воскресенье, 5 февраля 2017 г.

О современном состоянии налогообложения в России. 2016-2017. Преобладание курса на ужесточение налоговой политики (Часть II)

Продолжаю публиковать свое мини исследование по поводу современной налоговой политики, привязанное к подведению налоговых итогов 2016 г. (см. анонс, и часть I).








Преобладание курса на ужесточение налоговой политики (часть II)

Если законы жестоки, люди мечтают о произволе
польский писатель-сатирик)
1. Новые полномочия ФНС в 2016 г.;
2. Ужесточение налогового контроля;
3. Ужесточение налоговой и административной ответственности.

* * * * *


 «Ужесточение» и «усиление» тот тренд, который уже несколько лет преобладает не только  в налоговой политике, но и в политике государственного регулирования бизнеса вообще. Нет, нельзя не отметить, что властями принимаются и иные решения, с какими-то «послаблениями» (например, о новых льготах, об «упрощении порядков» и др.), однако на общем фоне политики «закручивания гаек» какие-либо «смягчения» воспринимаются как редкие проблески.
Как-то незаметно, и, к сожалению, не без оснований, возобладало у нас в стране  убеждение о
том, что «бизнес надо держать жестко» или  «поуркаганили и хватит». Вот и 2016 г. не стал исключением для таких настроений.
Обосновать же вывод о «преобладании ужесточения» представляется возможным исходя из трех примеров:
·       Расширение компетенции ФНС РФ и предоставление ей дополнительных полномочий;
·       Ужесточение контрольных и отчетных процедур;
·       Усиление налоговой и административной ответственности.

1. Новые полномочия ФНС в 2016 г.


Иногда создается  впечатление, что власти рассматривают ФНС РФ (далее по тексту – ФНС) в качестве самого сильного и эффективного  ведомства в стране. Это демонстрируют и Президент РФ, который в самом начале 2016 г. предложил передать ФНС администрирование целого ряда  неналоговых платежей, так и ГосДума, которая «щедрою рукой» в принимаемых законах разрешала ФНС самой для себя, т.е. для своих налоговых органов, определять регламенты, процедуры и прочие «порядки», причем даже без согласования с другими ведомствами.
Достаточно сказать, что только за два дня, 20 и 22 апреля 2016 г., депутаты ГосДумы, приняв Федеральные законы № 130-ФЗ и № 134-ФЗ, предоставили ФНС право разрабатывать  подзаконные нормативные акты в пяти (!) случаях:
о предоставлении копий документов на бумажном носителе в прошивке;
о предоставлении копий документов в сканированном виде;
о порядке направления апелляционной жалобы по телекоммуникационным каналам связи;
о порядке получения согласия от налогоплательщика на обнародование информции о нём, которая, в этом случае, перестает быть «налоговой тайоной»  (ст.102)[1];
о порядке формирования и размещения сведений о налогоплательщике на сайте ФНС, которые с 01 июня 2016 г. не являются налоговой тайной[2].

(Кстати, интересно отметить, что из всего этого  перечня, ФНС за более чем полгода, утвердило только один «порядок» – см. Приказ ФНС от  15.11.2016 № ММВ-7-17/615@ «Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы»).

Если эта тенденция сохранится и в 2017 г., то ФНС скоро превратится в некое мегаведомство или в суперФНС, которая по своему статусу далеко перешагнет статус  «службы».
А вот и перечень новых полномочий ФНС, полученных ею в 2016 г.:

·       ФНС переданы полномочия по администрированию таможенных платежей, а также платежей, ранее администрируемых Росалкогольрегулированием (Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 12);
·       ФНС переданы полномочия по администрированию контроля за взиманием страховых взносов (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ и № 250-ФЗ);
·       ФНС переданы полномочия по  ведению единого реестра ЗАГС (Федеральный закон от 23.06.2016 № 219-ФЗ)[3];
·       ФНС переданы полномочия  органа валютного контроля (Федеральный закон от 03.07.2016 № 285-ФЗ).

Отдельно хотелось бы отметить предоставление ФНС практически исключительных полномочий при участии в процедурах банкротства. Так, Федеральный закон от 23.06.2016 № 222-ФЗ, установил следующее:

·       Налоговые органы могут привлекать к субсидиарной имущественной ответственности бенефициаров, а не только номинальных директоров;
·       Для выявления налоговиками бенефициаров срок увеличен с 2 до 3 лет;
·       На законодательном уровне введена презумпция виновности руководителя за банкротство;
·       Сомнительной стала считаеться сделка, которая заключена не только в период, когда компания обладала признаками неплатежеспособности, но и тогда, когда компания стала неплатежеспособной в результате такой сделки;
·       Налоговым органам предоставлена возможность быть включенным реестр кредиторов в течение 6 месяцев (а не в течение 2, как было раньше).


2. Ужесточение налогового контроля


Налоговый контроль в 2016 г. продолжал усиливаться. Судите сами:

·       С 2016 г. налоговые агенты стали обязанными ежеквартально сдавать в налоговую инспекцию новую форму 6-НДФЛ «О доходах и НДФЛ». В случае непредставления такой формы отчетности налоговый орган вправе проводить блокировку банковского счета (ст.76 НК РФ), а также наложить штраф в размере 500 руб. (ст.126.1 НК РФ);
·       Пояснения по НДС, которые налоговый орган затребует у налогоплательщиков по налоговым декларациям, подаваемым в электронном виде, также должны предоставляться налогоплательщиком только в электронном виде. Причем попытка представить пояснения на «бумажном носителе» все равно будет рассматриваться как «неподача» (Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ);
·       Введение тотального контроля за кассовыми операциями, введение новых требований по «инновационным» on-line ККТ. Причем с 1 июля 2018 г. обязанность иметь такую «машину» будет распространена и на тех ИП и малые предприятия, которые применяет специальные налоговые режимы в виде патентной системы и ЕНВД (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ);
·       Банки по требованию налоговых органов, обязаны представлять им фактически  любую информацию о своих клиентах без каких-либо исключений и ограничений (Федеральный закон от 03.07.2016 № 240-ФЗ);
·       Все организации с 21 декабря 2016 г. обязаны иметь данные по своим бенефициариям (Федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ).

Конечно, мне могут возразить, что изменения по  ККМ и по «закону о бенефициарах» это не совсем «налоговое право», однако то, что вышеуказанные поправки  обусловлены в первую очередь фискальным интересом государства, мало кто может оспаривать.

3. Ужесточение налоговой и административной ответственности


В течение 2016 г. происходило постоянное и последовательное введение новых видов штрафов за те или иные нарушения налогового и административного законодательства или имело место повышение размера уже установленных.
Так, в 2016 г.:

·       Принята норма об установлении налоговой ответственности (п.1 ст.129.1 НК РФ) за непредставление пояснений в рамках КНП  в случае, если налогоплательщик подает в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию в порядке п.3 ст. 88  НК РФ[4] (Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ)[5];
·       Резко повышена административная ответственность за нарушения в области бух/учета и отчетности: штрафы увеличены с 3.000 до 10.000 руб., введена ответственность за «повторность» (до 20.000 руб.), введена такая  мера административного наказания как дисквалификация до 2 лет (Федеральный закон от 30.03.3016 № 77-ФЗ);
·       Повышена административная ответственность за нарушения при работе с ККМ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ);
·       Принята норма о повышении  в 2 раза ставки пени за неуплату налога свыше 30 календарных дней до 1/150 ставки ЦБР[6] (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
·       В случае отсутствия у юридического лица сведений о бенефициариях на такое лицо может быть возложен штраф в размере 500.000 руб.[7] (Федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ);
·       19 февраля 2016 г. в первом чтении был принят законопроект № 927406-6 о введении уголовной ответственности за неуплату страховых взносов.

Так же, говоря об усилении «наказательного» направления в государственной политике по отношению к бизнесу, нельзя не отметить и ужесточение административного наказания для работодателей (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ). Так, пеня за задержку выплаты заработной платы увеличена до 1/150 ставки ЦБ, штраф за нарушение сроков выплаты заработной платы повышен для юридических лиц до 50.000 и т.д.

И еще одно любопытное наблюдение из прошлого года.
Центр стратегических разработок недавно опубликовал исследование по законотворчеству в уголовном праве в последние два года. Из 140 законопроектов – поправок в УК РФ 88% предлагали усиление уголовной ответственности, а смягчение – только 12%. Впрочем, из всех 237 проектов (не только в УК, но и в УПК) законами стали только 42. Как утверждают эксперты отсеивались проекты явно популистского характера и проекты любых радикальных преобразований. Но при этом смягчающие поправки имели вдвое большие шансы быть принятыми, чем ужесточающие. Правда, поскольку ужесточающих было в 7 раз больше, в конечном счете, их приняли больше (17 против 5)[8].
Кстати, все вышепредставленные перечни полномочий, контроля и ответственности – это не полный перечень, т.к. полный перечень всего, что было «ужесточено» и «усилено» в 2016 г. (особенно с учетом других отраслей законодательства) будет очень большим по объему.
(продолжение следует)


[1] Приказ ФНС от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@ «Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы».
[2] Как уверяет ФНС обнародование такой информации начнется к июлю 2017 г.
[3] В связи с принятием этого закона у некоторых возникает вопрос: «Зачем налоговым органам знание гражданского состояния людей?». Надо сказать, что ФНС и не скрывает своего интереса – это необходимо для выявления неявной взаимозависимости между гражданами по родству, свойству или даже супружеству (например, бывшему). В некоторых налоговых спорах налоговые органы обосновывают свои выводы  о взаимозависимости ссылками даже на факты «двоюродного родства» (см. Постановления АС УО от 08.05.2015 №А50-14001/2014, АС ВВО от 26.04.2016 №А82-11554/2014 и др.)
[4] Норма вступила в силу с 1 января 2017 г.
[5] Необходимо отметить, что впервые законодатель вводит ответственность за «непредставление пояснений», т.к. ранее такой ответственности не было, а судебная практика исходила из того, что «представление пояснений», это именно право налогоплательщика, но не его обязанность (см. например, Постановление ФАС ВСО от 28.08.2012 по делу № А10-355/2012).

[6] Вступает в силу с 1 октября 2017 г.
[7] Для этого в КоАП была введена новая статья 14.25.1 – «Нарушение юридическим лицом обязанностей по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах»
[8] «Ведомости», 18.01.2017 (см. здесь).