вторник, 14 февраля 2017 г.

22 марта СКЭС ВС РФ рассмотрит дело об учете для целей исчисления налога на прибыль расходов на выходное пособие работникам при увольнении по соглашению сторон (дело № А40-7941/2015)

22 марта Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ будет рассмотрен вопрос о том, вправе ли налогоплательщик учесть при налогообложении прибыли расходы на выплату выходного пособия работникам при увольнении по соглашению сторон (дело № А40-7941/2015).

Фабула дела: налогоплательщиком в проверяемом периоде были заключены с работниками соглашения о прекращении трудовых отношений, которые предусматривали выплату увольняемому работнику выходного пособия (компенсации). Указанные расходы были учтены налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль. По
результатам ВНП налоговый орган пришел к выводу о неправомерном учете спорных расходов при налогообложении прибыли.
Арбитражные суды, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что для признания понесенных налогоплательщиком затрат в целях налогообложения прибыли необходимо их соответствие критериям, установленным ст. ст. 252 и 255 НК РФ. Поскольку выплаченные налогоплательщиком своим работникам в связи с прекращением с ними трудовых отношений «компенсации» не предусмотрены ни положениями трудовых договоров, ни положениями трудового законодательства, и не направлены на получение прибыли от предпринимательской деятельности, суды признали спорные выплаты экономически необоснованными и не подлежащими включению в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, как не соответствующие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Налогоплательщик обратился с кассационной жалобой в ВС РФ, указав, что экономическая оправданность затрат на выплату спорных «компенсаций» увольняемым работникам состоит в оптимизации производства и минимизации затрат на персонал, поскольку, увольняя работников по соглашению сторон и выплачивая им 5 месячных заработков, налогоплательщик произвел те же выплаты, что и при увольнении работников по процедуре сокращения штата, исключив при этом свои риски, связанные с увольнением работников по процедуре сокращения штата, в том числе с оспариванием работниками увольнения и возможным восстановлением их на работе. Кроме того, после увольнения работников по соглашению сторон на предприятии были упразднены соответствующие штатные единицы. Таким образом, увольнение работников по соглашению сторон с выплатой спорных «компенсаций» привело к достижению производственной цели – оптимизации расходов на персонал, и, как следствие, получению налогоплательщиком большей прибыли при меньших затратах. Указанные обстоятельства свидетельствуют о соответствии произведенных расходов требованиям п.1 ст. 252 НК РФ.
Судья ВС РФ Першутов А.Г. счел, что доводы налогоплательщика в части данного эпизода заслуживают внимания и Определением ВС РФ от 06.02.2017 № 305-КГ16-16457 дело было передано для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ, которое состоится 22 марта 2017 г. По результатам рассмотрения спора нами будет оперативно размещена соответствующая информация.