среда, 9 февраля 2011 г.

Приложите приложения.... Ура! Приказ ФНС от 25.12.2006 расколдован!! Пункт 1.15 этого Приказа признан недействительным..

Как я писал недавно в блоге, ВАС РФ вознамерился рассмотреть законность «неприступного» и "заколдованного" Приказа ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ в части его п. 1.15,  согласно которому: «Все экземпляры акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки (за исключением акта, вручаемого проверенному лицу), а также материалы проверки и документы, приложенные к акту, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, остающиеся в налоговом органе, являются документами для служебного пользования».
Мне уже приходилось эту ситуацию анализировать (см. здесь), ведь данный пункт уже дважды был предметом рассмотрения в ВАС РФ на предмет его соответствия НК РФ, но в обоих случаях Суд занимал сторону налоговиков. Речь идет о решениях ВАС РФ от 09.04.2009 № ВАС-2199/09 и от 28.05.2010 № 4281/10.

И вот произошло то, чего и следовало ожидать – спорный пункт признан недействующим как противоречащий п. 3.1 ст. 100 НК РФ, который был внесен в НК РФ  Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ.
Необходимо отметить, что ФНС России пыталась приложить все усилия, чтобы пункт продолжал действовать. В своем отзыве она указала, что утверждения заявителей о несоответствии пункта 1.15 Требований положениям п. 3.1 ст. 100 Кодекса ошибочны, поскольку предметами регулирования данных правовых норм являются разные вопросы. Требования, являющиеся приложением к приказу, относятся к документам внутреннего пользования, и содержащиеся в них предписания адресованы сотрудникам налоговых органов. Ограничение доступа к документам, оставляемым у налогового органа, не касается процедуры рассмотрения результатов выездной налоговой проверки, не препятствует приложению документов к экземпляру акта, направляемому налогоплательщику.
Но ВАС РФ не счел эти доводы убедительными и пришел к выводу о том, что с появлением в НК РФ п. 3.1 ст. 100 п. 1.15 Приказа ФНС от 25.12.2006 стал противоречить норме, имеющей более высокую юридическую силу. Таким образом, налогоплательщики с полным правом могут требовать от налоговых органов, чтобы все материалы налоговой проверки, которые у данных налогоплательщиков отсутствуют, были предоставлены им для ознакомления вместе с актом налоговой проверки.