четверг, 9 января 2014 г.

Итоги работы ГосДумы по налоговым законопроектам за декабрь 2013 года

В декабре 2013 года ГосДума рассмотрела и приняла следующие законопроекты в сфере налогообложения, страховых взносов, бухгалтерского учета:

№ 357559-6  «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (принят 10 декабря в первом чтении, назначен ко второму чтению на 22 января 2014 года)СУТЬ: о возвращении к прежнему порядку возбуждении уголовных дел по налоговым преступлениям ИНИЦИАТОР: Президент РФ АКТУАЛЬНОСТЬ: Действующий порядок возбуждения данной категории уголовных дел является одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений, в связи с чем существенно затруднено использование в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-розыскных мероприятий, проводимых органами внутренних дел Российской Федерации в рамках борьбы с налоговой преступностью.СОДЕРЖАНИЕ: Предоставить следственным органам самостоятельно (независимо от инициативы налоговых органов) возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям

№ 115132-6  «О внесении изменений в статью 27-5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую НК РФ» (принят 18 декабря в третьем чтении)

СУТЬ: об особенностях налогообложения операций с ценными бумагами; отмене счетов-фактур при совершении операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ; установлении инвестиционного налогового вычета по НДФЛ и пр.

ИНИЦИАТОР: Правительство РФ АКТУАЛЬНОСТЬ: Повышение инвестиционной привлекательности операций с ценными бумагами

№ 192810-6  «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и признании утратившей силу статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (принят 13 декабря в третьем чтении)

СУТЬ: О приведении норм Федерального закона "О бухгалтерском учете" в соответствие с положениями Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (запрет на учет мнимых и притворных операций и пр.)

ИНИЦИАТОР: Правительство РФ АКТУАЛЬНОСТЬ: Российская Федерация присоединилась к Конвенции 1 февраля 2012 г. Положения Конвенции обязывают к установлению правил, которые препятствуют созданию скрытых счетов, заключению и проведению неучтенных или сомнительных сделок, использованию фальсифицированных документов. В этой связи законопроектом вносятся изменения в статьи 9 и 10 Федерального закона, направленные на ужесточение мер в отношении организации ведения бухгалтерского учета.

№ 325477-6  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды» (принят 13 декабря в третьем чтении)СУТЬ: Об увеличении срока взыскания задолженности в государственные внебюджетные фонды сумм задолженности в пределах 1500 рублей ИНИЦИАТОР: Правительство РФ
АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время оптимизация процесса взыскания незначительных сумм недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам является актуальной проблемой. Затраты, связанные с организацией работы по взысканию указанной задолженности плательщиков страховых взносов в установленные законодательством сроки, значительно превышают суммы взыскания и приводят к необоснованным финансовым затратам федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

№ 302983-6  «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части организации ведения бухгалтерского учета некоммерческих организаций"» (принят 20 декабря в третьем чтении)СУТЬ: Законопроектом по общему правилу разрешается ведение бухгалтерского учета непосредственно руководителем некоммерческой организации ИНИЦИАТОР: Правительство РФ АКТУАЛЬНОСТЬ: В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Исключение введено только для руководителя субъекта малого и среднего предпринимательства, который может принять ведение бухгалтерского учета на себя.Однако в настоящее время руководители более трех тысяч некоммерческих организаций ведут бухгалтерский учет лично в связи с отсутствием возможности привлекать на платной основе бухгалтеров и специализированные организации. Многие некоммерческие организации не ведут финансово-хозяйственную деятельность.

№ 385323-6  «О внесении изменений в статью 57 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"» (принят 20 декабря в третьем чтении)СУТЬ: Об изменении условий применения пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренных для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, на период 2011 - 2019 годов (снижение порога средней численности работников с 30 до 7 человек).ИНИЦИАТОР: Правительство РФ
АКТУАЛЬНОСТЬ: В большинстве сегментов отрасли информационных технологий организации с численностью работников от 30 человек, как правило, относятся к среднему или крупному бизнесу. При этом в поддержке в виде снижения объема отчислений с фонда оплаты труда больше всего нуждаются малые предприятия, в том числе только начинающие свою деятельность.
          Для них же такая поддержка будет наиболее эффективной. Во многих субъектах Российской Федерации практически нет средних и крупных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Большинство российских компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения (за исключением работающих в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области), - это малый бизнес.

№ 342973-6  «О внесении изменений в статьи 217 и 291 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (принят 20 декабря в первом чтении)
СУТЬ: Об особенностях налогообложения операций по ипотечному страхованию
ИНИЦИАТОР: Ряд депутатов ГосДумы (Н.В. Бурыкина и др.)
АКТУАЛЬНОСТЬ: Предусмотренное законопроектом дополнение перечня доходов, не подлежащих налогообложению, указанием на договоры ипотечного страхования заемщика позволит создать одинаковый налоговый режим при осуществлении страховой выплаты по всем видам договоров страхования, заключаемым при ипотечном кредитовании.
Также законопроектом предлагается дополнить пункт 2 статьи 291 Налогового кодекса  РФ нормой, устанавливающей включение в состав расходов банка расходы на ипотечное страхование кредитора. При ипотечном страховании кредитор страхует свои убытки и данное страхование не связано с извлечением им дополнительного дохода: это затраты банка, связанные с минимизацией им кредитного риска. Отнесение страховых взносов на расходы кредитора призвано сократить его издержки по обслуживанию своей деятельности.
Таким образом, применение вышеуказанных норм будет способствовать снижению среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту, а также позволит кредитору не компенсировать данные расходы с учетом налогообложения за счет заемщика.