четверг, 24 марта 2011 г.

Новости из Президиума ВАС РФ.. Неужели административный ресурс иссяк?

17 марта 2011 года Президиум ВАС РФ рассмотрел три налоговых спора. Если утрированно говорить о результатах, то счет 2:1 в пользу налогоплательщика. Кстати, подобная тенденция уже была отмечена по итогам прошлого Президиума (что стало поводом некоторых читателей позлорадствовать о том, что мой прогноз перестал оправдываться, ну да  я не в обиде). И действительно, что-то переменилось в подходах. Я думаю, может кончился административный ресурс, заданный ВАС РФ посещением его руководителем ФНС М.В. Мишустиным. Может быть так оно и есть...

1) Можно ли включать в расходы по налогу на прибыль затраты на штрих-коды качества?

Фабула:
Налогоплательщик осуществлял маркировку алкогольной продукции специальными штрих-кодовыми наклейками, подтверждающими контроль качества продукции. Затраты на
приобретение таких наклеек он учитывал в составе расходов при исчислении налога на прибыль. Нанесение таких наклеек не являлось обязательным в соответствии с действовавшим законодательством, а носило рекомендательный характер.

Вопрос:
Вправе ли был налогоплательщик учесть в составе расходов затраты на приобретение штрих-кодовых наклеек, учитывая, что действующее законодательство предусматривает маркировку алкогольной продукции лишь акцизными марками?

Налогоплательщик:
Вправе. Штрих-код является частью защитных мер, предотвращающих проникновению на рынок контрафактной и фальсифицированной алкогольной продукции, способствует сохранению легальности оборота и стабильности рынка.

Налоговый орган:
Не вправе. Штрих-код не содержит какой-либо информации для потребителя, помогающей выбрать товар, определить его качество, так как отсутствуют нормативные документы, регламентирующие порядок применения носителя штрих - кодовой информации, цель нанесения штрихового кода, способы его идентификации.

Арбитражные суды: (в пользу налогового органа)
Алкогольная продукция в обязательном порядке маркируется федеральными специальными марками и маркировка алкогольной продукции иными марками не допускается, в связи с чем затраты налогоплательщика по приобретению штрих-кодовой информации не несут экономической выгоды, являются необоснованными и, соответственно, не могут учитываться при определении налогооблагаемой прибыли.

Президиум ВАС РФ: (в пользу налогоплательщика)
Отменить судебные акты, признать решение ИФНС недействительным.

2) О специальном порядке возврата НДС налогоплательщику, находящемуся на стадии банкротства.

Фабула:
Налогоплательщик находился в стадии банкротства. Налоговый орган принял решение о возмещении НДС, но не принял решение о его возврате, обосновав это тем, что возврат НДС осуществляется по отдельному заявлению налогоплательщика (а не автоматически). Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о взыскании процентов за несвоевременный возврат НДС. 

Вопрос:
Должен ли был налоговый орган возвратить НДС исключительно по отдельному заявлению налогоплательщика, учитывая, что налогоплательщик находился в стадии банкротства и сумма НДС подлежала в любом случае обязательному включению в его конкурсную массу?

Налогоплательщик:
Решение о возврате НДС должно было быть принято одновременно с его возмещением.

Налоговый орган:
Сумма НДС может быть возвращена только по заявлению налогоплательщика и при условии, что у него отсутствует недоимка по иным федеральным налогам.

Арбитражные суды: (в пользу налогоплательщика)
Поскольку право на возмещение НДС из бюджета возникло после открытия процедуры конкурсного производства, сумма НДС, подлежащая возмещению налогоплательщику, должна была быть включена в конкурсную массу.
В связи с тем, что право на возмещение НДС могло быть реализовано только путем возврата денежных средств на расчетный счет налогоплательщика, в силу п. 7 ст. 176 НК РФ налоговый орган был обязан принять решение о возврате одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога.

Коллегия судей ВАС РФ: (в пользу налогового органа)
Судебные инстанции при разрешении спора ошибочно применили нормы Закона о банкротстве N 127-ФЗ к налоговым правоотношениям, поскольку данный закон не относится к актам законодательства РФ о налогах и сборах.
Судами не учтено, что в соответствии со ст. 176 НК РФ проценты начисляются на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда эта сумма должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате. До получения этого заявления у инспекции нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению.

Президиум ВАС РФ: (в пользу налогоплательщика)
Оставить судебные акты без изменения, а заявление налогового органа без удовлетворения.

3) В каком налоговом периоде должны быть отражены доходы в виде бюджетных субсидий, в период начисления/получения?

Фабула:
На основании вступивших в законную силу судебных актов с РФ в пользу налогоплательщика в 2008 году была взыскана сумма компенсации (субсидии) за перевозку в 2004 году пассажиров-льготников.

Вопрос:
Подлежала ли отражению в составе внереализационных доходов данная сумма при исчислении налога на прибыль за 2008 год, учитывая, что право на ее получение возникло еще в 2004 году?

Налогоплательщик:
В 2004 году

Налоговый орган:
В 2008 году

Суд первой инстанции: (в пользу налогового органа)

Суды апелляционной и кассационной инстанций: (в пользу налогоплательщика)
Сумма взысканного возмещения, представляя собой часть причитающейся предприятию выручки за услуги по перевозке, оказанные в 2004 году, в силу п. 3 ст. 271 НК РФ подлежала признанию и учету в составе доходов именно в указанном налоговом периоде, в связи с чем у инспекции отсутствовали основания для учета этой суммы в составе доходов за 2008 год.

Президиум ВАС РФ: (в пользу налогового органа)
Отменить постановления судов апелляционной и кассационной инстанций