пятница, 14 августа 2015 г.

Уходя на выходные... Харуки Мураками «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий» (2015)

Недавно дочитал новую книгу моего очень уважаемого японского писателя Харуки Мураками  «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий». 
Непростая, конечно, книга, но странное дело, мне Мураками читать нравится. Его книги создают какой-то особые настрой на восприятие реальности и нереальности, а неожиданные изгибы сюжета заставляют тебя воскликнуть: "Ну, блин, да чем же это всё закончится?". 
И новая книга - не исключение. Очень лихо автор закрутил сюжет, причем сразу же, буквально с первых страниц повествования. А потом ты просто читаешь и читаешь, плывя по волнам выдуманной действительности. 
Приятного прочтения, друзья, ну а ниже, я, как всегда, располагаю самые интересные фразы и цитаты... 

Харуки Мураками «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий» (2015)


- Как бы ни хоронили мы свои воспоминания… - она посмотрела на него в упор, - историю своей жизни не сотрешь. И как раз об этом лучше не забывать. Историю не стереть, и не переделать. Это все равно, что убить самого себя. (С. 38).  

То ли в журнале, то ли в газете Цкуру как-то вычитал, что по статистике большинству людей не нравятся их имена. (С. 53). 

Повар ненавидит официанта, но оба ненавидят посетителя. (С. 60). 

Человек, у которого отняли свободу, обязательно станет кого-нибудь ненавидеть. (С. 60). 

Быть хозяином своих мыслей - это ужас как непросто. (С. 60). 

- Так, значит, ты веришь в логику? – уточнил он.
- Да,  - кивнул Хайда. – И верю, и применяю как инструмент. Чему, собственно, и учит философия.
- А все алогичное, значит, не любишь?
- Дело не в любви или нелюбви. То, что логике не подчиняется, из головы все равно не выкинешь. Я вовсе не делаю из логики культа. Но считаю важным умение находить, где и как логичное пересекается с алогичным. (С. 74).

Но талант, дружище, - это предельное напряжение как тела, так и ума, только в этом случае он и пригождается. Разболтается какой-нибудь винтик в мозгу или порвется какая-то ниточка в теле – и весь твой талант растает, как предрассветный туман. И вот ты уже не можешь достойно играть на пианино, потому что у тебя зуб мудрости болит или плечо затекло. От простой дырки в зубе или затекшего плеча все твое распрекрасное видение этого мира летит к чертям. Все-таки человеческое тело очень хрупко. (С. 76).

В эпоху, где больше никому ничего не интересно, мы утопаем в информации о совершенно ненужных нам людях. И если захотим, можем запросто узнать о них что угодно. Но только все
равно не узнаем, что это за люди. Сами они так и останутся для нас неизвестны и непредсказуемы. (С. 119).

- Я полагаю, факты – нечто вроде города, который заносит песком, - отозвался на это Красный. – Бывает, песок со временем полностью хоронит под собою город; но бывает и так, что со временем ветер сдувает песок, и город является нам в своем первозданном виде. Твой случай – как раз второй. Развеется заблуждение или нет, ты не способен на такие поступки. И я это отлично понимаю. (С. 119).

«Как бы мы ни хоронили воспоминания – историю не сотрешь…» Мы можем прятаться от воспоминаний, но хода вещей нам изменить не дано. (С. 166).

Он объяснял новичку, чем отличаются чертежи у них в конторе от станций на самом деле. Между исходными проектами и реальностью всегда существует разница. Причин тому много, но перед тем, как начать реконструкцию, крайне важно заточить планы под реальность. Ибо если серьезные погрешности обнаружатся уже после начала монтажа, исправить ничего не удастся. Работать по несверенным чертежам – все равно что высаживать десантный батальон на вражеский остров, пользуясь картой со сплошными ошибками. (С. 180).

- Нет, не думаю. До сих пор ни разу не принимал каких-то важных решений интуитивно. Станции по наитию не строят. На самом деле, я даже не пойму, шестое оно или вообще десятое. Просто… вот такое чувство. (С. 204).

Отдых и друзья – самое прекрасное, что есть в жизни. (С. 213).

«Объяснять что-либо в этой жизни вообще очень трудно, - сказала Ольга. – Не важно, на каком языке».
Она права, подумал Цкуру, глотнув вина. Особенно если объясняешь не другим, а себе. Очень важно не перестараться, иначе где-нибудь обязательно вылезет ложь. Завтра ведь наверняка станет ясней, чем сегодня, поэтому, лучше не торопиться, и подождать. Ну а не станет ясней – что поделаешь. (С. 224).

Он вдруг понял: некоторые истины на свете можно постичь, лишь увидев, как меняется женский облик. (С. 240).

Гармония – далеко не единственное, что связывает вместе человеческие сердца. Куда крепче людей объединяют общие муки. Общие раны. Общие страхи. Нет успокоения без крика боли, как не бывает мира без пролитой крови или прощения без невосполнимых потерь. Вот что лежит в основе истинной, а не абстрактной гармонии…(С. 263-264).

Жизнь – очень сложная партитура, подумал Цкуру. Все эти шестнадцатые и тридцать вторые доли, странные символы и непонятные закорючки преследуют нас постоянно. Овладеть такой грамотой – великий труд; но даже если мы научимся правильно читать эти знаки, а то и превращать их в нужные звуки, все равно еще не факт, что люди поймут, что эта музыка означает, и оценят ее по достоинству. И уж тем более не факт, что она их осчастливит. Кому же и зачем нужно, чтоб у людей было все так запутано? (С. 292).