среда, 26 июня 2013 г.

Право для современного бизнеса – это самостоятельная реальность, и от нее никуда не деться (Интервью А.В. Брызгалина журналу "Эксперт-Урал", май 2013).

В мае 2013 года в связи с нашим Юбилеем я дал интервью журналу "Эксперт-Урал", в котором попытался проанализировать современное состояние безнес-права и сферы консалтинга в России. Ниже привожу свое интервью полностью. Было бы интересно мнение моих коллег, насколько вы разделяете мою позицию.

 
 Право для современного бизнеса – это самостоятельная реальность, и от нее никуда не деться 
(Интервью А.В. Брызгалина журналу 
"Эксперт-Урал", май 2013)


В мае 2013 года исполняется 20 лет крупнейшей аудиторско-консалтинговой группе России – Группе компаний «Налоги и финансовое право». Как менялись представления современного делового сообщества о месте и значении консультанта и аудитора с 1990-х, какие услуги сейчас востребованы у бизнеса и как правильно выстроить отношения с консультантами? На эти темы мы разговаривали с генеральным директором группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадием Брызгалиным

Группа компаний «Налоги и финансовое право» – 20 лет гарантии налоговой и юридической безопасности бизнеса


– Аркадий Викторович, как бы вы охарактеризовали современное состояние правовой сферы, насколько востребованы юристы, аудиторы и иные консультанты?
– Чем сложнее устроено общество, тем сложнее связи между его составными частями. Чтобы регулировать эти отношения, согласовывать противоречивость интересов, нужны правила, формирование которых задает законодательство. Так и возникло право. Отношения в современном обществе становятся все разнообразнее: возникают новые виды сделок и операций, открываются и внедряются новые технологии, затейливо переплетаются интересы государства, интересы некоторых его ведомств, общественных групп и отдельных личностей. В древние времена хватало одной каменной стелы на 282 статьи, чтобы все урегулировать. Сейчас количество правил растет каждый год. В 2010 году было принято 333 федеральных закона, из них 26 по вопросам налогов, в 2011 – 311 и 23 соответственно, в прошлом году – 250 и 20. Вот и считайте, за три года почти 1 тысяча законов. Этим и определяется потребность в
квалифицированных юристах.

– Но ведь закон можно просто взять и прочитать, там же все написано. Что, сам предприниматель не в состоянии в нем разобраться?
– На это нужно очень много времени, да и за всем уследить невозможно. Мы в том убедились на собственном примере. Два года назад прокуратура попыталась оштрафовать нашу компанию за неуведомление госорганов о приеме на работу бывшего госслужащего. Представляете, мы, кто системно отслеживает новое законодательство, упустили норму, которая была принята в 2008 году в пакете антикоррупционного законодательства. Мы-то компания частная и никак не могли предположить, что борьба с коррупцией затронет нас с самой неожиданной стороны, ведь мы не имеем к госсектору практически никакого отношения. Правда, все закончилось хорошо, и суд отказал в наложении на нас санкций, однако сам факт показателен: вести бизнес без юриста и налогового консультанта просто невозможно. Хорошо это или плохо, судить не берусь, но так устроен современный мир.

– Что дает знание закона на практике?
– Возьмем для примера ст. 220 НК РФ «Имущественный вычет». Там достаточно подробно написано о том, как физическое лицо может воспользоваться налоговым вычетом при приобретении жилья. С этой статьей наверняка сталкивалось много людей. Ну и что? Многим ли удалось вот так «взять-прочитать-воспользоваться». Мало прочитать, надо же еще правильно понять то, что в норме написано и как конкретно и реально действовать. Я уже не говорю про то, что жизнь подбрасывает массу ситуаций, которые вообще в законе не прописаны. Предприниматели давно поняли: мало выстроить эффективный бизнес и получить прибыль. Необходимо прибыль сохранить. Иначе к вам придут и только, как говорят юристы, «по формальным основаниям» потребуют «поделиться»... Это могут, кстати, быть не обязательно представители государства в лице налоговых, трудовых и прочих инспекций. Это могут быть и недобросовестные партнеры, недобропорядочные контрагенты или алчные кредиторы.
Более того, в последнее время мы наблюдаем формирование «профессиональных» делильщиков, это уже настоящее сообщество, которое через лазейки или пробелы несовершенного законодательства пытается отщипнуть себе кусочек. И у юристов есть специализация: консультанты, судебники, юристы- защитники, а есть и юристы-агрессоры. Причем так было всегда, вспомните того же Теодора Драйзера и его роман «Финансист», в котором главный персонаж подбирал себе юристов как дубину против не только конкурентов, но и партнеров. Просто в настоящее время это стало более отчетливо. Кстати, многие бизнесмены привлекают юристов, когда уже конфликт в той или иной сфере во всю пылает. А в праве – как в медицине – есть терапевт, а есть хирург. Если пользоваться только хирургией, то понятно, что здесь тогда возможности медицины очень и очень ограничены, фактически – повезет – не повезет.

– Что нужно знать, чтобы воспользоваться помощью профессионалов?
– Есть две крайности, а точнее, два устойчивых заблуждения. Кто-то считает, что надо отдать ВСЕ на аутсорсинг, то есть отдать ведение бухгалтерии специализированной аудиторской фирме, а юристов привлекать по мере надобности. Другие же считают наоборот, «ни копейки на сторону», вот есть у меня свои бухгалтеры и свои юристы, вот пусть они и работают. Однако эта модель не показывает эффективности, так как специалисты варятся в собственном соку.
Мне кажется, что первый вариант может иметь место, но он обоснован только для микробизнеса. Обратите внимание, я говорю не о малом бизнесе, а о микробизнесе, который имеет небольшие обороты и скорее напоминает не «бизнес», а самозанятость, когда сделки и операции совершаются нерегулярно, количество поставщиков и потребителей ограничено. Тут действительно, сходил один раз в полгода к юристу, заказал у него форму какого-то типового договора «под себя», – и этого достаточно.
У более крупных компаний система юридической безопасности бизнеса должна иметь несколько уровней. Во- первых, у бизнеса должен быть свой корпоративный юрист, который будет обеспечивать текущую деятельность фирмы: заключение договоров, претензионно-исковую работу, трудовые споры и так далее. На втором уровне должен быть независимый юрист-консультант.
Ну и третий уровень, это те редкие случаи, когда бизнес для своей защиты нуждается в привлечении узкоспециализированных юристов или консультантов. Например, если у компании конфликты с налоговыми органами редкость, то может им и не стоит содержать в штате налогового юриста. Но когда возникает налоговый спор, тут требуется привлечение стороннего специалиста. То же самое касается споров и по авторским правам, споров по применению антимонопольного законодательства и др.
По своему же опыту могу сказать, есть масса ситуаций, когда те же налоговые споры пытались вести корпоративные юристы, не представляющие специфики таких споров и обучающиеся, что называется, «на ходу». Однако, не имея опыта работы в специфических условиях, юристы совершали массу непростительных ошибок, попадая в ловушки юристов из налоговой, которые на налоговых спорах «собаку съели».
Это как в медицине: очень хорошо, когда есть семейный врач, который оперативно пролечит какое-то сезонное недомогание, но когда, не дай бог, требуется операбельное вмешательство, то зовут хирурга, а не терапевта из районной больницы.

– Но привлечение сторонних консультантов, будь то юрист или аудитор, – это дополнительные расходы, что снижает эффективность бизнеса.
– Знаете, многие путают причину и следствие. Некоторые говорят: «Вот плачу юристу и аудиторам такие большие деньги, а проблем особых нет». Отсюда вывод – расходы напрасны. А в большинстве случаев все с точностью до наоборот: потому и проблем особых нет, что бизнес сопровождают опытные юристы и налоговые консультанты. Именно поэтому все делаете правильно, грамотно и по закону... Проблемы начнутся, когда консультанта не будет рядом.

– Каковы сейчас в бизнесе основные правовые и налоговые риски?
– К сожалению, вынужден констатировать: в связи с усилением госрегулирования экономики количество и качество рисков растет.
Что касается налоговой ситуации, то здесь от проблем не застрахована ни одна компания, даже трижды или четырежды добросовестная и законопослушная. Могут подвести контрагенты, которые вдруг перестанут платить налоги с той выручки, которую вы им принесли, или вдруг изменится судебная практика, и то, что еще вчера казалось «вполне нормальным», сегодня становится, мягко выражусь, «предосудительным» или рисковым.
Разрастающаяся бюрократия в стране требует «материала», поэтому и создаются и «изобретаются» проверки и ревизии и пр.
Судите сами, средняя результативность выездных налоговых проверок по стране составляет 98%. Сейчас налоговые органы ориентированы на 100% результат проведения таких проверок. Если налоговый орган вышел на выездную проверку, он просто обязан обнаружить правонарушение. И если по проверке доначислений нет, то проводится служебное расследование, так как считается, что отсутствие недоимок это не результат хорошей работы бухгалтерской службы компании, а результат плохой работы проверяющих. Фактически решение о назначении ВНП это такое аутодафе в миниатюре... Это всегда проблемы, т.е. заранее понятно, что «проблемы будут», весь вопрос только в «цене вопроса»... В настоящее время средняя цена одной выездной проверки где-то от 5 до 10 млн рублей.
И еще один немаловажный момент. Практика налогового контроля и судебная практика последовательно исходят из того, что одних только формальных подходов совершенно недостаточно для того, чтобы признать действия того или иного лица законными. Многие до сих пор уверены, что придет проверка, ей бумажку покажут и все проблемы решены. Ничего подобного. Складывается и укрепляется доктрина приоритета существа над формой, поэтому при ведении бизнеса и оформлении тех или иных операций надо быть очень внимательным. Вот пример. Предприятие заключает договор на проведение капитального ремонта и в полной уверенности уменьшает прибыль на стоимость его проведения. Однако если налоговые органы выяснят, что фактически имела место реконструкция, то независимо от того, как называется договор, налоговые последствия сделки налоговым органом будут пересмотрены.
Сейчас и налоговые органы, и суды рассматривают любую хозяйственную ситуацию комплексно и с точки зрения документального ее оформления и реального содержания, поэтому недооценка того или иного аспекта может иметь для бизнеса самые негативные последствия.

Вести бизнес без юриста и налогового консультанта просто невозможно. Хорошо это или плохо, судить не берусь, но так устроен современный мир


Группа компаний
НАЛОГИ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Екатеринбург, ул. Луначарского, 77,4 эт. Тел. (343) 350-12-12
Москва, пр. Мира, 102, корп. 1, 3 эт. Тел.(495)774-88-43
cnfp@cnfp.ru www.cnfp.ru