Серия авторских вебинаров А.В. Брызгалина ноябрь 2025

четверг, 24 марта 2011 г.

Новости из Президиума ВАС РФ.. Неужели административный ресурс иссяк?

17 марта 2011 года Президиум ВАС РФ рассмотрел три налоговых спора. Если утрированно говорить о результатах, то счет 2:1 в пользу налогоплательщика. Кстати, подобная тенденция уже была отмечена по итогам прошлого Президиума (что стало поводом некоторых читателей позлорадствовать о том, что мой прогноз перестал оправдываться, ну да  я не в обиде). И действительно, что-то переменилось в подходах. Я думаю, может кончился административный ресурс, заданный ВАС РФ посещением его руководителем ФНС М.В. Мишустиным. Может быть так оно и есть...

1) Можно ли включать в расходы по налогу на прибыль затраты на штрих-коды качества?

Фабула:
Налогоплательщик осуществлял маркировку алкогольной продукции специальными штрих-кодовыми наклейками, подтверждающими контроль качества продукции. Затраты на
приобретение таких наклеек он учитывал в составе расходов при исчислении налога на прибыль. Нанесение таких наклеек не являлось обязательным в соответствии с действовавшим законодательством, а носило рекомендательный характер.

Вопрос:
Вправе ли был налогоплательщик учесть в составе расходов затраты на приобретение штрих-кодовых наклеек, учитывая, что действующее законодательство предусматривает маркировку алкогольной продукции лишь акцизными марками?

Налогоплательщик:
Вправе. Штрих-код является частью защитных мер, предотвращающих проникновению на рынок контрафактной и фальсифицированной алкогольной продукции, способствует сохранению легальности оборота и стабильности рынка.

Налоговый орган:
Не вправе. Штрих-код не содержит какой-либо информации для потребителя, помогающей выбрать товар, определить его качество, так как отсутствуют нормативные документы, регламентирующие порядок применения носителя штрих - кодовой информации, цель нанесения штрихового кода, способы его идентификации.

Арбитражные суды: (в пользу налогового органа)
Алкогольная продукция в обязательном порядке маркируется федеральными специальными марками и маркировка алкогольной продукции иными марками не допускается, в связи с чем затраты налогоплательщика по приобретению штрих-кодовой информации не несут экономической выгоды, являются необоснованными и, соответственно, не могут учитываться при определении налогооблагаемой прибыли.

Президиум ВАС РФ: (в пользу налогоплательщика)
Отменить судебные акты, признать решение ИФНС недействительным.

2) О специальном порядке возврата НДС налогоплательщику, находящемуся на стадии банкротства.

Фабула:
Налогоплательщик находился в стадии банкротства. Налоговый орган принял решение о возмещении НДС, но не принял решение о его возврате, обосновав это тем, что возврат НДС осуществляется по отдельному заявлению налогоплательщика (а не автоматически). Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о взыскании процентов за несвоевременный возврат НДС. 

Вопрос:
Должен ли был налоговый орган возвратить НДС исключительно по отдельному заявлению налогоплательщика, учитывая, что налогоплательщик находился в стадии банкротства и сумма НДС подлежала в любом случае обязательному включению в его конкурсную массу?

Налогоплательщик:
Решение о возврате НДС должно было быть принято одновременно с его возмещением.

Налоговый орган:
Сумма НДС может быть возвращена только по заявлению налогоплательщика и при условии, что у него отсутствует недоимка по иным федеральным налогам.

Арбитражные суды: (в пользу налогоплательщика)
Поскольку право на возмещение НДС из бюджета возникло после открытия процедуры конкурсного производства, сумма НДС, подлежащая возмещению налогоплательщику, должна была быть включена в конкурсную массу.
В связи с тем, что право на возмещение НДС могло быть реализовано только путем возврата денежных средств на расчетный счет налогоплательщика, в силу п. 7 ст. 176 НК РФ налоговый орган был обязан принять решение о возврате одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога.

Коллегия судей ВАС РФ: (в пользу налогового органа)
Судебные инстанции при разрешении спора ошибочно применили нормы Закона о банкротстве N 127-ФЗ к налоговым правоотношениям, поскольку данный закон не относится к актам законодательства РФ о налогах и сборах.
Судами не учтено, что в соответствии со ст. 176 НК РФ проценты начисляются на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда эта сумма должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате. До получения этого заявления у инспекции нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению.

Президиум ВАС РФ: (в пользу налогоплательщика)
Оставить судебные акты без изменения, а заявление налогового органа без удовлетворения.

3) В каком налоговом периоде должны быть отражены доходы в виде бюджетных субсидий, в период начисления/получения?

Фабула:
На основании вступивших в законную силу судебных актов с РФ в пользу налогоплательщика в 2008 году была взыскана сумма компенсации (субсидии) за перевозку в 2004 году пассажиров-льготников.

Вопрос:
Подлежала ли отражению в составе внереализационных доходов данная сумма при исчислении налога на прибыль за 2008 год, учитывая, что право на ее получение возникло еще в 2004 году?

Налогоплательщик:
В 2004 году

Налоговый орган:
В 2008 году

Суд первой инстанции: (в пользу налогового органа)

Суды апелляционной и кассационной инстанций: (в пользу налогоплательщика)
Сумма взысканного возмещения, представляя собой часть причитающейся предприятию выручки за услуги по перевозке, оказанные в 2004 году, в силу п. 3 ст. 271 НК РФ подлежала признанию и учету в составе доходов именно в указанном налоговом периоде, в связи с чем у инспекции отсутствовали основания для учета этой суммы в составе доходов за 2008 год.

Президиум ВАС РФ: (в пользу налогового органа)
Отменить постановления судов апелляционной и кассационной инстанций