среда, 19 июня 2013 г.

О налогах в Бюджетном послании на 2014 года Президента РФ

13 июня 2013 г. Президент РФ подписал Бюджетное послание о бюджетной политике в 2014-2016 годах.
Отмечу, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, такое послание должно проводиться «не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году» (ст. 170 БК РФ).
Однако чем вызвана, в очередной раз, такая 3-х месячная просрочка не ясно, а спросить у Президента как-то не удобно... Наверное, сильная занятость.
Само Бюджетное послание не какая уж и формальность. В Бюджетном послании Президента в купе с «Основными направлениями налоговой политики» определяется бюджетная политика страны на среднесрочное будущее, поэтому от того, что скажет Президент, в финансовом и налоговом регулировании зависит очень и очень многое.
Вместе с тем, хочется отметить, что ничего нового или уж тем более кардинального, в послании Президента я лично не увидел. Почти все идеи уже либо высказывались и обсуждались ранее, либо уже содержатся в Основных направлениях  налоговой политики, опубликованных чуть раньше (06.06.2013).

Кстати сказать, в Бюджетном послании слово налог упоминается всего 17 раз и ниже представлены и проанализированы самые примечательные положения. 

«Движимое имущество, принятое на баланс с 1 января 2013 г. в качестве основного средства, не признается объектом налогообложения».
Да, это так. И я этот шаг поддерживаю.

 
«Реализуется план мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях противодействия уклонению от уплаты налогов. Проведены мероприятия по упрощению бухгалтерской (финансовой) отчетности для отдельных категорий субъектов экономической деятельности».

Как писал мною обожаемый польский сатирик Ежи Лец "Умейте читать даже между ненаписанными строками". Так и тут... Понял я эту фразу так – налоговое администрирование будет усиливаться, полномочия госорганов увеличиваться. Тут конечно подслащенная пилюля в виде "упрощения", но это уже не так важно".
«Приняты решения по поэтапной отмене наиболее крупных налоговых льгот для естественных монополий по налогу на имущество организаций"

В рейтинге Всемирного банка Россия поднялась с 105-го на 64-е место по удобству уплаты налогов. Комитет по налоговым вопросам ОЭСР признал российскую фискальную систему соответствующей требованиям ОЭСР».
С одной стороны, конечно, хорошо что, по мнению Всемирного банка, налоги в России стало платить «проще» (тут действительно есть определенные подвижки), однако тот, кто сталкивается с этим процессом регулярно, прекрасно знает, что статистика не совсем адекватно отражает действительность, поэтому пока подождем давать оценки этому положению из послания.

«… прошу Правительство Российской Федерации определиться с целесообразностью передачи полномочий по администрированию социальных взносов (с сохранением их персонифицированного учета) Федеральной налоговой службе».
А вот и та часть, появление которой многие ждали именно в Основных направлениях налоговой политики. Я свою позицию по этому поводу уже высказывал тут, напомню только что по вопросу передачи полномочий между ФНС РФ с Минфином РФ и ПФР возникло, скажем так, недопонимание. ПФР против того, чтобы у них забирали данные полномочия.

7.  Развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности.
 Следует обеспечить стабильность налоговой системы. Дальнейшие изменения возможны только в крайнем случае в связи с требованиями современной экономики, новыми приоритетами экономической политики государства, в том числе в связи с необходимостью стимулирования развития новых производств, инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования.
А вот это высказывание, на мой взгляд, нужно повторить ещё по разу каждому чиновнику-законотворцу. Ведь действительно, стабильность налоговой системы (без постоянного переписывания, додумывания, дописывания норм) позволяет не только более эффективно администрировать налоги, но и более эффективно уплачивать их. А если постоянно что-то вносить, складывается ситуация, когда не успеваешь разобраться в старом, а уже появляется новое и новое. Профессионалы то не всегда успевают оперативно отслеживать изменения, а что говорить про обычных юристов и бухгалтеров?

«… подготовлены предложения, направленные на выравнивание условий налогообложения граждан при инвестициях в различные инструменты в целях развития финансового сектора, на создание стимулов для развития территорий Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, на поддержку разработки и освоения новых месторождений полезных ископаемых, включая шельфовые.
Тут Президент ничего нового не сказал, а только обозначил то, о чём уже давно говорят – нужно развивать данные территории, но как бы опять всё не осталось на словах, или скатилось к банальной добыче природных ресурсов крупными компаниями, без стимулирования иных отраслей и сфер хозяйственной деятельности.

«Необходимы дальнейшее упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, повышение качества налогового администрирования, реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения, в том числе с использованием офшорных юрисдикций, а также завершение работы по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части, касающейся налогообложения имущества (в первую очередь недвижимого) и повышения фискальной нагрузки на собственников престижного, дорогого имущества».
Тут вообще можно ничего не комментировать, эта часть почти целиком заимствована из Основных направлений налоговой политики, которые я комментировал здесь.

Ну, а в заключении Президент рассказывал о том, как нам необходимо реализовать прозрачную систему контроля расходования бюджетных средств. Но опять, говорил он о том, КАК нам показать, куда уходят средства, однако остается открытым вопрос – а как контролировать в итоге? Далее цитаты:
«9.  Повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.
Граждане и бизнес должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги. Это требует высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса.
В этих целях необходимо продолжить формирование интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», в том числе ввести в эксплуатацию единый портал бюджетной системы, на котором будет размещаться систематизированная актуальная информация о формировании и исполнении всех бюджетов – от федерального до поселенческих, а также начать внедрение международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора.
С 2013 года на всех уровнях управления следует регулярно публиковать (размещать в сети Интернет) брошюру «Бюджет для граждан». Это даст возможность в доступной форме информировать население  о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств.
Публикуемая в открытых источниках информация позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и сделать выводы об эффективности расходов и целевом использовании средств».

В заключении  хочется отметить, что в своём Послании, конечно же, Президент как обычно, как уже принято многие годы, ничего сверх нового в области налогообложения не сказал, тем более что конкретные направления налоговой политики РФ изложены в Основных направлениях налоговой политики на 2014-2016 гг.
Мой комментарий к которым Вы можете посмотреть здесь. 
Иными словами ОННП в этом году стали прообразом для Бюджетного послания Президента. Как то так....