой долей вероятности повлечет скандал. Какие формы примет этот скандал и какой юридический инструментарий будут задействовать конфликтующие стороны в настоящий момент мне лично точно определить трудно, однако это уже не имеет особого значения.
Вот самые банальный прием, лежащий на поверхности, когда соседний для Свердловской области регион, обращается в Генеральную прокуратуру или в Конституционный Суд РФ, или в суд общей юрисдикции с заявлением о том, что Закон Свердловской области не соответствует или Конституции, или принципам федеративного устройства России, или принципам Налогового кодекса РФ (ст. 3). Кроме того, можно обосновать, что этот Закон нарушает права и интересы других субъектов РФ, что недопустимо и незаконно.

Ниже я привожу краткий перечень правовых оснований, которые могут быть использованы для обоснования незаконности Областного закона:

а) Установление пониженной ставки по налогу на прибыль представляет собой не что иное как налоговую льготу. Между тем, в соответствии со ст. 56 НК РФ: «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере".
Данное положение дает возможность установления налоговых льгот именно отдельным категориям налогоплательщиков, а не тотально всем подряд.
Дифференциация налогоплательщиков в зависимости от организационно-правовой формы и размера уставного капитала не является делением на категории, поскольку, во-первых, в обоих случаях предпринимательская деятельность фактически может осуществляться неограниченным кругом налогоплательщиков.
Во-вторых, сами критерии дифференциации не имеют ничего общего с предпринимательской деятельностью, с экономической эффективностью деятельности налогоплательщиков, не имеют ни социального ни стимулирующего характера.

б) В соответствии же с п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Ничем не обоснованное предоставление налоговых льгот неограниченному кругу налогоплательщиков, и практически ВСЕМ – нарушает этот принцип.

в) В соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Однако тотальное предоставление налоговых льгот налогоплательщикам, исходя из даты государственной регистрации, нарушает принцип равенства в отношении тех плательщиков налога на прибыль, которые зарегистрированы до 1 января 2010 года.

Продолжать, я думаю не стоит, лучше пойдем дальше....

В-четвертых, глянем п. 4 ст. 3 НК РФ, а там написано - не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ…
Однако установление Свердловской областью беспрецедентных налоговых льгот может спровоцировать бегство бизнеса из соседних субъектов РФ, что будем иметь, как мы уже указывали выше как бюджетно-экономические, так и политические негативные последствия.
В этой ситуации мы напоминаем, что в практике российского налогообложения некоторые субъекты РФ уже пытались установить тотальные налоговые льготы для своих региональных «резидентов».Так такую попытку в 2005 году предприняла Пермская область. Однако Верховный Суд РФ по заявлению органов прокуратуры признал (причем по формальным и надуманным основаниям) установление подобных тотальных налоговых льгот противоречащим федеральному законодательству о налогах и сборах.

В кратком изложении это дело выглядит так.

Прокурор оспорил положение закона субъекта РФ о налогообложении в части установления ставки по налогу на прибыль для налогоплательщиков, имеющих налоговую базу в размере более 100 000 за отчетный период в размере 13.5 %, зачисляемых в региональный бюджет.
По мнению прокурора, субъект РФ, понизив налоговую ставку с 17.5 % до 13.5 %, предоставил налоговую льготу не для отдельных категорий налогоплательщиков, как того требует ст.56 НК РФ, а для всех налогоплательщиков.
Как указал Верховный Суд РФ, налоговая база используется для установления конкретного налога, поэтому она не может рассматриваться в качестве критерия, характеризующего конкретного налогоплательщика и позволяющего отнести последнего к определенной категории налогоплательщиков. Вместе с тем налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена законами субъекта РФ для отдельных категорий налогоплательщиков (ст.254 НК РФ). К числу общих признаков налогоплательщиков могут быть отнесены: отраслевая принадлежность организации, численность ее работников, размер произведенных ею капитальных вложений. Общий признак, выраженный в виде прибыли за определенный период времени, не может быть связан с результатом хозяйственной деятельности организации, носит дискриминационный характер по отношению к организациям, осуществляющим одни и те же виды деятельности в одинаковых условиях, но с разными финансовыми возможностями. Использование экономической характеристики налоговой базы, в частности ее размера, не может служить в качестве критерия для выделения отдельной категории налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций (Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2006 N 44-Г06-7).
Не верите, найдите это решение в "Консультанте+"/"Гаранте", читайте сами....


В-пятых, закон будучи еще не принятым уже стал объектом скандала. Как говорят многие депутаты и политики закон имел одну цель, дать льготу одной вновь создаваемой на территории Свердловской области крупной корпорации. Однако на территории Свердовской области действует Закон от 20.02.2009 г. № 2-ОЗ «О противодействии коррупции Свердловской области», согласно которому по каждому региональному закону проводится антикоррупционная экспертиза.Насколько я знаю на данный момент такая экспертиза еще не завершена и, соответственно, есть основания полагать, что по ее итогам Прокуратурой могут быть приняты соответствующие меры прокурорского реагирования.
Тем более, необходимо учитывать, что сам процесс обсуждения и принятия Областного закона отличался большой дискуссионностью и даже ... хотя что я буду слухи повторять - читайте здесь.

В-шестых, давайте пофантазируем... Могу представить, что после опубликования офшорного закона на Свердловщие возникнет «вал регистраций» новых юридических лиц, основной целью которых будет только одно – воспользоваться пониженной ставкой по налогу на прибыль, предоставленной добрыми (или добренькими региональными властями).
Этот вал будет инициирован как местными учредителями, так и инорегиональными. В этих условиях, налоговым органам не будет составлять особого труда (благо, что соответствующие методики и алгоритмы у них уже отработаны) обосновать и доказать, что регистрация нового юридического лица для учредителя (учредителей) не имела никакой деловой цели, что влечет за собой признание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. В этом случае новое юридическое лицо будет просто лишено возможности применять пониженную ставку по налогу на прибыль с применением размера общей ставки.Согласно п.п. 1, 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» налоговая выгода (к которой относится в том числе и возможность применения более низкой налоговой ставки) не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Какие конкретно методы будет использованы налоговыми органами в этой ситуации – предположить затруднительно, хотя уже сейчас можно насчитать десятки вариантов обоснования недобросовестности налогоплательщика.
В этих условиях представляется, что даже поддержка местных налогоплательщиков региональными властями не будет иметь большого значения, т.к. налоговый орган это федеральная структура и она подчиняется своим ведомственным интересам, которые могут (и скорее всего) и не совпадать с региональными интересами (такие случаи в практике уже бывали неоднократно).


Думаю, что уже достаточно, но не могу остановится...

В-седьмых, льгота эта дана на 5 лет. Через 5 лет что будет? Власти рассчитывают, что вставшие на налоги предприятия будут и дальше работать, отчисляя в бюджет. Сомневаюсь... Срочные льготы имеют только один эффект - после истечения соответствующего срока на льготу, фирма как правило "бросается". Поэтому всегда нужен противовес этому, хотя бы с положением о том, что "если организация прекратит свою работу после истечения права на льготу - льготы перерассчитываются за ... столько то времени". Как то так....
Поэтому хоть что вы со мной делаете, а закон мне не нравится.. Не верю я ему и другим не советую.
Помните эту фразу "бойтесь данайцев дары приносящих", или как один мой читатель написал "бесплатный сыр бывает в мышеловке". А я от себя еще добавлю - "налоговыми льготами вымощена дорога в налоговый ад". Кстати, знаете за что посадили Ходорковского? За то, что он воспользовался налоговыми льготами, предусмотренными федеральным законом.