четверг, 1 июля 2010 г.

Ждем закон о борьбе с трансфертным ценообразованием

В последнее время огромное число налогоплательщиков (и уж точно все крупные) с замиранием дыхания ждут результатов рассмотрения во втором чтении Государственной Думой проекта Федерального закона с длинным и пренудным названием - "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ, а также признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона от 09 июля 1999 года № 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую НК РФ" в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (пока до конца дочитаешь, то и забудешь о чем речь, поэтому будем называть этот законопроект просто - "Закон о борьбе с трансфертным ценообразованием", тем более что такое название полностью отражает его суть). Причем самые продвинутые и мудрые налогоплательщики не просто ждут "у моря погоды", но и активно готовятся к нововведениям. Например, к нам, в "Налоги и финансовое право" уже поступило несколько заказов от крупных фирм на проведение летом-осенью тематического корпоративного семинара по анализу новых положений закона (когда он будет принят).И это правильно, т.к. в сфере российского налогообложения грядет мини-революция.
Кстати говоря, проект этого закона, как говорят, единственная идея В.В. Путина по налоговой тематике, которая так и не была реализована им в бытность его Президентом России. Причем не реализована она до сих пор по разным причинам.  Я хорошо помню, как 31 мая 2005 года В.В. Путин в своем Бюджетном послании Федеральному Собранию  впервые озвучил идею о необходимости совершенствования налогообложения трансфертных цен. Правда говорил тогда Президент исключительно о проблемах налогообложения цен во внешнеэкономической деятельности, но ретивые исполнители "разошлись не на шутку", и уже в первом варианте проекта Закона борьбе с трансфертным ценообразованием - почти все российские налогоплательщики, в том числе как  малые предприятия, так и индивидуальные предприниматели попадали "под каток" закона. Это и понятно, ведь бюджетные аппетиты чиновников безмерны.



Интересно отметить, что первый проект закона был размещен на сайте Минфина РФ еще в ноябре 2007 года, посмотреть его можно и сейчас здесь www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/use_regulation/government_docs/. Однако как я могу предположить проект закона, переданный в Гос. Думу в феврале немного отличается от того, который размещен сейчас на сайте.
Если кратко, то хроника последних событий по этому поводу такова: 19 февраля 2010 года Государственная Дума приняла в первом чтении (т.е. к  рассмотрению вообще) проект Закона о борьбе с трансфертным ценообразованием. Сейчас готовится второе чтение.
Согласно проекта ст. ст. 20 и 40 НК РФ отменяются; в первую часть НК РФ вводится новый раздел V-1, который будет содержать 6 глав и 29 статей (!). Кстати могу предположить, что если законопроект будет все-таки принят (а это почти 99 %), то в самое ближайшее время все крупнейшие (да и просто крупные, и некоторые средние) налогоплательщики столкнутся с необходимостью срочного создания особых подразделений, призванных отслеживать в деятельности предприятия соблюдения требований НК РФ о налогообложении трансфертных цен. Кроме того, у налоговых юристов, появится специализация - юрист по налогообложению трансфертных цен. Кстати, за рубежом такая специализация уже давно имеется, и является она самой высокооплачиваемой среди налоговых адвокатов, т.к. очень специфична, завязана на "большие деньги", и соответственно ценится клиентами.
Хоть и неблагодарное это дело комментировать законопроекты, но комментировать его я и не буду, тем более что мы это делали еще давно, в том же 2007 году в рамках журнала "Налоги и финансовое право". Но основные положения проекта все-таки можно для читателей моего блога и осветить.
 «Позитивные» положения проекта Закона о борьбе с трансфертным ценообразованием:
а     Вводится институт «интервала» рыночных цен (рыночные цены будут определятся по определенной формуле в пределах некоего диапазона. Попал в диапазон - нет претензий, не вписался - жди проблем). Позитивного здесь то, что появляется хоть какая-то ясность - что есть рыночная цена;
б      При определении рыночных цен для целей налогообложения повышается значение результатов оценки лицензированного оценщика;
в      Отменяется такое основание для контроля за ценами для целей налогообложения, действующее ныне, как  «отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком» (подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ);
г      С 2012 года будет введена практика заключения Соглашений между ФНС и крупнейшими налогоплательщиками о ценах, применяемых для целей налогообложения;

«Негативные» положения проекта Закона о борьбе с трансфертным ценообразовании:
  
а       Расширяется перечень взаимозависимых лиц (раза в 2);
б       Расширяется перечень контролируемых сделок (раза в 3, в том числе сделки с применением векселей, зачетов, уступка прав, перевод долга и т.д.);
 в    Перерасчет цен для целей налогообложения будет применяться не только к выручке налогоплательщика, но и к его затратам (в настоящее время - это вопрос спорный);
г      Контроль за трансфертным ценообразованием будет применяться и к банковским операциям - займы, гарантии, поручительства и др (в настоящее время - это вопрос более чем спорный и судебная практика здесь полностью на стороне налогоплательщика).
д       Расширяется перечень способов определения размеров рыночных цен для целей налогообложения (с 3 имеющихся до 6 непонятных и заумных);
е      Выбор того или иного способа определения цены для целей налогообложения теряет свою строгую последовательность и очередность  (как установлено сейчас п. 9 ст. 40 НК РФ) и целиком отдается на усмотрение  проверяющему инспектору
ж       Для налогоплательщика вводится дополнительное декларирование цен, применяемых в течение года, если совокупный размер контролируемых сделок составит свыше 1 млрд. руб. (пока точно не понятно - сколько будет окончательный пороговый вариант, т.к. предлагается и 100 млн. и 10 млрд.);
 з     Налоговые органы получают дополнительные полномочия по налоговому контролю за обоснованием цен контролируемых сделок, применяемых налогоплательщиком в течение года.
Напомню, что всё налоговое сообщество ожидает принятие проекта уже в конце июля этого года, т.е. буквально меньше через месяц, и до конца года всем нам будет необходимо разобраться с новыми его положениями. Кстати даже Минфин, понимает сколь сложны и неоднозначны новые нормы закона. В частности, первый зам министра финансов Сергей Дмитриевич Шаталов уже озвучил идею о том, что нарушения новых законоположений за 2011 год не будут наказываться для налогоплательщиков налоговой ответственности (только доначисление налога и пеня). А вот ФНС уже активно готовится к новому закону. Так, в недрах ФНС уже идет работа по созданию спецподразделения (налоговый спецназ), которое будет разрабатывать методику борьбы с трансфертным ценообразованием и нарабатывать практику его применения в судах. Так что как раньше писали на рекламных афишах "Не пропустите"......