среда, 21 февраля 2018 г.

(8) ТОП-10/2017. Важнейшие события в сфере взимания страховых взносов 2017 года: законодательство и практика

Аникеева Ольга Евгеньевна
Восьмой обзор "ТОП-10/2017" посвящен важнейшим событиям в сфере правового регулирования взимания страховых взносов. Подготовила обзор главный специалист по юридическим вопросам Аникеева Ольга Евгеньевна.

 
Обзор № 1 «ТОП-10/2017. Самые значимые события 2017 года в сфере налогообложения и налоговой политики» читайте здесь.
Обзор № 2 «ТОП-10/2017. Важнейшие законы о налогах 2017 года» читайте здесь.
Обзор № 3 «ТОП-10/2017. Важнейшие события 2017 года в сфере защиты прав налогоплательщиков» читайте здесь.
Обзор № 4 «ТОП-10/2017. Важнейшие правовые позиции Конституционного Суда РФ о налогах 2017 года» читайте здесь.
Обзор № 5 «ТОП-10/2017. Важнейшие события по НДФЛ 2017 года: законодательство и практика» читайте здесь.
Обзор № 6 «ТОП-10/2017. Важнейшие события в сфере бухгалтерского учета, отчетности и документооборота в 2017 году» читайте здесь.
Обзор № 7 «ТОП-10/2017. Важнейшие события в сфере гражданского права в 2017 году: законодательство и практика» читайте здесь.


1. 2017 год – это первый год регулирования порядка исчисления и взимания страховых взносов нормами НК РФ

С 1 января 2017 года порядок исчисления и уплаты страховых взносов стал регулироваться гл. 2.1 НК РФ – «Страховые взносы в РФ» и гл. 34 «Страховые взносы» (введены Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ). С этой же даты утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Больших трудностей у страхователей в связи с этим не возникло, т.к. основные положения Закона № 212-ФЗ полностью вошли в текст НК РФ без изменений. Так, не изменились объект обложения, перечень необлагаемых выплат, ставки взносов, принцип их исчисления и т.п.

2. В 2017 году ФНС РФ первый год администрировало взимание страховых взносов

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов осуществляла ФНС России. Налоговые органы контролировали исчисление и уплату взносов за период с 01.01.2017, проводили проверки, сверки расчетов по взносам, учитывали плательщиков взносов, производили возврат и зачет взносов и т.д. Также налоговые органы взыскивали недоимку, пени и штрафы по страховым взносам независимо от периода их образования (в т.ч. за 2016 г. и предыдущие периоды).
Глава ФНС России М. Мишустин, выступая на XIII Всероссийском налоговом форуме в Торгово-Промышленной палате, отметил позитивную динамику поступления взносов за 10 месяцев года – их поступило 4,6 трлн. рублей, что на 8,6% больше прошлогоднего показателя.
Администрированием страховых взносов на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по-прежнему занимался ФСС.
Что касается страховых взносов за периоды до 2017 г., то проверки по ним проводили ПФР и ФСС.
Следует отметить, что несмотря на некоторые нестыковки в деятельности налоговых органов и внебюджетных фондов, каких-то принципиальных трудностей у страхователей в связи с изменением порядка администрирования взносов не возникло, т.к. между ФНС, ПФР и ФСС был налажен внутриведомственный обмен всеми необходимыми документами.
Также интересно отметить, что поступления по страховым взносам в процедурах банкротства возросли в 2017 году в три раза и составили более 35 млрд руб., что в три раза превышает поступления за 2016 г. (см. здесь).

3. Страхователи сдавали единый расчет по страховым взносам

С 2017 года страхователями применялась новая форма отчетности по взносам – единый расчет. Это сводная ежеквартальная отчетность по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС РФ (ст. 423 НК РФ).
Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ утверждена форма расчета по страховым взносам, порядок ее заполнения, формат представления в электронной форме. Она применялась начиная с представления расчета по взносам за I кв. 2017 года.
Единый расчет представлялся один раз в квартал – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

4. С 2017 года для суточных при командировках начал действовать необлагаемый взносами лимит

В соответствии с поправками в НК РФ, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ, с 1 января 2017 года необлагаемый взносами размер суточных был приравнен к размеру суточных, не облагаемому НДФЛ (п.3 ст.217 НК РФ). Это следует из п.2 ст.422 НК РФ. Так, если размер суточных был более 700 руб. за каждый день командировки по России или 2500 руб. за каждый день загранкомандировки, то с суммы превышения исчислялись взносы

5. Организации, производящие выплаты работникам своих «обособок», платили взносы и представляли отчетность по месту своего нахождения

С 1 января 2017 года уплата взносов и представление по ним расчетов производились организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Это следовало из п. 11 ст. 431 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ.
Т.е. если организация, имеющая обособленные подразделения, самостоятельно начисляла выплаты в пользу всех работников, в том числе в пользу работников обособленных подразделений, расчеты по страховым взносам и уплату взносов она производила исключительно по месту своего нахождения.
При этом законодатель не разъяснил, что следует понимать под начислением выплат в пользу физических лиц. В письме Минфина РФ от 04.04.2017 № 03-15-06/19684 отмечено, что для указанных целей применяются документы бухгалтерского и налогового учета, а также другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие осуществление расходов на выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, произведенные в рамках трудовых отношений и (или) гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
По нашему мнению, начисление выплат в пользу работников означает отражение соответствующих сумм на счете 70. Поэтому, если обособленное подразделение имеет отдельный баланс, на котором в части своей деятельности отражает суммы выплат в пользу работников на счете 70, следует говорить о том, что оно начисляет выплаты в пользу физических лиц. Значит с 2017 г. по месту нахождения такого подразделения надо уплачивать взносы и сдавать отчетность. При этом необходимо учитывать, что здесь идет речь именно о начислениях в так называемом «отдельном балансе» подразделения в пользу работников данного подразделения, обеспечивающих его (этого подразделения) деятельность.

6. В 2017 году порядок исчисления и уплаты страховых взносов разъясняло Министерство финансов РФ

С 1 января 2017 года Минфин РФ является государственным органом, уполномоченным давать разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о страховых взносах (п.1 ст.34.2 НК РФ). Раньше подобные разъяснения давал Минтруд России. При этом по большинству вопросов Минфин РФ оказался солидарен с позицией Минтруда РФ, например по вопросу обложения взносами выходных пособий, выплат социального характера, подарков и т.д. (письма Минфина РФ от 01.08.2017 № 03-04-06/48824, от 20.01.2017 № 03-15-06/2437, от 13.10.2017 № 03-04-06/67116, от 21.03.2017 № 03-15-06/16239).
При этом по некоторым вопросам Минфин РФ все же не согласился с позицией Минтруда РФ. Например, в письме от 21.03.2017 № 03-15-06/16239 Минфин РФ указал, что вознаграждение членам совета директоров облагается взносами на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. В указанном письме Минфин РФ, по сути, согласился с Определениями Конституционного суда РФ от 06.06.2016 № 1169-О и № 1170-О, ВАС РФ от 29.10.2015 № 303-КГ15-13555 и не поддержал позицию Минтруда, изложенную в письмах от 11.04.2016 № 17-3/В-147, от 07.05.2015 № 17-3/В-234, от 02.09.2014 № 17-3/В-415, о том, что указанное вознаграждение взносами не облагается.

7. Определен необлагаемый взносами лимит выходного пособия по соглашению сторон

В 2017 году на уровне Верховного суда РФ разрешился спор о порядке обложения взносами выходного пособия, выплачиваемого при увольнении по соглашению сторон.
В п. 34 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2017) (утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017) сделан вывод, что выплаты, установленные в коллективных или трудовых договорах в соответствии с трудовым законодательством, следует рассматривать как выплаты, установленные законодательством РФ, а потому подлежащие освобождению от обложения страховыми взносами. Спорные выплаты подпадают под действие подп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемых периодах) и не подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами.
Т.е. на выходное пособие при расторжении трудового договора по соглашению сторон, выплаченное в пределах трехкратного среднего заработка, страховые взносы не начисляются. На суммы, превышающие установленный предел, организации взносы следует начислить.
До выхода Обзора судебная практика по рассматриваемому вопросу была разная. Так, некоторые суды считали, что пособие облагается взносами в полном объеме, т.к. не является компенсацией, установленной законом (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.02.2016 № Ф04-29100/2015, от 08.07.2016 № Ф04-2922/2016, от 15.01.2016 № А56-24555/2015, от 21.06.2016 № Ф07-3863/2016). Другие суды считали, что пособие не облагается в полном размере, т.к. не является оплатой за труд (постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.05.2017 № Ф07-4395/2017) или признается компенсацией в силу закона (постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.2017 № Ф07-5319/2017, от 31.05.2017 № Ф07-4395/2017, от 04.05.2017 № Ф07-1154/2017).

8. При незначительном сокращении рабочего дня пособие по уходу за ребенком к зачету не примут

В Определении Верховного суда РФ от 18.07.2017 № 307-КГ17-1728 по делу № А13-2070/2016 сделан вывод, что при незначительном сокращении рабочего дня лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком и работающее на условиях неполного рабочего дня, лишается права на получение пособия по уходу за ребенком. Поэтому ФСС правомерно не принял к зачету расходы на выплату указанного пособия работнику, продолжительность рабочего дня которого составляла 7,92 часа в день.
При этом суд сослался на п.п.1,2 ст.11.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", которым определено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Т.е. обязательным условием выплаты пособия по уходу за ребенком работнику, который трудится на условиях неполного рабочего времени и находится в отпуске по уходу за ребенком, является фактическое осуществление ухода за ребенком.
Однако ни законодатель, ни судебная практика четко не определяют, какое количество времени должен отработать сотрудник, чтобы не утратить право на получение пособия (4 ч в день, 6 ч в день и т.п.), в связи с чем спорные ситуации будут продолжать возникать.

9. Появились электронные больничные листы

С 1 июля 2017 года наравне с бумажными листами могут выдаваться электронные больничные листы (Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ).
Цель выдачи электронных больничных листов точно такая же, как и листов в бумажной форме: они подтверждают уважительность причины отсутствия на работе работодателю; дают возможность компенсировать не полученную в связи с нетрудоспособностью зарплату.
Условия выдачи больничных листов в электронной форме: работодатель и медучреждение подключены к информационной системе ФСС; работник согласен получить больничный лист в электронной форме. Однако даже если медучреждение и работодатель подключены к электронному обмену, вопрос о том, в какой форме ему получить больничный лист, решает сам работник.
Для того, чтобы работодателю подключиться к информационной системе ФСС, ему необходимо оформить личный кабинет страхователя на сайте ФСС России, для входа в него нужно использовать логин и пароль к личному кабинету на сайте Госуслуг.
Если работодатель не желает работать с электронными больничными листами, он может не подключаться к информационной системе ФСС, ответственности за это нет. В этом случае работники будут получать больничные листы в бумажной форме.

10. Взносы ИП «за себя» больше не привязаны к МРОТ

Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ внесены изменения в ст.430 НК РФ, согласно которым с 1 января 2018 года взносы индивидуальных предпринимателей «за себя» установлены в фиксированном размере, без какой либо привязки к МРОТ.
Так, в 2018 г. предприниматель должен уплатить в ПФР 26 545 руб., в ФОМС (медстрах) 5 840 руб. ИТОГО за год – 32 385 руб.
Кроме того, с суммы, превышающей 300 тыс. руб. годового дохода, дополнительно уплачиваются взносы в ПФР в размере 1 % от суммы превышения, но не более 185 815 руб. При этом общая сумма взносов в ПФР не должна превышать 212 360 руб.