четверг, 7 октября 2010 г.

Надо ли при встречной проверке прикладывать поручение налоговой, проводящей проверку?

Недавно на семинаре задали неожиданный вопрос. Налоговая инспекция, в которой предприятие состоит на учете в порядке встречной проверки затребовала у него документы, однако письменное поручение от той налоговой, которая и проводит проверку контрагента, приложено не было. Предприятие в предоставлении документов отказало, ссылаясь на ст. 93.1 НК РФ, в связи с чем ИФНС составила акт о налоговом правонарушении, ссылаясь при этом почему то на п. 1 ст. 83 НК РФ.
В связи с этим возникает вопросы, а надо ли прикладывать такое поручение от налоговой, проводящей проверку? И если такого поручения в качестве приложения к требованию нет, что делать предприятию?
Мне кажется, что при встречной проверки, осуществляемой в порядке ст. 93.1 НК РФ налогоплательщик должен получать именно 2 бумажки: требование от "родной" налоговой (т.е. в той, в которой он состоит на учете), и поручение от ИФНС, которое проводит проверку.
Могу это обосновать тем, что в п. 4 ст. 93.1 НК РФ прямо установлено, что лицу, у которого истребуются документы, налоговый орган направляет как требование о представлении документов, так и копия поручения об истребовании документов (информации).
Аналогичное правило установлено в п. 2 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденного Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ в Приложении N 3.


Кроме того, форма требования о предоставлении документов, утвержденная Приказом ФНС РФ от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах», предусматривает, что в случае истребования документов в соответствии со ст. 93.1 НК РФ на основании Поручения об истребовании документов к требованию прикладывается копия Поручения.
Таким образом, по нашему мнению, положения ст. 93.1 НК РФ о необходимости приложения к требованию о представлении документов копии поручения об истребовании документов являются для налоговых органов обязательными и, как указал суд в Постановлении ФАС СЗО от 18.01.2008 N А26-1964/2007, анализируя п. 4 ст. 93.1 НК РФ: «Приведенная в названной норме обязанность налоговых органов служит дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов тех лиц, у которых истребуется необходимая информация».
В указанном деле суд признал действия налоговой инспекции, которая не приложила контрагенту налогоплательщика копию поручения об истребовании документов, правомерными, поскольку проверяемый налогоплательщик и контрагент состояли на учете в одной налоговой, соответственно, поручение не оформлялось и требования ст. 93.1 НК РФ нарушены не были.
То есть, учитывая содержание ст. 93.1 НК РФ и указанную выше позицию суда, можно говорить о том, что действия налогового органа, не приложившего к требованию о представлении документов поручение об истребовании документов, будут правомерными только в том случае, если проверяемый налогоплательщик и контрагент, у которого истребуются документы, состоят на учете в одной инспекции.
Согласно описанной в вопросе ситуации проверяемый налогоплательщик и его контрагент (предприятие) состоят на учете в разных налоговых инспекциях, обязанность приложить к требованию о представлении документов поручение об истребовании документов инспекцией не исполнена, соответственно, требование инспекции не соответствует положениям НК РФ. В связи с этим, считаем, что предприятие правомерно отказало инспекции в представлении истребуемых документов, воспользовавшись установленным в п. 11 ст. 21 НК РФ правом не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам.
Таким образом, в нашем случае предприятие правомерно не исполнило требование инспекции о представлении документов, к которому не было приложено поручение.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что единообразной практики по этому вопросу по не существует. Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 19.05.2008 N Ф09-3423/08-С3 отказал налогоплательщику, не исполнившему требование инспекции о представлении документов, касающихся деятельности его контрагентов, в признании недействительным решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Суд указал, что «права налогоплательщика, не получившего вместе с требованиями поручения, предусмотренные п. 4 ст. 93.1 Кодекса, не нарушены». Однако мы считаем такую практику нетипичной, и, по нашему мнению, предприятие имеет все основания для защиты своих интересов в суде.