понедельник, 13 января 2014 г.

ТОП-10 самых ожидаемых событий в налоговой сфере в 2014 году

В прошлых своих ТОПах (см. здесь  и здесь) я подводил итоги уже прошедшего 2013 года. Но, наверное, пора уже перейти к 2014 году, тем более, что сегодня самый первый его ПОЛНОЦЕННЫЙ рабочий день.
Я думаю, что вы понимаете, выступать этаким провидцем очень трудное дело. Особенно у нас в стране, особенно в настоящее время. Что может прийти в голову нашим субъектам законодательной инициативы и их помощниками трудно даже представить. Только вдумайтесь. В прошлом 2013 году было принято порядка 446 федеральных законов! И кто бы в начале 2013 года мог такое предугадать?
Или вот еще вам пример, год только начался, а безумные идеи уже вновь озвучиваются, оказывается для повышение рождаемости в России надо установить новые налоговые льготы. Я не против налоговых льгот, я  против профанации.
Однако я все равно решил попробовать и рискну, а там через год посмотрим.. Начали…

1. Принятие и вступление в силу Федерального закона, предусматривающего возврат к ранее действовавшему порядку возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям (в настоящее время – принятый ГосДумой 10 декабря в первом чтении законопроект № 357559-6 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ).
Уже 22 января ГосДума планирует рассмотреть во втором (а может быть сразу и в третьем) чтении данный законопроект, по которому следственные органы снова получат полномочия по своей инициативе возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям, которые были у них до 2011 года. Все предпринимательское сообщество уже выразило обеспокоенность возможным принятием этого закона и в последнее время поступала информация о некотором «смягченном» его варианте.
Мы писали об этом законопроекте еще в прошлом году (см. здесь) и очень надеемся, несмотря на решение о принятии закона (это уже очевидно), в новой редакции его обязательно будут заложены гарантии от возможного произвольного ее применения.

2. Принятие и вступление в силу Федерального закона, предусматривающего закрепление новой формы налогового контроля за банками (фактически – выездной проверки с присущими ей контрольными мероприятиями: осмотр, выемка документов).
Соответствующий законопроект № 330414-6 был внесен в ГосДуму 10 августа 2013 года и в этом же году планировался к рассмотрению в первом чтении. Но после многочисленных критических публикаций и заключений относительно целесообразности этой формы контроля он был перенесен на неопределенный срок, а те поправки, необходимость в принятии которых не вызывает сомнения, выделены в отдельный законопроект самим Комитетом ГосДумы по бюджету и налогам (отмена обязанности налогоплательщиков по уведомлению налоговых органов об открытии/закрытии расчетных счетов, отмена налоговой ответственности по ст. 118 НК РФ).

3. Начало реального действия раздела V.1 НК РФ в части контроля за трансфертным ценообразованием:
- проверки представленных уведомлений о контролируемых сделках;
- начало реальных контрольных мероприятий (истребование документации);
- возможные новые поправки в раздел V.1 НК РФ.
20 ноября 2013 года истек срок представления уведомления о контролируемых сделках за 2012 год и до 30 июня 2014 года, ФНС России должна определиться с кругом налогоплательщиков, в отношении которых будут проведены налоговые ценовые проверки с истребованием необходимой документации.
Кроме того, не исключена возможность внесения новых поправок в раздел НК РФ о
трансфертном ценообразовании и в другие главы НК РФ. Последние из них внесены буквально недавно Федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ.

4. Вступление в силу целого ряда поправок, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О противодействии незаконным финансовым операциям».
С 1 января 2014 вступает в силу очередная порция поправок, внесенных самым массивным и жестким Федеральным законом 2013 года. Прежде всего, стоит отметить начало ужесточения налогового контроля. Добавляется новое основание для истребования документов в рамках камеральной проверки (представление уточненной налоговой декларации с суммой налога к уменьшению или убыточной декларации по истечении 2 лет со дня установленного для первоначальной декларации). Другим значимым нововведением является распространение обязанности по представлению налоговой декларации по НДС в электронной форме на всех налогоплательщиков.

5. Отмена банковской тайны в отношении вкладов физических лиц.
С 1 июля 2014 года вступают в силу поправки в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ, согласно которым на банки возлагается обязанность по предоставлению в налоговые органы информации об открытии/закрытии вкладов физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также обязанности по представлению по требованию налогового органа информации о движении денежных средств по вкладам и остаткам этих средств на них.

6. Закрепление в НК РФ отдельной главы о налоге на имущество физических лиц.
Налог на имущество физических лиц остается единственным налогом до сих пор не инкорпорированным в Налоговый кодекс РФ. До сих пор он регулируется Законом РФ от 09 декабря 1991 «О налогах на имущество физических лиц».
В то же время, если исходить из содержания ст. 15 НК РФ, для него давно уже «подготовлено» место в Налоговом кодексе. Отмечу, что соответствующих закон «почти» уже приняли в прошлом году, но в последний момент от этого шага отказались (см. здесь).
И, хотя на данный момент, о каких-либо конкретных сроках появления в НК РФ новой соответствующей главы пока не известно, все равно в ближайшее время стоит ожидать этого события. Ведь дальше тянуть уже некуда.

7. Борьба с оффшорами (курс на деоффшоризацию экономики).
Премьер-министр Дмитрий Медведев дал ряд указаний правительству относительно налогообложения в РФ доходов компаний, находящихся в офшорной юрисдикции. Список указаний главы правительства во исполнение перечня поручений президента РФ от 27 декабря по реализации послания главы государства Федеральному собранию опубликован на официальном сайте Правительства. "Сроки представления в правительство РФ проектов антиоффшорных федеральных законов - до 19 мая 2014 года, представления в правительство проектов докладов президенту - до 30 июня 2014 года", - указывается в документе.

8. Ревизия налоговых льгот.
Минфин России инициировал проведение инвентаризации налоговых льгот. Данная работа должна завершиться к весне 2014 года с прицелом на то, чтобы успеть разработать проект соответствующих изменений в действующее законодательство. Это позволит планировать бюджетные поступления на 2015-2017 годы без учета неэффективных налоговых льгот. О своих планах провести ревизию налоговых льгот Минфин заявлял и раньше, но, по всей видимости, именно в 2014 году он намерен взяться за это основательно. Подробнее на эту тему здесь.

9. Налоговые каникулы для малого бизнеса.
Это событие проанонсировал сам Президент РФ, выступив 12 декабря 2013 с посланием к Федеральному собранию. Тогда он заявил, что малым предприятиям, вновь открывающимся в российских регионах, целесообразно предоставить налоговые каникулы сроком на два года. По его словам, впоследствии это окупится дополнительными поступлениями в бюджеты регионов и муниципалитетов.
Соответственно, в ближайшее время следует ожидать появления законопроектов, направленных на внедрение этой инициативы.

10. Новые подходы к понятию «необоснованная налоговая выгода» (вплоть до появления этого термина в нормах НК РФ).
Термин «необоснованная налоговая выгода» является на сегодняшний день самым распространенным в текстах судебных актов по налоговым спорам, но как ни парадоксально, в тексте самого Налогового кодекса он отсутствует. До сих пор он существует лишь благодаря постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Сейчас со схемами с помощью этого постановления борются арбитражные суды. Следственный комитет России считает, что запрет надо закрепить в законе. По его мнению, это необходимо, чтобы привлекать создателей схем к уголовной ответственности, а такое возможно только на основании законов.

Может что и упустил, но, вроде бы, ничего не забыл.

7 комментариев:

  1. еще бы понятие должной осмотрительности закрепили и источники, документы, необходимые для доказательства проявления такой осмотрительности

    ОтветитьУдалить
  2. http://newsland.com/news/detail/id/363294/ :



    БЕЗУМНЫЕ ПОИСКИ СПРАВЕДЛИВОГО НАЛОГА
    05.05.2009

    Новость на Newsland: Безумные поиски справедливого налога


    1. Что такое налог?

    Налогом, как известно, называется часть зарплаты (или прибыли, или дохода), принудительно изымаемая одними людьми у других. Чтобы случайно не перепутать сбор налога с рэкетом, надо иметь в виду, что между этими весьма схожими процессами имеются две большие разницы. Во-первых, группа людей, причастных к сбору налогов, гораздо более многочисленна, организована и вооружена, чем любая банда рэкетиров, а во-вторых, представители этой группы периодически заявляют о том, что средства, отнимаемые в виде налогов, тратятся не на чьё-то халявное обогащение, а на самые благородные дела, которые, мол, столь благородны, что деньги на них можно добыть у народа лишь при помощи мощной вооружённой физической силы.

    2. Совместим ли налог с рынком?

    Вероятно, многим этот вопрос покажется, мягко говоря, странным. Но, по-моему, странно другое, например - то, что великое множество экономистов (или людей, считающих себя таковыми) убеждены в том, будто налог - составная и даже неотъемлемая часть рынка, то есть рыночной экономики. По-моему, совсем не обязательно быть экономистом, чтобы понимать, что основное отличие рынка от административно-командной системы состоит в том, что рынок подразумевает безусловное право людей самим решать, какие экономические сделки совершать, а от каких воздержаться. Но от выплаты налога, отбираемого государством вроде бы в качестве платы за некие услуги (например, за охрану от преступников или за медицинское страхование), просто так воздержаться нельзя, даже если эти "услуги" явно не соответствуют величине налога. Таким образом, рынок и налог хотя и проявляются рядом друг с другом, но их сущности - взаимно противоположны. Там, где в данный момент изымают налог (или, если угодно, грабят), никаким рынком, разумеется, и не пахнет.

    3. Совместим ли налог с правом и с нравственностью?

    Насчёт права надо сперва решить, что следует подразумевать под этим словом. Если называть "правом" принятый кем-то по каким-то процедурам абсолютно любой текст, предписывающий или запрещающий людям что-либо делать, то тогда с таким "правом", в принципе, может быть совместимо вообще всё, что угодно. А если под словом "право" подразумевать его изначальный естественный смысл, выражаемый юридическим термином "естественное право" и существующий независимо от написания тех или иных законов (в общих чертах этот смысл заключается в самоценности человеческой свободы и в неприятии любого насилия, кроме ответного), то в рамках такого права нет существенной разницы, отнимают ли у кого-то заработанные им деньги десять рэкетиров или миллион человек, называющих себя государством...

    (Окончание следует)

    ОтветитьУдалить
  3. (Продолжение)

    ...А что касается нравственности, то смысл этого понятия может в ещё большей степени зависеть от личного вкуса каждого. Кто-то считает безнравственным любой грабёж, а кому-то, например, кажется высоконравственным отнимать у людей деньги, чтобы строить на них очередной исполинский храм или содержать особо "изысканные" (но не особо посещаемые) театры и музеи. А если после налоговых изъятий на все эти богоугодные дела у кого-то не останется денег, например, на жизненно необходимое зарубежное лечение своего ребёнка (таких случаев - тысячи и тысячи), то ему, вероятно, поборниками такой "высоконравственности" будет предложено сходить в построенный на его деньги храм, поставить там свечку, а затем развеяться "культурной программой" с посещением субсидируемых его деньгами театров и музеев...

    4. Разновидности налога

    По приблизительным подсчётам, число таких разновидностей в России давно исчисляется сотнями. Уже мало кого удивляет и то, что суммарная величина всех налогов нередко превышает 100%. Правда, такое уже было - в разгар сталинщины, когда с колхозника, имевшего, например, корову, требовали столько молока или масла, что надо было отдать всё, затем прикупить ещё на рынке и тоже отдать. Нынче, конечно, не те времена: лагерей поменьше, да и к строительству коммунизма власти вроде бы никого не призывают. Однако, единственная форма коммунизма, которую можно представить в реальности, заключается именно в 100-процентном налоге, то есть в полном принудительном "обобществлении" всего заработанного...

    (Окончание следует)

    ОтветитьУдалить
  4. (Окончание)

    ...Среди нынешних разновидностей налога есть и такие, которые носят откровенно уголовный характер даже с точки зрения официального законодательства. К таким разновидностям относятся, например, немыслимо астрономические денежные "сборы" за возможность проживания в том или ином городе - то есть за "прописку", отменённую, как известно, ещё в 1993 году. Но есть и такие разновидности налога, которые, по-моему, можно считать либо спорными, либо даже отчасти оправданными, так как налогами их можно назвать лишь условно, а по сути они близки к тому, чтобы именоваться компенсацией конкретного причинённого ущерба.
    К таким налогам относятся, например, те, которые платят лесозаготовительные или горнодобывающие предприятия, наносящие серьёзный ущерб природе и местному населению. Сюда же можно отнести и налоги, выплачиваемые государственными предприятиями (даже если они переименованы в "АО" или в "ТОО") на содержание своих пенсионеров, создавших их в своё время под принуждением государства - как косвенным, так и прямым. Правда, возникает вопрос о том, через какие структуры выплачивать эти налоги, чтобы они не "оседали" в них, а доходили по назначению.

    5. Альтернатива налогу

    Такой альтернативой, по-моему, может служить только рынок (в самом широком смысле слова), дополненный благотворительностью. Даже такая структура, как милиция (или полиция) вполне могла бы финансироваться добровольными отчислениями людей, если она реально предоставляет им стоящую этих отчислений услугу - охрану от уголовников (конечно, нашлись бы люди, отказавшиеся платить и обращаться в случае чего за милицейской помощью, но это - их личное дело). Медицинское и пенсионное страхование, строительство дорог и тому подобное - всё это тоже вполне может финансироваться по чисто рыночным механизмам, что подтверждается опытом многих западных стран. Но есть, конечно, и такие вещи, которые вряд ли могли бы финансироваться на основе рынка или благотворительности. К этим вещам относятся и многочисленные "проекты века" вроде поворота вспять северных рек, и огромный бюрократический аппарат, приносящий людям неизмеримо больше вреда, чем пользы, и бессмысленные чудовищные войны, переходящие в геноцид, и планирующееся строительство "инженерных сооружений" (так на "новоязе" называют ряды колючей проволоки) вдоль границ со странами бывшего СССР, и многие другие порождения дьявольско-чиновничьей мысли.

    В завершение этой статьи хочу заранее ответить на обвинение меня в анархизме. Такое обвинение - отчасти верно, но "полноценным" анархистом я едва ли могу считаться, так как признаю необходимость структур (например, суда и полиции), предназначенных для противодействия уголовной преступности (то есть насильственным действиям и присвоению чужого имущества). Называть ли эти структуры государственными или какими-то ещё - по-моему, не очень важно. Главное - чтобы они были подконтрольны обществу и, разумеется, чтобы они не занимались теми делами, с которыми должны бороться. К таким делам относится и грабёж, государственной разновидности которого и посвящена эта статья.

    Дмитрий Воробьевский
    Источник: krrramola.narod.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полностью с Вами согласна, особенно если проживаешь в провинции, в маленьком городке и видишь реально кому подчиняется полиция, кого защищает прокуратура и как "проверяется" по сути крышуется бизнес. я не анархист и не имею каких-либо конкретных политических взглядов, но понимаю, что честно жить и работать нельзя, действительно сложилась ситуация когда когда налоги и иные обязательные платежи превышают в отдельные месяцы доход. а "государство", только увеливает под разными благовидными предлогами эти "платы". возьмите хотя бы обсуждаемый налог за бездетность, а сейчас и взимание налога, если 1 ребенок. Но по сути этот налог всегда был, ведь у кого не было детей или они достигли совершеннолетия - они теряли льготу в размере 1000 рублей, а в 2013 - 1400 рублей, т.е ежемесячно с тех у кого нет детей или они достигли 18 лет в доход государства в виде налога НДФЛ - 13% отчислялось - 130 рублей, а с 2013 - 182 рубля.... почему при обсуждении налога на бездетность никто об этом не говорит???.

      Удалить
  5. Дмитрий! Прекрасный материал, но спорный. Я бы с удовольствием с Вами кое-где подискутировал, и в этом удовольствии себе отказывать не будут.

    ОтветитьУдалить
  6. Налог взимать от тех средств (имею в виду зарплату на руки, пенсию и т.п.) с которых выплачены налоги - безнравственно и тот кто это делает - вор. А вор где должен сидеть?... Налог должен платить тот, кто получает прибыль - предприниматель. С прибыли!!! Но не с зарплаты.

    ОтветитьУдалить