четверг, 23 сентября 2010 г.

Выпуск 3. Читаем 229-ФЗ "Новые правила по поводу обособленных подразделений"


(продолжение, начало см. Выпуск 1 и Выпуск 2)



Абз. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ изменен

Письменная форма перестает быть единственной формой сообщения в налоговый орган о таких фактах как:
– открытие или закрытие счетов;
– участие в российских и иностранных организациях;
– создание обособленного подразделения или прекращение деятельности через него;
– реорганизация или ликвидация организации.
Таким образом, поскольку наряду с письменной формой сообщений вводится и электронная форма с возможностью направления их в налоговый орган посредством телекоммуникационных каналов связи, указание в тексте абзаца на письменную форму утрачивает смысл.

Подп. 3 п. 2 ст. 23 изложен в новой редакции
Поправки в подп. 3 п. 2 ст.23 связаны  с разграничением порядка налогового учета таких обособленных подразделений как филиал или представительство, с одной стороны, и любое иное обособленное подразделение – с другой (более подробно об этом сказано в  ст.ст. 83 и 84 Кодекса).


Напомним, что в общем виде понятие обособленного подразделения содержится в ст. 11 Кодекса. Это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Поправка исключила обязанность организаций сообщать в налоговый орган в месячный срок о создании обособленных подразделений в форме филиалов и представительств. Это можно объяснить тем, что согласно п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах, создавшего их юридического лица. Изменения же, вносимые в учредительные документы организации, подлежат на сегодняшний день государственной регистрации в налоговых органах. То есть налоговый орган и в отсутствии сообщения о создании (закрытии) филиала или представительства располагает соответствующей информацией. При таких условиях направление в налоговый орган дополнительного сообщения об открытии (закрытии) филиала или представительства становится излишним.
Во-вторых, обращает на себя внимание тот факт, что в комментируемом подпункте речь идет исключительно о российских организациях. Это связано с тем, что информация о создании обособленного подразделения на территории РФ направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения головной организации, которая применительно к иностранной организации всегда находится за пределами территории РФ. Заявление о постановке на учет иностранной организации по месту ее деятельности на территории РФ фактически и выступает в роли сообщения о создании обособленного подразделения иностранной организации.
Также необходимо отметить, что новая редакция п. 3 по прежнему не ответила на вопрос о том, что считается моментом «создания» обособленного подразделения. По нашему мнению законодательство о налогах и сборах связывает создание обособленного подразделения не с изданием приказа об его создании (или другим юридическим фактом, как то подписание договора аренды, регистрация ККМ и др.), а с моментом оборудования стационарного рабочего места и началом деятельности по месту нахождения подразделения (Постановление ФАС ЗСО от 25.01.2006 № Ф04-9980/2005(19089-А67-35); Постановление ФАС ВВО от 02.08.2002 № 6117/5).
Также необходимо учитывать, что в абз. 3 подп. 3 п. 2 ст. 23 речь идет именно о 3-х рабочих днях, в течении которых налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган об изменении соответствующих сведений об обособленном подразделении. В данном случае может возникнуть вопрос о том, что законодатель имеет в виду под «сведениями об обособленном подразделении», которые должны быть сообщены в налоговый орган в таком «ускоренном» порядке. Обратившись к форме № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории РФ обособленного подразделения органи-зации», утвержденной Приказом ФНС РФ от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@ можно отметить, что к таковым сведениям относятся наименование и адрес обособленного подразделения, а также Ф.И.О. руководителя обособ-ленного подразделения (при наличии). При этом следует отметить, что формы сообщений, утвержденные вышеуказанным Приказом ФНС РФ в скором времени должны претерпеть изменения, т.к. они не учитывают поправки в ст. 23 НК РФ.

Подп. 3.1 п. 2 ст. 23 новое положение 


В отличие от обязанности информирования налогового органа о создании обособленного подразделения, которое не распространяется на случаи создания филиала или представительства, о прекращении деятельности через обособленное подразделение налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган независимо от того, идет ли речь о прекращении деятельности через филиал или представительством либо через иное обособленное подразделение.
При этом момент определения начала трехдневного срока для направления соответствующего сообщения все же различается от вида обособленного подразделения. Для филиалов и представительств он определяется моментом принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство, а для иных обособленных подразделений – моментом фактического прекращения деятельности через такое под-разделение.
Так же хотелось бы отметить, что по нашему мнению, «прекращение деятельности обособленного подразделения» это именно ликвидация стационарного оборудованного рабочего места (а не просто увольнение работника, работавшего на этом месте). То есть фактическое прекращение деятельности должно носить окончательный, а не временный характер.