четверг, 23 декабря 2010 г.

Сталин и налоги. Заметки по поводу 131-летия Иосифа Виссарионовича Сталина

И.В. Сталин
Мое отношение к И.В. Сталину амбивалентно, т.е. двойственно. С одной стороны, я понимаю, какой это был великий государственный деятель, пытающийся сделать из СССР процветающую страну счастливых людей. А с другой стороны, средства, которые были выбраны им для достижения этой благородной цели - стояли стране десятки миллионов человеческих жизней. Страна, благодаря Сталину надорвалась так, что до сих не может оправиться. И до сих пор не понятно, это фатально, или мы еще сможем выкарабкаться.
Но речь здесь пойдет о другом, Сталин, проводя свою политику решал и налоговые вопросы, о чем свидетельствуют ниже представленные тексты. Причем решал ее на самом высоком интеллектуальном уровне и, кстати, у него многое получалось. Только вчитайтесь в эти строки. Как Сталин мыслил, как рассуждал. 
Причем интересно отметить, что имеются сведения, будто бы Сталин в Грузии работал бухгалтером на одном из предприятий по добыче чиатурского марганца, откуда и был уволен через некоторое время за пропаганду и агитацию. Об этом, в частности, пишет Марк Алданов в своей книге «Убийство Урицкого».


«Временное революционное прави¬тельство и социал-демократия» (1905)
"…господство царя сменится господством народа. По такому пути идет в настоящее время народная революция. Что должно сделать временное правительство?.. Оно должно уничтожить косвенные налоги и ввести прогрессивный налог на прибыли и наследство..."

«Отчет комиссии ЦК Партии и Совета обороны товарищу Ленину о причинах падения Перми в декабре 1918 года» (1919)
"…Только убожеством работы советских и партийных организаций, лишенных минимального руководства со стороны ЦИК (или Наркомвнудел) и ЦК партии, можно объяснить тот поразительный факт, что революционный декрет о чрезвычайном налоге, призванный вбить клин в деревне и поднять бедноту за Советскую власть, – этот декрет превратился в опаснейшее оружие в руках кулаков для сплочения деревни против Советской власти (обычно по инициативе кулаков, сидящих в комбедах, раскладка налогов происходила по душам, а не по имущественному признаку, что озлобляло бедноту и облегчало агитацию кулаков против налогов и Советской власти). Между тем все без исключения работники подтверждают, что «недоразумения» с чрезвычайным налогом послужили одной из главных причин, если не единственно главной причиной, контрреволюционизирования деревни…"

«XII съезд РКП(б) 17–25 апреля 1923 года. Стенографический отчет»
"…либо самый государственный аппарат, налоговый аппарат будет упрощен, сокращен, из него будут изгнаны воры и мошенники, и тогда нам удастся брать с крестьян меньше, чем теперь, и тогда народное хозяйство выдержит. Либо этот аппарат превратится в самоцель, как было на юго-востоке, и все, что берется у крестьянства, придется тратить на содержание самого аппарата, – и тогда политический крах…"

«Перспективы» (1921)
"…нужна новая, хозяйственная форма союза, обеспечивающая хозяйственную выгоду и рабочим, и крестьянам. В этом ключ к пони-манию новой экономической политики… Но мало добиться увеличения производства продовольствия и сырья. Нужно еще собрать, заготовить известный минимум этих продуктов, необходимый для поддержания транспорта, индустрии, армии и пр. Поэтому, если отвлечься от продналога, являющегося простым дополнением к отмене разверстки, то вторым шагом нужно считать передачу продовольственных и сырьевых заготовок Центральному союзу потребительских кооперативов (Центросоюз)…"

«Об очередных задачах партии в деревне» (речь на совеща-нии секретарей деревенских ячеек при ЦК РКП(б) 22 октября 1924 года)
<…Нечего и говорить, что вопросы бюджета, сбора налогов и способов расходования имеют для крестьянства первостепенное значение. Поэтому участие крестьянства в советском строительстве приобретает теперь актуальное значение больше, чем когда бы то ни было…>

«О задачах партии в деревне» (речь на пленуме ЦК РКП(б) 26 октября 1924 года)
"…мужик дал бы налог, если бы цены на хлеб были «достаточно высокие» и если бы цены на мануфактуру и на другие городские изделия были «достаточно» снижены…"

«Политический отчет ЦК о XIV съезде ВКП(б) 18–31 декабря 1925 года»
"…Характерно то, что в системе нашего государственного бюджета удельный вес неналоговых доходов много выше, чем удельный вес доходов налоговых. Все это также говорит о том, что хозяйство наше растет и идет вперед…"

«Вопросы и ответы» (речь в Свердловском университете 9 июня 1925 года)
"…из всех существующих налогов сельскохозяйственный налог является наиболее близким к местным условиям, более всего приспособленным для использования его на местные нужды. Едва ли можно сомневаться в том, что местный бюджет вообще будет расти. Но несомненно также и то, что он будет расти прежде всего за счет сельскохозяйственного налога, требующего максимального приспособления к местным условиям. Это тем более вероятно, что центр тяжести государственных доходов уже переместился и будет вообще перемещаться на поступления другого рода, на поступления от государственных предприятий, на косвенные налоги и т.д.…"

"…Кто решится утверждать, что крестьянство заинтересовано в своем собственном обнищании? Вот вам и почва для союза между пролетариатом и крестьянством… Значит ли это, наконец, что наши местные или центральные органы, опираясь на закон о сельскохозяйственном налоге и пользуясь своим правом взимания налогов, могут рассматривать этот закон как нечто непререкаемое, могут доходить в своей практике до разбора амбаров и снятия крыш с домов маломощных налогоплательщиков?.."

"…Желая придать сельскохозяйственному налогу резко выраженный подоходный характер, государство перекладывает главную тяжесть этого налога на плечи кулачества. В ответ на это кулачество старается извернуться «всеми правдами и неправдами» и использует всю свою силу и все свое влияние в деревне для того, чтобы переложить тяжесть налога на плечи середняков и бедноты…"

«О комсомольском активе в деревне» (речь на заседании Оргбюро ЦК РКП(б) 6 апреля 1925 года)
"…Налог и местный бюджет – первое дело теперь в деревне. На этой почве творятся ныне неисчислимые злоупотребления. Как распределить налоги, чтобы бедняк не был обижен, а кулак не был освобожден от налоговых тягот; как расходовать деньги по местному бюджету и на какие именно нужды; как добиться того, чтобы злоупотребления на этой почве были выявлены и искоренены, – все это такие вопросы, мимо которых не может пройти комсомолец-активист..."

«О перспективах КПГ и большевизации» (3 февраля 1925 года)
"…Социал-демократию надо пригвождать к позорному столбу не на основе планетарных вопросов, а на основе повседневной борьбы рабочего класса за улучшение его материального и политического положения, причем вопросы о заработной плате, о рабочем дне, о жилищных условиях, о страховании, о налогах, о безработице, о дороговизне жизни и пр. должны играть серьезнейшую роль, если не решающую. Бить социал-демократов каждодневно на основе этих вопросов, вскрывая их предательство, – такова задача…"

«К вопросам ленинизма» (1926)
"…наша торговая, кредитная, налоговая и кооперативная политика направлена на то, чтобы ограничить эксплуататорские стремления ткачества, поднять благосостояние широчайших масс крестьянства и выравнивать крайности в деревне…"

«О хозяйственном положении Советского Союза и политике партии» (доклад активу ленинградской организации о работе пленума ЦК BKП(б) 13 апреля 1926 года)
"…Нам нужна, наконец, такая налоговая политика, которая, перекладывая налоговое бремя на плечи имущих слоев, создавала бы вместе с тем известный резерв в руках государства по линии государственного бюджета…"

«О смычке рабочих и крестьян и о совхозах» (Пленум ЦК ВКП(б) 4-12 июля 1928 года)
"…крестьянин все еще переплачивает на промышленных товарах и недополучает на продуктах сельского хозяйства… Эти переплаты и недополучения составляют сверхналог на крестьянство, нечто вроде «дани», добавочный налог в пользу индустриализации, который мы должны обязательно уничтожить, но которого мы не можем уничтожить теперь же, если не думаем подорвать нашу индустрию, подорвать известный темп развития нашей индустрии, работающей на всю страну и двигающей наше народное хозяйство к социализму… Конечно, слова «сверхналог», «добавочный налог» – неприятные слова, ибо они бьют в нос. Но, во-первых, дело не в словах. Во-вторых, слова вполне соответствуют действительности. В-третьих, они, эти неприятные слова, для того именно и предназначены, чтобы они били в нос и заставляли большевиков взяться серьезнейшим образом за работу по ликвидации этого «сверхналога» ..."

"…при капитализме не существует для крупных зерновых хозяйств ни льготных кредитов, ни льготных налогов, тогда как при советских порядках, рассчитанных на всемерную поддержку социалистического хозяйства, такие льготы существуют и будут существовать…"

«О правом уклоне в ВКП(б)» (речь на Пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) в апреле 1929 года)
"…кроме обычных налогов, прямых и косвенных, которые платит крестьянство государству, оно дает еще некий сверхналог в виде переплат на промтовары и в виде недополучек по линии цен на сельскохозяйственные продукты…Мы должны его уничтожить при первой возможности, в ближайшие годы. Но мы его сейчас не можем уничтожить… Этот сверхналог оставляет «нечто вроде дани». Не дань, а «нечто вроде дани». Это есть «нечто вроде дани» за нашу отсталость. Этот сверхналог нужен для того, чтобы двинуть вперед развитие индустрии и покончить с нашей отсталостью… …Этот добавочный налог посилен для крестьянства. Потому, во-первых, что взимание этого добавочного налога происходит в условиях непрерывного улучшения материального положения крестьянства. Потому, во-вторых, что у крестьянина есть свое личное хозяйство, доходы от которого дают ему возможность платить добавочный налог, чего нельзя сказать о рабочем, у которого нет личного хозяйства и который, несмотря на это, отдает все свои силы на дело индустриализации. Потому, в-третьих, что размеры добавочного налога уменьшаются из года в год…"

"…поговорим о слове «дань». Я утверждаю, товарищи, что это слово давно уже получило право гражданства в нашей марксистской литературе, например, в статьях тов. Ленина. Это может удивить кое-кого из тех, которые не читают Ленина, но это факт, товарищи. Бухарин «разорялся» здесь насчет того, что марксистская литература не может будто бы терпеть слова «дань». Он возмущался и удивлялся по поводу того, что ЦК партии и вообще марксисты позволяют себе употреблять слово «дань»… Но что же тут удивительного, если доказано, что это слово давно уже получило право гражданства в статьях такого марксиста, как тов. Ленин? Или, может быть, Ленин не удовлетворяет требованиям марксиста с точки зрения Бухарина?..."

Кстати, недавно, вот здесь у  Юрия Мухина я прочитал очень интересный анализ экономической политики Сталина. Рекомендую.