среда, 21 февраля 2018 г.

СКЭС Верховного Суда РФ рассмотрела в пользу налогоплательщика дело о возврате НДС по недействительной сделке (№ А33-17038/2015)

14 февраля Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о порядке возврата НДС, уплаченного по сделке, признанной судом недействительной. Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение ВС РФ от 16.02.2018 № 302-КГ17-16602 по делу № А33-17038/2015).
Фабула дела: по договору купли-продажи налогоплательщиком (продавцом) был передан ЗАО (покупателю) полностью оплаченный товар, НДС исчислен и уплачен в бюджет (2 кв. 2011). Впоследствии решением арбитражного суда от 30.04.2013 сделка купли-продажи признана недействительной. Участниками сделки была применена двухсторонняя реституция: ЗАО 10.10.2013 возвратило ранее приобретенное имущество, а налогоплательщик в период с 10 по 21 октября 2013 г. возвратил ЗАО денежные средства. Полагая, что недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения, налогоплательщиком 21.11.2013 представлена уточненная декларация по НДС за 2 кв. 2011 с уменьшением суммы исчисленного НДС в результате исключения из облагаемой базы стоимости реализации по сделке, признанной судом недействительной (сумма налога заявлена к возврату из бюджета).
Арбитражные суды первой и кассационной инстанций (АС ВСО), отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что
проведение двусторонней реституции в 2013 г. ввиду признания совершенной в 2011 г. сделки недействительной, является новой хозяйственной операцией, которая подлежит отражению налогоплательщиком в бухгалтерском и налоговом учете на дату ее совершения.
Апелляционный суд удовлетворил требования налогоплательщика по данному эпизоду, признав, что порядок исчисления НДС в случае признания сделки недействительной и применения двусторонней реституции не был прямо предусмотрен законодательством. Учитывая наличие у налогоплательщика подтвержденного налоговым органом права на возврат указанного налога, а также факт возврата спорной суммы налога по результатам камеральной налоговой проверки, суд заключил, что доначисление и предложение уплатить эту же сумму налога по результатам выездной налоговой проверки привело к возложению на налогоплательщика необоснованного и экономически неоправданного бремени.
СКЭС ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила в силе постановление суда апелляционной инстанции. Экономколлегия указала, что налогоплательщик, в отношении которого применены последствия недействительности сделки, вправе требовать корректировки ранее исчисленного налога в сторону уменьшения, учитывая гарантированное подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ право на возврат сумм налога, внесенных в бюджет излишне (при отсутствии объекта налогообложения). Главой 21 НК РФ прямо не установлен порядок корректировки у продавца ранее исчисленного налога в случае признания сделки по реализации недействительной. Установленный п. 5 ст. 171 НК РФ механизм корректировки суммы налога, ранее предъявленного покупателю и уплаченного продавцом, посредством заявления этой суммы к вычету применяется при возврате товаров в связи с отказом от исполнения (расторжением) договора. В такой ситуации само по себе то обстоятельство, что корректировка налога осуществлена налогоплательщиком не в порядке применения налоговых вычетов в периоде возврата товаров (применительно к п. 5 ст. 171 НК РФ), а в рамках подачи уточненной налоговой декларации за период первоначальной отгрузки товаров, не свидетельствует о неправомерности действий общества, получившего возврат налога. Указанные действия не повлекли нарушения интересов казны, поскольку обязанность по уплате налога за 2 кв. 2011 г. изначально была исполнена обществом в полном размере.