четверг, 28 апреля 2016 г.

В ГосДуму внесен законопроект об унификации работы ЗАГСов под присмотром ФНС (+ комментарий от А.В. Брызгалина)

Фискальное наступление на информационное пространство продолжается...

19 апреля Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 1048863-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"», которым предусмотрено создание Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, как составной части единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ.
Оператором информационной системы будет ФНС.
В реестре будут содержаться: свод записей актов гражданского состояния; сведения об актах гражданского состояния, совершенных по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния; сведения о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов РФ по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан РФ, при наличии их легализации.
Также предполагается переход на единый порядок действий при обращении за оказанием госуслуг по регистрации актов гражданского состояния; оптимизация правил работы органов ЗАГС при регистрации актов гражданского состояния; определение единых правил и порядка предоставления сведений из информационной системы.

Комментарий от А.В. Брызгалина»: Я уже комментировал эту новость, когда она еще была только слухом, но не законопроектом (см. здесь), но думаю, что можно еще раз повториться. 
Дело в том, что ФНС уже давно засматривается на  информационные ресурсы органов ЗАГСа. Так, Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» было внесено положение о том, что органы ЗАГСа передают в налоговые органы сведения о государственной регистрации заключения и расторжения брака, установления отцовства. 
Причем в своих комментариях представители ФНС даже и не скрывали, что эти поправки направлены на выявление фактов взаимозависимости между гражданами (родственные связи, супружество, отношения свойства), для целей совершенствования налогового контроля за ценами (раздел 5.1 первой части НК РФ) (см. справку ниже)..
Кстати говоря, налоговые органы уже и сейчас достаточно успешно выявляют дальнее родство между людьми и обосновывают их взаимозависимость для целей налогообложения (например, выявляют двоюродное родство жены руководителя компании-налогоплательщика с руководителем компании-контрагента, см. дело № А50-14001/2014 и др.). 
Однако после принятия соответствующего закона налоговым органам будет намного легче проводить поиск связей и отношений между людьми, создающими или участвующими в определенных налоговых схемах, а также для выявления тех ситуаций, когда «налоговая схема» внешне опирается на «формальную невзаимозависимость», однако в действительности, участвующие в ней лица являются взаимозависимыми по тому или иному, даже отдаленному,  родственному или другому признаку. 
______________________________
Справочно: В соответствии с подп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ признаются взаимозависимыми физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный. 
Кроме того, суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, даже не предусмотренным п.2 ст.105.1 НК РФ, если отношения между этими лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности (п.7 ст.105.1 НК РФ).
Сам же факт взаимозависимости, является основанием для начала проведения проверки соответствия цен рыночному уровню.