среда, 23 марта 2011 г.

Что такое "налоговые льготы" для целей проведения камеральной проверки...

Недавно обратилось к нам за консультацией одно учебное заведение города. Вопрос был не очень сложный, и  когда прощались с главным бухгалтером, то она вдруг пожаловалась на то, что налоговая камерально проверяет ее каждый квартал. Я не удивился и сказал, что "всех проверяют" и "это вообще обязанность налоговых органов". На что мне ответили, что их учебный центр проверяют в связи с тем, что они пользуются льготой по НДС на основании подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ -
как организацию, оказывающую услуги в сфере образования и имеющую лицензию. Причем налоговая, регулярно затребую каждый раз одни и те же документы обосновывает это тем, что они пользуются льготой. Главбух ушел, а я открыл ст. 149 НК РФ, но, естественно, слово "льгота" там не увидел. И у меня возник вопрос, а действительно, что такое "льготы" вообще, и что такое "льготы для п. 6 ст. 88 НК РФ.
Напомню, что в соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ установлен запрет на истребование
документов в рамках камеральной налоговой проверки. Однако в этой же статье закреплено несколько исключений, одним из которых является п. 6 ст. 88 НК РФ - если налогоплательщик пользуется налоговыми льготами, то налоговый орган вправе потребовать документы, подтверждающие право на эти льготы.
Однако вопрос о том, что есть «льготы», для целей применения ст. 88 НК РФ, является достаточно не однозначным и трактовка этому понятию дается разная.
Открываем п. 1 ст. 56 НК РФ налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
С одной стороны, положения ст. 88 НК РФ представляется логичным, т.к. в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, само право на применение налоговой льготы имеет только тот налогоплательщик, у которого есть основания для ее получения и соответствующие документы, подтверждающие возникновение обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение права на налоговую льготу (Определение Конституционного Суда РФ от 18.12.2003 № 472-О).
Однако не все элементы налогообложения, позволяющие плательщику уплачивать налог в меньшем размере можно рассматривать в качестве именно налоговых льгот. В частности, кроме налоговых льгот налогоплательщик вправе пользоваться обоснованной налоговой выгодой, каковой выступает и возможность применить вычеты (НДФЛ, НДС), расходы для целей исчисления налога на прибыль и др. Представляется очевидным, что основания для применения налоговых льгот и основания, для получения обоснованной налоговой выгоды не всегда совпадают. Тем не менее вынуждены признать, что в настоящее время, полной правовой ясности в этом вопросе до сих пор нет.
Вот, в частности, по мнению Конституционного Суда РФ , налоговой льготой является любая установленная НК РФ возможность уменьшения подлежащего уплате налога, включая и налоговые вычеты (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 № 12-П). Однако данная позиция не совсем согласуется с правовыми конструкциями, закрепленными в НК РФ. По нашему мнению, только те элементы налога, которые уменьшают его размер, и которые в соответствии с законодательством о налогах и сборах, непосредственно именуются в качестве «налоговых льгот», и могут подпадать под действие п. 6 ст. 88 НК РФ. Все остальные элементы налогообложения, даже те, которые уменьшают налоговые обязательства плательщика, но не поименованы в качестве «налоговых льгот» не могут подвергаться квалификации в качестве таковых. Соответственно и положения п. 6 ст. 88 НК РФ не могут распространяться на те положения НК РФ, которые так или иначе уменьшают размер налоговых обязательств, но не значиться в нем как «налоговые льготы».А это и ст. 149 и все затраты по налогу на прибыль, да и другие вычеты, которыми может пользоваться налогоплательщик. А вы, уважаемые читатели, как считаете, есть ли рациональное зерно в моих рассуждениях?