Приглашаем на весеннюю серию вебинаров

воскресенье, 24 января 2021 г.

Эпизод № 3. Год величия и триумфа ФНС. (ТОП-10/2020. Самые значимые события 2020 в сфере налогообложения и налоговой политики)

Анонс

Эпизод 1. Изменение налоговой политики в сторону повышения налогов

Эпизод 2. Изменение налоговой политики в сторону повышения налогов

 

Кто бы что не говорил, но Федеральная налоговая служба РФ в 2020 году стала самым мощным и авторитетным ведомством в России, которое сосредоточило в своих руках огромное количество функции, полномочия, компетенций и т.д. Так и хочется спросить: "Куда вам столько?". 

Но факт остается фактом, равных ФНС сейчас в правительстве ведомств нет, причем этому способствовали как субъективные, так и объективные факторы.

Ради справедливости необходимо отметить, что  возвышение ФНС началось, конечно же,  не в 2020 году, а намного раньше, когда эта служба как-то незаметно фактически стала «выше» своего курирующего Минфина. Во всяком случае, если в начале нулевых законодатель исповедовал алгоритм "Минфин принимает нормативные акты, а ФНС их исполняет", то лет 10 назад пошла другая тенденция "сама ФНС для себя нормативные акты пишет, сама же их и исполняет", хорошо если Минфину в некоторых случаях оставалась функция согласователя. 

Кроме того, здесь можно вспомнить и передачу в 2017 году ФНС функций по взиманию и администрированию страховых платежей и передачу налоговым органам доступа к информационным ресурсам учреждений ЗАГС и прочее.  

Однако в 2020 году, как мне кажется, особенно после назначения бывшего руководителя ФНС М.В. Мишустина председателем Правительства России (фактически, это вторая должность в государстве), сила и авторитет ФНС стали почти абсолютными.

Чем только в настоящее время ФНС не занимается, помимо сбора налогов. Это и регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, валютный контроль и маркировка табачной продукции, контроль за лотереями и за проведением азартных игрбанкротства, аккредитация филиалов и представительств иностранных компаний и т.д. и т.п.

Судите сами, в  2020 году фактически все предложения ФНС принимались и поддерживались всеми ветвями власти и управления. Почти все планы ФНС, её задумки и хотелки в 2020 были реализованы или ждут своего исполнения в 2021 году. 

Кроме того, в ФНС сосредоточились колоссальные информационные ресурсы: единая база данных с таможенными органами, контролируя законодательство о ККТ ФНС собирает сведения об обороте бизнеса через он-лайн кассы, ФНС получает статистическую и бухгалтерскую отчетность, формируя государственный ресурс бухгалтерской отчетности,  ФНС получает сведения через автоматический обмен информации почти со всеми ведущими странами мира, ФНС формирует всевозможные реестры, например единый реестр субъектов МСП, реестр получателей поддержки и т.д.

Я уже не говорю о том, что все банковские учреждения страны находятся практически в подчинении у ФНС, которую банки боятся больше чем свой Центробанк.

А в планах у фискального монстра единый регистр  населения, национальная система прослеживаемости, электронный документооборот и т.д.

Боюсь это писать, но всё-таки, если в России будет введен полноценный налоговый контроль за расходами населения (а он рано или поздно в той или иной степени введен будет), то я даже не сомневается, какому ведомству будет поручены администрирование и контроль.

А вот информация  января 2021 года о том, что ФНС разработала единую электронную систему мониторинга налоговых расходов бюджетной системы РФ, причем ФНС выступает здесь единственным поставщиком данных, необходимых при проведении оценки.

Фактически, ФНС стало своеобразным штабом для властей, в котором сосредотачивается масса информации и компетенций. Вот и руководитель ФНС Д.В. Егоров сухо констатирует, что ФНС стало главным поставщиком информации для правительства.

И это еще не всё.

Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности перед самым новым 2021 годом утвердил Концепцию электронного документооборота в хозяйственной деятельности и план мероприятий по её реализации, которая была разработана ФНС России (Протокол президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 25.12.2020 № 34).

Концепция предусматривает комплексный подход к нормативному правовому регулированию в области применения электронной подписи, архивного хранения электронных документов и обеспечения юридической значимости электронного документооборота в сфере хозяйственной деятельности с учетом интересов всех участников рынка.

Планируется, что к 2025 году на электронную форму «перейдет» 95% счетов-фактур, а также 70% транспортных и товарных накладных. Начиная с 2022 г. количество электронных документов в В2В должно увеличиваться не менее чем на 20% в год. С 2023 г. количество истребуемых при налоговом контроле бумажных документов будет уменьшаться не менее чем на 10% (с учетом проверок за прежние «бумажные» периоды). Речь идет о переводе в электронный вид как внешних, так и внутренних документов организаций, а в перспективе — и документов при экономическом обмене в ЕАЭС.

В идеале ФНС намерена к 2025 году перейти к «незаметному налоговому администрированию», которое будет означать, что функции по исчислению налогов от налогоплательщиков перейдут к налоговым органам, которые будут фактически «диктовать» сумму к уплате. А в перспективе может быть и уплата налогов полностью перейдет в руки ФНС, когда налоги будут «сниматься» с плательщиков автоматически.

Иными словами, в 2020 году мы увидели перед собой мега-ведомство или супер-министерство, и коронавирусные события только укрепили позиции ФНС, поскольку именно эта служба (ну и, конечно, Роспотребнадзор) стала основным агентом государства в его взаимоотношений как с бизнесом, так и с населением. 

И кстати, на начало 2021 года осталось недооцененным еще одно событие в сфере "созидания ФНС" - переход на двухуровневую систему управления, которая началась в самом конце 2020 года и пока реализуется только в некоторых не самых ведущих регионах России.  

А еще я не удивлюсь, если стремление ФНС получить упрощенный доступ к банковским счетам физических лиц будет полностью, а может быть даже с лихвой, реализовано в 2021 году, хотя на настоящий момент точные параметры замысла нам не известны. 

(продолжение следует)

Эпизод № 4. Кризис применения ст.54.1 НК РФ

p.s. Когда этот пост уже был опубликован, подоспела еще одна "уникальная" новость о том, что сотрудники ФНС России начали запрашивать у производителей поквартальный прогноз изменения цен на значимые продукты (об этом пишет газета "КоммерсантЪ"). Иными словами, ФНС и в данной сфере проявляет себя и вбирает в себя новые полномочия по контролю за ценами. 

Кроме того, как пишет газета "Ведомости", с июля 2021 года ФНС России начнет выпуск бесплатных электронных цифровых подписей (ЭЦП) для российских компаний, индивидуальных предпринимателей и нотариусов.

Честное слово, хоть продолжай публикацию по мере поступления новых новостей, которые только подтверждают вывод, сделанные в этом материале. 

p.p.s. 27 января на заседании Правительства РФ обсуждался вопрос внесения изменений в Положение о Федеральной налоговой службе РФ. В частности, предлагается дополнить Положение о Федеральной налоговой службе полномочиями по выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана, а также по переработке сжиженных углеводородных газов (более подробно см. здесь).

  FeedbackЗадать вопрос или написать автору
____________________________________________  
 



Уважаемые коллеги!

Руководитель
Группы компаний
«Налогии финансовое право»
,
к.ю.н. Брызгалин
Аркадий Викторович
Приглашаю вас  принять участие в наших 3х дневных Курсах повышения квалификации «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ГРАЖДАНСКОГО И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА», которые мы  проводим в формате ВКС с 15 по 17 февраля 2021 г.

На протяжении 3х дней мы с Вами будем говорить только о самых актуальных и острых проблемах налогообложения, учета и отчетности и мы приложим все усилия, чтобы ознакомить Вас с самыми главными налоговыми и правовыми рисками, явными и скрытыми, сегодняшними и предстоящими, о которых Вы может быть даже и не подозреваете.

Наша компания занимается налогами более 27 лет, мы проводим в год под сотню налоговых и хозяйственных споров, столько же аудиторских проверок, а за прошлый год нашей командой было подготовлено 1400 письменных заключений (более подробно об итогах нашей работы за 2020 год можно посмотреть здесь). Некоторые наши методики, технологии и практики – просто уникальны.

Наш принцип: «Не надо говорить о том, что «всё плохо», надо говорить о том, «что делать?»

Очень надеюсь, что Вы или Ваши коллеги, смогут выкроить несколько дней для нашего профессионального общения.

Более подробно посмотреть программу семинара и зарегистрироваться Вы можете на сайте нашей компании.

До встречи с 15 по 17 февраля! Ждём Вас!

ПРОГРАММА КПК

Комментариев нет:

Отправка комментария