вторник, 11 января 2011 г.

Трехмерное налогообложение как один из основных принципов налоговой политики

Данная статья была подготовлена мною в начале 2010 года и опубликована в № 3, 4, 6 журнала "Налоги и финансовое право". Однако чем больше времени проходит после ее написания и обнародования, тем чаще я к ней обращаюсь, т.к. сама жизнь подтверждает те выводы, которые были в ней сформулированы. С большим интересом ознакомлюсь с любыми мнениями, предложениями и  замечаниями. Кому удобнее читать материал не в блоге может взять статью здесь часть 1, часть 2, часть 3. 
 Трехмерное налогообложение: общие положения

Представляется очевидным, что налоговая политика государства, преследуя как фискальные, так и иные регулятивные цели (экономические, социальные, экологические, международные),[1] не может осуществляться произвольно – она должна иметь какую-то внутреннюю логику и опираться на какие-то базовые принципы. Конечно же, должна учитываться и текущая экономическая ситуация как в конкретном государстве, так и в мире, также очевидно, что налоговая политика должна непосредственно учитывать множество факторов экономического, социального, правового, организационного порядка, влияющих на нормальное функционирование и развитие налоговой системы.

В современной литературе[2] высказываются различные позиции по принципам налоговой политики государства, которые носят иногда конкретный, а иногда и декларативный характер (принципы-пожелания), однако представляется, что в конечном итоге любая правильная и оптимальная налоговая политика любого государства должна опираться на один из основных принципов – принцип трехмерного налогообложения. Суть этого принципа заключается в необходимости и обязательности дифференцированного подхода в установлении уровня налогового бремени (налоговой нагрузки) для различных сфер и отраслей экономики.
К сожалению, ни в современной литературе о налогообложении, ни в отраслевой литературе прошлого этот принцип не имел четкой и однозначной формулировки, однако его воплощение проявлялось и проявляется повсеместно.
Например, еще в 1769 году Аббат Тэрре министр финансов Франции, исходя из целесообразности дифференциации косвенных налогов, говорил: «...продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино – немного больше, грубые ткани – очень мало, а предметы роскоши – очень высоко».[3]
Как писал по этому поводу выдающийся русский налоговед В.Н. Твердохлебов: «следует усиливать дифференциацию обложения по признаку большей или меньшей заслуженности обогащения: главная тяжесть налогообложения должна ложиться не на нормальную оплату труда и не на капитал, а на излишки прибыли (сверхприбыли), которые получаются в результате благоприятной конъюнктуры либо в результате монополии».
Кроме того, следует усиливать обложение непроизводительного потребления предметов, излишних для поддержания и воспроизводства рабочей силы, в первую очередь предметов роскоши и вредных продуктов (табака, алкоголя). Сокращение потребления этих продуктов позволит высвободить часть средств населения для обращения их на производство капитальных благ.[4]
Иными словами, принцип трехмерного налогообложения способен показать, какие налоги можно ввести безболезненно для той или иной сферы экономики, а также через трехмерность может достигаться регулятивная функция налогообложения в экономике (в плане обложения излишеств).
Представляется, что государство, определяя свою налоговую политику, должно определить 3 сферы, которые должны подвергаться различной степени налогообложения:
– сфера (отрасль, сегмент экономики), высокое налоговое бремя в которой ни коим образом не повлияет на функционирование этой сферы;
– сфера (отрасль, сегмент экономики), имеющая средний, обычный уровень налогообложения;
– сфера (отрасль, сегмент экономики), которая должна иметь самый льготный, щадящий режим налогообложения.
Первое направление налоговой политики – «Изъять сверхдоходы»

Анализ современных национальных налоговых систем развитых государств показывает, что такая система должна включать в себя четыре уровня или точки обложения:
1) налогообложение выручки (валового дохода) от реализации товаров, работ, услуг, как общего результата взаимодействия всех факторов производства (налогообложение добавленной стоимости, оборота подакцизных товаров, ввоза и вывоза товаров через таможенную границу РФ);
2) налогообложение доходов личных факторов производства (налогообложение оплаты труда работников и других доходов физических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридических лиц, а также расходов организаций на оплату труда);
3) налогообложение капитала и доходов от капитала (все виды поимущественного налогообложения, налогообложение прибыли и других доходов организации);
4) налогообложение природного фактора и рентных доходов (все виды налогов и платежей за пользование природными ресурсами).[5]
Однако представляется очевидным, что на определенных временных этапах в экономике того или иного государства существуют отрасли, развитие которых наиболее интенсивно. Про них можно сказать, что это процветающие отрасли, которые показывают высокую динамику роста или устойчивую стабильность. То есть речь идет о тех отраслях экономики, спрос на товары (работы, услуги) которых до того высок и устойчив, что изъятие любых составляющих (до тех пор, пока они не составляют конфискационного значения) никоим образом не скажется на динамике развития этой отрасли. Причем это процветание может быть обусловлено как внутренними, так и внешними факторами.
Иными словами, государство, осуществляя мониторинг состояния экономики страны в целом и ее отдельных сегментов и проводя свою налоговую политику с учетом принципа трехмерного налогообложения, должно определить те отрасли, которые способны безболезненно выдерживать повышенное налоговое бремя (а то и вообще его не заметить). Грубо говоря, принцип трехмерного налогообложения это своеобразное кровопускание, которое гласит: на сверхдоходы должны быть сверхналоги. Это должны быть налоги на краткие сверхвозможности, в которых реализуется право государства на ренту в той или иной отрасли экономики.
Интересно отметить, что данное положение можно воспринимать как реализацию на практике принципа справедливости, поскольку такое перераспределение в данном случае будет осуществляться в интересах всего в общества.
Причем государство в данных отраслях может ставить 2 самостоятельных задачи:
1) изъятие излишков (или, грубо говоря, «лови момент»)
Как показывает опыт последних столетий, в любой экономике на конкретном историческом этапе возникает отрасль, спрос в которой существенно превышает предложение. В дальнейшем, через определенное количество лет эта отрасль выравнивается и становится нормальной, т.е. норма прибыли в ней становится обычной, колебания обусловлены уже конкурентоспособностью того или иного субъекта предпринимательства.
Однако на тот конкретный исторический период времени равных этой отрасли нет, поэтому в ней и возникают сверхдоходы. В связи с этим дополнительное (но временное) обложение доходов этих отраслей на разумную составляющую налогов никоим образом не скажется на спросе.
Например, первая русская полнометражная кинокартина «Осада Севастополя» (1911) имела оглушительный успех не только у простых зрителей, но и у высочайших особ императорского дома, и, видимо, это подвигло российского императора Николая II на обложение кино налогом.[6]
Налогообложение банковского и финансового сектора в России в начале 90-х годов осуществлялось по повышенной ставке по налогу на прибыль. Так, в соответствии со ст. 5 Закона РСФСР от 27 декабря 1991 года № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. Федерального закона от 25 апреля 1995 года № 64-ФЗ) ставка по налогу на прибыль для обычных налогоплательщиков составляла 35%, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков, – по ставкам в размере не свыше 43%.
Причем данное явление, т.е. повышенное налогообложение банковско-финансового сектора характерно не только для России, но и для других стран. Например, в 90-е годы налогообложение банков в Пакистане было на 10-15% выше налогообложения корпораций. Однако по новому законодательству, принятому в начале 2000-го года, ставка должна снизиться с 58 до 50%, в дальнейшем предполагается снизить ее еще на 5-10%.[7]
В настоящий момент в России роль фискального перераспределителя, т.е. механизма, посредством которого осуществляется изъятие в пользу государства части сверхдоходов через дополнительное налогообложение, выступает налоговое обложение доходов от добычи и реализации на экспорт углеводородного сырья, в частности, посредством НДПИ и экспортной пошлины.
Кроме того, данную функцию – «изъять лишнего» – выполняли во все времена и выполняют до сих пор акцизы и некоторые виды таможенных пошлин, а также все виды налогов на роскошь, транспортный налог на сверхмощные автомобили и т.д.
Причем государство в данном случае не борется с подобными видами доходов и капитала, а как бы говорит плательщикам: «вы являетесь получателем сверхдоходов (или обладателем излишнего имущества), поэтому даже если вы будете платить повышенные налоги, то «с вас не убудет»...
Главное для государства в этом направлении налоговой политики – вовремя остановиться. Одно дело, когда цветной телевизор в 70-х годах признается роскошью и облагается налогом, другое, – когда в некоторых странах этот налог до сих пор не отменен. Это выглядит как анахронизм.
2) угнетать посредством налогообложения те сферы, которые по тем или иным причинам требуют угнетения
Старая поговорка – «что облагается налогами, то убывает» – до сих пор доказывает свою актуальность, в том числе и через реализацию принципа трехмерного налогообложения.
Еще в 1726 году выдающийся английский писатель и политик Джонатан Свифт писал, что «справедливее всего обложить налогом пороки и безрассудства...».
Таким образом, государство, не заинтересованное в распространении тех или иных объективных тенденций в экономике, стремится их ограничить через повышенное налогообложение. Хрестоматийный пример в этом отношении акцизы на алкогольную и табачную продукцию, которые кроме непосредственно фискального обеспечения имеют своей дополнительной (а в ряде случаев и основной) целью ограничить их потребление и, соответственно, производство.
Защита национального производителя также достигается посредством повышенного налогообложения импортной продукции, что в условиях повышенного спроса на нее неизбежно влечет перераспределение спроса и предложения.
Так, правительство Малайзии защищает собственное автопроизводство 300-процентным (!) налогом на импорт иномарок.[8]
Иными словами, государство должно определиться, работая по первому сегменту экономики: во-первых, в каком сегменте есть излишки, которые можно безболезненно изъять; во-вторых, какие сегменты экономики (или социальной сферы) должны подвергнуться дополнительному налоговому прессу для целей сокращения. 

Формы реализации принципа трехмерного налогообложения в налоговой политике  

Все формы реализации принципа трехмерного налогообложения в конечном итоге сводятся к одному – изъять в доход государства ту составляющую, которая может быть изъята безболезненно или почти безболезненно для экономики в целом или некоторых ее сегментов. Эти формы как способы дополнительного налогообложения определенных отраслей могут быть самыми разнообразными.
Установление специальных налогов, рассчитанных на изъятие излишков, или для обременения какой-либо определенной сферы. Так, в целом ряде зарубежных стран к уплате специальных налогов призваны компании, осуществляющие добычу полезных ископаемых.
В Таджикистане действует специальный налог с продаж, который взимается только с двух видов товаров, – хлопок-волокно и алюминий. Плательщиками данного налога являются юридические и физические лица, осуществляющие поставки на внутренний и внешний рынки хлопкового волокна и алюминия первичного. Введение данного налога обусловлено тем, что эти товары являются для Таджикистана стратегически важным экспортным сырьевым ресурсом и составляют одну из основных статей поступления государственного бюджета Республики[9].
Стремясь охватить налогообложением наиболее привлекательные в финансовом плане объекты, государства вводят самые различные налоги, которые ложатся на владельцев банковских счетов, держателей ценных бумаг, владельцев дорогих автомобилей и недвижимости, пользователей сотовой связи и пр. Так, в Аргентине, с 3 апреля 2001 года был введен налог на операции по движению средств на банковских чековых счетах. Им облагаются операции по депонированию и снятию денег со счетов в аргентинских банках. Базовая ставка налога составляет 0.25 %, однако по отдельным операциям, например, проводимым на фондовой бирже или связанным с торговлей через Интернет, применяется пониженная ставка налога в 0,075 %.
В Бразилии по ставке 0,38 % взимается налог на финансовые операции на фондовом рынке.
В Индонезии действует налог на дорогие автомобили. Ставка налога в зависимости от объема двигателя автомобиля варьируется в пределах от 30 до 75 %.
В Уругвае взимаются налог на услуги связи и налог на кредитные карты. Первым налогом облагаются переговоры с использованием средств сотовой связи, его ставка составляет 40 центов США за минуту обычного разговора и 2 доллара США за междугородные разговоры. Второй налог обязаны уплачивать банки, эмитирующие кредитные карты; он взыскивается по ставке 21 доллар в месяц с каждой карты.
На территории Канады разово взимается налог на кондиционеры в автомобилях в размере 100 канадских долларов, что позволяет получать в бюджет ежегодно в общей сложности 150 млн. долларов[10].
В Республике Беларусь существует плата за проезд по автомобильной дороге Брест-Минск-граница РФ[11], относящаяся к общегосударственным налогам.
В Норвегии действует налог на продажу предметов роскоши (духи, бензин, спирт), установлен в размере не более 70%[12].
В Испании при приобретении вторичной недвижимости уплачивается передаточный налог, который составляет 6% от стоимости недвижимости[13].
В связи с этим, по нашему мнению, представляется, что в современных условиях России вполне реально и практически безболезненно будет возможным установление специальных налогов, в частности, налога с физических лиц при осуществлении туризма за рубежом, налога на перепродажу второй квартиры, специального косвенного транспортного налога (включаемого в стоимость ГСМ). Кроме того, было бы целесообразным восстановление налога на наследование и дарение, т.к. эти налоги являются ключевыми для экономики зарубежных стран.
Установление налогов на определенные виды деятельности предполагает введение особых налоговых платежей, характерных для высокодоходных видов деятельности.
Так, в частности, налоги с определенных видов деятельности взимаются в Республике Беларусь с банков, небанковских кредитно-финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций, а также иных юридических лиц, осуществляющих операции с ценными бумагами. Налогообложение этих видов деятельности осуществляется по ставке 30 % для кредитно-финансовых учреждений и страховых организаций и по ставке 40 % по доходам от операций с ценными бумагами[14].
В Китае действует особый налог на предпринимательскую деятельность, который уплачивают предприятия и граждане, занимающиеся предоставлением определенных услуг, передачей нематериальных активов или продажей недвижимости. Ставка налога различается по видам деятельности и составляет: по транспорту и связи – 3%, по продаже недвижимости – 5 %, по финансовому и страховому бизнесу 8 %, по индустрии развлечений – от 5 до 20 %[15].
Введение повышенных ставок уже введенных налогов является достаточно эффективным инструментом для реализации принципа трехмерного налогообложения.
Как пишет по этому поводу С.В. Барулин, как инструмент налогового регулирования налоговые ставки могут быть едиными для всех налогоплательщиков, льготными (пониженными), а также штрафными или повышенными, устанавливаемыми по налогам за пользование природными ресурсами при сверхнормативном потреблении природных ресурсов и загрязнении окружающей среды[16].
В этом положении автора, кстати, принцип трехмерного налогообложения проявляется наиболее наглядно, даже несмотря на то, что он рассматривает только один из элементов налогообложения, не проецируя его на сферу налоговой политики.
В частности, НДС в Италии взимается по дифференцированным ставкам, повышенная из которых – 38% - применяется к предметам роскоши (меха, ювелирные изделия, спортивные машины)[17].
В Испании стандартная ставка налога на прибыль составляет 35 %, однако для нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний ставка налога увеличена до 40 %. Также в этой стране установлены повышенные ставки НДС в размере 28% в отношении предметов роскоши и автомобилей[18].
В России уже давно идут разговоры о том, что ставка налога на имущество физических лиц для второй и последующих квартир должна быть выше, чем налог на имущество для лиц, которые владеют единственной квартирой, предназначенной для проживания владельца[19].
Более широкое применение акцизов. В системе налогов акцизы всегда играли особую роль. Ведь акцизный сбор – это фактически налог на высокорентабельные и монопольные товары[20].
Например, в Индонезии состав подакцизных товаров насчитывает более 49 наименований, включая некоторые виды алкогольных и безалкогольных напитков, телевизионные приемники, холодильники, спортивное оборудование, кожаные изделия, моторные лодки, вертолеты и самолеты, огнестрельное оружие, видеоигры и пр. При этом ставки акцизов выражены в процентах и составляют в зависимости от вида и стоимости товаров от 10 до 75 %[21].
Акцизы в Литве распространяются на следующие товары: алкоголь, табак, топливо, горючие и смазочные материалы, кофе, шоколад, какао, бижутерию и изделия из золота и серебра, дорогие легковые автомобили, печатные изделия с элементами эротики и насилия[22].
В этой связи также интересным будет отметить, что в ФРГ такие средневековые налоги, как акциз на соль, чай и сахар были отменены только в 1992 году[23].
Меры фискально-таможенного регулирования занимают особое место и касаются в основном установления особых автономных (ввозных) и конвенционных (импортных) таможенных пошлин и, хотя и имеют свою определенную фискальную направленность, тем не менее, осуществляются в сфере таможенного регулирования.
Так, автономные (ввозные) пошлины устанавливаются правительством в одностороннем порядке вне зависимости от существующих договоров и соглашений между государствами. Довольно часто они отличаются значительными размерами и вследствие этого являются предметом двусторонних и многосторонних переговоров и соглашений для снижения путем взаимных уступок.
Конвенционные (импортные) пошлины вырабатываются в процессе вышеназванных переговоров и фиксируются сторонами-участниками. Они не подлежат повышению без согласия сторон или сопровождаются компенсацией в форме тарифной уступки по другим позициям. Они получили в современный период широкое распространение, прежде всего в результате переговоров по линии ВТО.
Следует особо подчеркнуть, что в абсолютном большинстве стран таможенными пошлинами облагается импорт. Экспортные пошлины в настоящее время ни в одном развитом государстве не используются. Их применяют лишь отдельные развивающиеся страны[24].
Заканчивая тему повышенного налогообложения сверхдоходов, еще раз подчеркнем, что процесс этот может носить сугубо временный характер. Как правильно пишет по этому поводу И. Осадчая: «Изымать сверхприбыли, конечно, нужно, но и слишком много изъять опасно: нельзя резать курицу, несущую золотые яйца»[25].
Кстати говоря, для обоснования временного характера дополнительного налогового обременения той или иной отрасли может выступать и закон «тенденции нормы прибыли к понижению». Этот закон, открытый еще К. Марксом, гласит, что норма прибыли всегда имеет тенденцию к понижению, т.к. в падении общей (средней) нормы прибыли как следствии роста органического строения капитала проявляется специфическая форма развития производительных сил[26]. 

Второе направление налоговой политики – "Установление усредненного (нормального) налогового бремени"

Данное направление характерно для обычных отраслей экономики, не отличающихся ни сверхдоходами, ни повышенной социальной значимостью.
Анализ показывает, что практически в каждой стране есть «обычные» ставки налогов и особенные, т.е. или пониженные, или повышенные для специальных субъектов или отраслей.
Интересно в этой связи отметить, что сторонники налога на прибыль корпораций выдвигают идею о том, что налог на прибыль позволяет облагать дифференциальную ренту 2, получаемую предприятиями от удачного сочетания и использования факторов производства (предпринимательской способности, труда, капитала, природных ресурсов). Обложение данной ренты, представляющей собой обложение доходов от использования факторов сверх того, что необходимо для их воспроизводства, ни каким иным налогом не производится. А оставить эту ренту совсем без налогообложения – при сохранении налогов на процесс потребления факторов производства – просто немыслимо; это будет величайшей несправедливостью[27].
Самый типичный пример – это установление дифференцированных ставок по НДС. Традиционно для НДС предусматривается две категории ставок: общие и пониженные – по реализации наиболее важных потребительских товаров и услуг. Наличие двух ставок НДС является одним из требований ЕС, хотя, например, в Литве по этому налогу установлено четыре специальных ставки[28].
Однако конкретные отрасли экономики, которые должны подвергаться «среднему» или «общему» налогообложению, в каждой стране свои, и государство должно определять по остаточному методу: если та или иная отрасль экономики не подпадает под возможности дополнительного фискального обременения, или наоборот, льготной фискальной поддержки, то значит, что это отрасль со среднем налоговым потенциалом. 

Третье направление налоговой политики – «Фискальная поддержка социально необходимых видов деятельности и товаров (работ, услуг)»

Представляется, что данное положение не требует особого разъяснения, т.к. очевидно, что в каждой стране есть определенные сферы, которые требуют щадящей фискальной политики.
Причем данное направление может реализовываться двумя способами:
- установление условного налогообложения (когда налоги вроде бы есть, но размер их носит или символический, или крайне заниженный характер);
- установление нулевого налогообложения или, проще говоря, освобождение от налогообложения.
Фактически речь идет о налоговых льготах, рассмотрение которых требует отдельного анализа.
В частности, в России, несмотря на проводимую политику сокращения налоговых льгот, посредством налогообложения поддерживается и сельское хозяйство, и деятельность инвалидных организаций, и деятельность в сфере медицины и образования, и др. Планируется введение льготного налогообложения для инновационной деятельности.
Израиль проводит политику сокращения налогообложения результатов трудовой деятельности.[29]
В Испании от НДС освобождены медицинские услуги, образование, банковские услуги, благотворительность[30].
Однако тут другой вопрос для государства, формирующего свою налоговую политику: где пределы стимулирования налогами, как правильно организовать свою законотворческую деятельность, чтобы налоговые льготы действительно носили исключительный характер и действительно стимулировали (поощряли) налогоплательщика заниматься тем видом деятельности, который в настоящий момент выгоден для государства?
Именно поэтому можно утверждать, что налоговые льготы по своей природе могут иметь только временный характер, как, кстати, и те особенности налоговой политики, которые направлены на изъятие сверхдоходов (о чем мы уже писали выше).

Пока верстался номер...

Статья А.В. Брызгалина «Трехмерное налогообложение как один из основных принципов налоговой политики», размещенная в № 3, 4, 6 журнала «Налоги и финансовое право», вызвала неоднозначную реакцию некоторых читателей. По мнению некоторых, трехмерного налогообложения и не существует вовсе, т.к. государству всегда было свойственно «запускать руку в карман самым богатым и успешным» и поддерживать тех, кто в этом нуждается. Посередине же всегда существовала «толпа налогоплательщиков».
Однако уже после подготовки третьей части статьи А.В. Брызгалина к публикации в № 6 журнала «Налоги и финансовое право» в газете «Ведомости» от 02.07.2010 была размещена статья Максима Товкайло и Филиппа Стеркина «Налог в шоколаде», в которой речь шла о предложениях Минэкономразвития по поводу поиска дополнительных источников дохода для федерального бюджета. В первую очередь предлагалось установление в России нового налога – налога на роскошь. Это предложение касается и частичного восстановления списка подакцизных товаров, содержащегося в законе об акцизах, утратившем силу с 2001 года. Другой подход – корректировать потребительские предпочтения с помощью налогов: ввести акцизы на товары с низкой энергоэффективностью или повысить их для автомобилей с высоким расходом топлива. И, наконец, еще один вариант – обложить акцизом продукцию, продажи которой растут выше среднего: «к примеру, безалкогольные напитки».
Иными словами, предложения Минэкономразвития фактически полностью воплощали идею трехмерного налогообложения как принципа налоговой политики государства.
Источник: www.cnfp.ru

[1] Более подробно см. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / И.А. Майбуров и др.; под ред. И.А. Майбурова. М 2010. С. 16-18.
[2] Иванов Ю.Б., Тищенко А.Н. Современные проблемы налоговой политики. Харьков. 2006. С. 17-18; Барулин С.В. Теория и история налогообложения. М. 2006. С. 295; Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование. М. 2006. С. 342-367; Теория и практика: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / И.А. Майбуров и др.; под ред. И.А. Майбурова. М 2010. С. 25-28.
[3] Цитата по книге Фор Э. Опала Тюрго. 12 мая 1776 года. М. 1979. С. 172.
[4] Твердохлебов В.Н. Финансовые очерки. М. 1916. С. 56.
[5] Барулин С.В. Теория и история налогообложения: учебное пособие. М. 2006. С. 265-266.
[6] Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоги. Люди. Время.... или этот безграничный Мир Налогов // Под ред. А.В. Брызгалина. Екб.: Изд-во «Налоги и финансовое право». 2008. М. С. 477.
[7] Кучеров И.И. Налоговое право зарубежных стран. Курс лекций. М. 2003. С. 29.
[8] Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоги. Люди. Время.... или этот безграничный Мир Налогов // Под ред. А.В. Брызгалина. Екб.: Изд-во «Налоги и финансовое право». 2008. М. С. 462.
[9] Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. М. 2008. С. 310
[10] Кучеров И.И. Налоговое право зарубежных стран. Курс лекций. М. 2003. С. 109-100.
[11] Кучеров И.И. Указ. соч. 152.
[12] Попова Л.В. Указ. соч. С. 231
[13] Попова Л.В. Указ. соч. С. 147
[14] Кучеров И.И. Указ. соч. С. 154.
[15] Кучеров И.И. Указ. соч. С. 166.
[16] Барулин С.В. Теория и история налогообложения: учеб.пособие. М. 2006. С. 229.
[17] Попова Л.В. Указ. соч. С. 158
[18] Попова Л.В. Указ. соч. С. 144.
[19] Кстати, одним из инициаторов такой новеллы был, в частности до своего избрания Президентом РФ Дмитрий Анатольевич Медведев.
[20] Попова Л.В.Указ. соч. С. 281
[21] Кучеров И.И. Указ. соч. С. 106-107.
[22] Попова Л.В. Указ. соч. С. 295
[23] Попова Л.В. Указ. соч. С. 19
[24] Попова Л.В. Указ. соч. С. 342.
[25] Осадчая И. Природная рента, сверхприбыли нефтяных монополий и государство // Наука и жизнь. № 4. 2004.
[26] Крылова Л.Г. Большая советская энциклопедия. 1976. Т. 25. С. 421.
[27] Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение». М. 2007. С. 369.
[28] Кучеров И.И. Указ. соч. С. 105.
[29] Кучеров И.И. Указ. соч. С. 41.
[30] Попова Л.В. Указ. соч. С. 144