понедельник, 13 декабря 2010 г.

О современном состоянии российской налоговой системы

 "Российская газета" вот здесь недавно опубликовала исследование "Энрст энд Янга" о российском налоговом режиме. Вот несколько тенденций, отмеченных аналитиками и изложенных автором - Евгением Тихоновым, ну и + позволю себе свой комментарий.

1)  в 2009 году снизилось количество налоговых конфликтов: налоговых споров с 72 до 47 %, а судебных разбирательств с 62 до 47%, в том же время - возросли сроки рассмотрения судебных дел по налогам - только 8 % судебных дел рассматривается за 3-6 месяцев, в то время как в 2008 году этот показатель составлял 15 %.
Комм. Мне представляется, что это две взаимосвязанные тенденции - количество судебных споров сокращается и до суда доходят только самые сложные дела, для рассмотрения которых требуется больше времени. 

 2)  57 % опрошенных компаний отметили отсутствие улучшений по налоговому администрированию.
Комм. А с чего вдруг пойдет улучшение? Никаких реформ в налоговой сфере не было.  ФНС по прежнему как баскаки скачет по России, собирая налоги в бюджет, которые потом пойдут на грандиозные проекты властей. И даже кризис не стал тому препятствием.

3) самыми сложными и конфликтными налогами в системе российских налогов являются налог на прибыль и НДС.
Комм. Ну для такого вывода не надо и исследования проводить, это и без исследований понятно, что налоговые органы уделяют повышенное внимание (читай "контроль"), тем налогам, которые наполняют бюджеты. Где то недавно прочитал, что местные налоги (земельный налог и налог на имущество граждан) дают в своей совокупности 7 % доходов для муниципальных бюджетов. Так что, их что ли проверять? Тут вообще удивительно, когда их еще и проверяют.

4) 90 % респондентов высказались за основательную доработку российского налогового законодательства. при этом 64 % опрошенных настаивают на дальнейшем упрощении процедуры начисления НДС, 52 % считают необходимым расширение перечня расходов, вычитаемых для целей налога на прибыль, 46 % убеждены, что во избежание вольных трактовок правил трансфертного ценообразования нуждаются в разъяснении.
Комм. Ну про 90 % все понятно, сколько стоит российская налоговая система ей всегда все недовольны и все ее хотят реформировать. А вот что касается выводом по налогу на прибыль и про трансфертное образование - тут я не совсем понял. 
Во-первых, перечень расходов по налогу на прибыль, установленный гл. 25 НК РФ у нас и так как мне кажется сверхлиберальный. Особенно учитывая полную поддержку налогоплательщику от судебной практики - проигрыш налогоплательщика большая редкость. Поэтому вопрос - куда уж дальше расширять?
А что касается трансфертных цен, то тоже не понятно, кто будет налогоплательщикам что-то разъяснять про правила? От кого плательщики хотят услышать разъяснения? От налоговой? Так они вам и сейчас что хочешь разъяснят по этому поводу. Или речь идет о проекте закона о борьбе трансфертным ценообразованием, о котором мы уже неоднократно писали здесь и здесь, так давайте дождемся его принятия сначала, а потом уж будем и говорить.
А если подводить общий итог исследованию, что называется одним словом, то ничего лучшего чем слова, которое сказал Президент и не скажешь - "застой".