вторник, 28 августа 2012 г.

Экономические эссе - 4.. О некоторых законах ведения бизнеса..

Давно не писал в рубрику "Экономические эссе", все повода хорошего не было, а тут смотрю "Коммерсант" за пятницу и читаю: "ФСФР сообщила об отзыве лицензий у трех страховых компаний. Лицензий ФСФР лишились ЗАО "Сплав-МиС"... и тут на меня нахлынули воспоминания.
В далеком 1994 году страховая компания ЗАО "Сплав-МиС" обратилась к нам за письменной консультацией. Мы тогда были молодыми и доверчивыми, поэтому сработали без предоплаты. Однако заказчик платить отказался - повод: мы написали не то, что им нужно. Они хотели получить ответ о том, что "так делать можно", а мы им ответили, что "так делать нельзя". Наши доводы о том, что заключения "на заказ" мы не пишем, и о том, что работа выполнена, о том, что наше профессиональное мнение не может быть откорректировано в зависимости от оплаты - действия не возымели. Короче компания просто не хотела нам платить, а повод можно было придумать любой.

Наши предложения разобраться в вопросе вместе, наши ссылки на то, что "мы консультируем по закону и знаем практику его применения" были проигнорированы. Страховщики, получив консультацию, тупо нас кинули.  С тех пор, кстати, у нас и появилось золотое правило "с новым клиентом работаем только по полной предоплате", и должен отметить, что это достаточно простое правило очень много раз нас выручало. Взыскивать мы ничего по суду не стали, дольше связываться, просто сказали "да пошли вы ...." и занесли эту фирмешку в свой "черный список".
Через некоторое время, наверное в году 2005, один мой коллега, очень уважаемый и известный человек, зав.кафедрой нашего УрГЮА пожаловался мне в приватной беседе, что его кафедра подготовила заключение для одной страховой, а те, взяв заключение, сказали, что "мы написали им не то что им нужно".
- А как же название этой компании? - спросил я с неподдельным интересом, уже заранее зная "правильный ответ".
И не ошибся. Да, да, именно эта страховая. И тут я понял, что это такой метод ведения бизнеса брать и не платить, а кому не нравится - идите в суд. Все то в суд то не пойдут ведь.
К счастью, с  такой бизнес-технологией мы сталкивались редко. Но, к сожалению это иногда случается. По моим наблюдениям некоторые люди вообще убеждены, что только так и можно вести бизнес - "тупо никому не платить, а платить только тем, кому нельзя не платить". Некоторые действительно думают, что "так все делают", и "бизнес - это путь обмана".
Однако по моим наблюдениям (а наблюдать я умею, и наблюдаю с 1990 года), какое-то время эта метода работает, но, во-первых, никогда такой бизнес не будет процветающим, а, во-вторых, кончина такого бизнеса - дело времени. Иногда долгого времени, как, например, тот же "Сплав-МиС", который просуществовал с 1992 года и только сейчас "справедливость восторжествовала".
Вообще, за 20 лет нашей компании нас пытались не платить, наверное, раз 7.
Три раза, мы вынуждены были подавать на клиента в арбитраж, где 1 раз выиграли на 100 % (там как раз был классический случай - отказ оплаты при закрытых актах выполненных работ), а 2 раза мы заключали мировые соглашения на наших условиях (должник платит нам долг, мы отказываемся от % по ст. 395 ГК РФ).
Примечателен иск с выигрышем. Был у нас на Урале такой металлургический холдинг  "Макси-групп". И угораздило нас однажды связаться  с одним из его заводов (какой даже и говорить не будут, потому что завод здесь не причем). Заключили мы договор, начали работать, готовим бумаги, даем консультации, закрываем акты, все хорошо, только вот маленькая заковыка в работе... денег нет вообще. То есть услуги были, акты были, а денег не было. Мы ждали и терпели полгода, потом терпение лопнуло и мы расторгли договор, еще месяца пытались договорится "по хорошему", т.е. без суда, а потом подали иск о взыскании. С I-ой же инстанции иск был удовлетворен, с помощью приставов были получены деньги (добровольно выполнять решение суда, вступившее в законную силу предприятие не стало). Но каково же было мое удивление, когда через некоторое время в нашей региональной прессе появился материал, в котором корреспондент перечислял кому и сколько должны предприятия "Макси-групп" - это и рабочие, и энергетики, и поставщики сырья, и ремонтники, и многие многие другие. Причем суммы задолженности измерялись в сотнях миллионах. И я понял - это и есть суть бизнеса для владельцев "Макси-групп"- никому ничего никогда не платить. Итог всего этого был печален - банкротство да со скандалом, да с разбирательствами (можете посмотреть здесь, а также еще нагляднее здесь). Конфликт до сих пор не разрешен, он имел даже уголовно-правовое продолжение с отсидками в сизо и прочее.. Однако я о другом - нельзя делать бизнес за счет других, какое-то время это работает, но ответ держать рано или поздно придется.
Как-то в моем блоге кто-то из комментаторов написал золотые слова: "хочешь иметь деньги - работай, хочешь много денег - много работай, хочешь быть богатым - делиться надо". Многим здесь послышалась коррупционная составляющая, однако мне в этой поговорке видится именно какая то закономерная составляющая, т.е. отдавая получишь.
Еще пример, у нас в городе была навороченная компания по представлению услуг такси, но водителям они платили сущие "копейки". Какое то время человек работал, терпел, потом увольнялся - за гроши никто работать не будет. Даже эта мизерная зарплата была "черной", т.е. социальные отчисления с нее не делались. Казалось бы, фирма при таких условиях работы должна процветать, прибыль должна быть огромной, ведь расходы то низкие. Однако недавно эта компания - разорилась, не спасли, почему то этот бизнес низкие зарплаты и укрывательство налогов. Вот ведь парадокс.
Делать бизнес за счет других - нельзя, это закон жизни. Рано или поздно - грянет. Это закон, причем действует он не обязательно напрямую, типа "не платил зарплату - все встали и ушли", или "не платил налоги - пришла налоговая и обанкротила". Так, конечно, тоже бывает, но не обязательно "причина-следствие" здесь на одном отрезке. Просто, если ты ведешь бизнес за счет других, врешь, кидаешь, не отдаешь чужое, то настает время, когда внешне незамтно приходит кирдык.
И в заключение еще одно наблюдение-прогноз.
Был у нас в свое время очень хороший клиент "Богословский алюминиевый завод" (г. Краснотурьинск). Работали мы с ним с 1994 года. Провели десятки судебных процессов (почти все выиграли), оказали сотни консультаций, проводили у них корпоративные семинары, один раз даже сделали мини-аудит. Мы работали очень плотно со специалистами и руководством завода. Но в 2007 году его купила компания "РУСАЛ" и первое, что они сделали - это расторгли с нами все договоры. Ну понятно "новая метла, метет по новому", "новая команда" и т.д. Мы отнеслись к этому с сожалением, но философски, попросили только новых хозяев - погасить долги (там и сумма то была небольшая по текущему консультированию). И знаете что нам сказали?
- Или дисконт 30 %, или подавайте в суд.
Ну на дисконт соглашаться в данном случае - себя не уважать.
"Встретимся в суде" - ответили мы, и были поражены тактике ответчиков, они сопротивлялись до последнего, затягивали процесс, пудрили нам и судье мозги, и в условиях полной очевидности дела выпросили мировое соглашение (мы простили им %, забрав то, что заработали).
А тут читаю примечательный материал в газете "Совершенно секретно" - "Оккупай-Дерипаска на Урале" и понимаю, что мы были не одиноки, что история с нами - это не случайность. Так поступают со многими. Это общая система ведения бизнеса. Я работал с "БАЗом", работал тесно и много, поэтому хорошо знаю, что это был процветающий завод, один из лучших в области, кормилец регионального и местного бюджетов. Благодаря заводу процветал и город, а в нем и культура и спорт и т.д. А что сейчас?
Вот я и думаю, сработает ли сформулированный мной выше закон ведения бизнеса, согласно которому "бизнес, ведущийся за счет других - недолговечен".

Что скажите читатели? Предлагаю обсудить...