План мероприятий на 2023 год

четверг, 21 июля 2022 г.

Подписаны законы о масштабных поправках в НК РФ

14 июля президент РФ В. В. Путин подписал ряд федеральных законов, вносящих поправки в Налоговый кодекс РФ:
 
1…О многочисленных поправках в НК РФ
Федеральный закон № 323-ФЗ «О внесении изменений в ч. II НК РФ» (законопроект № 136059-8).

Законом предусматривается:

1) Дополнение п. 10 ст. 337 НК РФ новым видом добытого полезного ископаемого «щебень».
При этом сумма НДПИ, исчисленная в отношении щебня, не может превышать произведения количества добытого полезного ископаемого за налоговый период и числа 16,5.

2) предоставление налогового вычета по НДПИ на период с 1 августа 2022 г. по 31 декабря 2040 г. включительно при добыче многокомпонентной комплексной руды, содержащей молибден и медь, на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Республики Хакасия, в объеме расходов на приобретение горнодобывающего оборудования и горной техники;

3) предоставление налогового вычета по НДПИ при добыче железных руд (за исключением окисленных железистых кварцитов) на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Качканарского и Нижнетуринского городских округов Свердловской области, на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2026 года включительно;

4) увеличение суммы налогового вычета по НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, лицензия на пользование недрами которых выдана до 1 января 2016 г. и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют 450 миллионов тонн или более по состоянию на 1 января 2016 г., для поддержания уровня добычи нефти на обводненных месторождениях при условии превышения в налоговом периоде цены нефти над "базовой" ценой в размере 44,2 доллара США за баррель, но не более предельной величины;

5) освобождение от обложения НДФЛ доходов от реализации золота в слитках в целях повышения привлекательности инвестиций в золото как инструмента сохранения сбережений граждан в сложившихся в настоящее время условиях;

6) при переводе брокером, попавшим под санкции, ценных бумаг и денежных средств клиента - налогоплательщика иному брокеру с одновременной передачей всех прав и обязанностей по соответствующему брокерскому договору, предусмотреть, что на указанную "промежуточную" дату исчисление и удержание НДФЛ не производится;

7) освобождение от налогообложения НДФЛ доходов, полученных по вынужденным сделкам, совершенным в целях вывода из-под незаконных ограничений, наложенных недружественными странами, предприятий, принадлежащих физическим лицам, в отношении которых введены соответствующие ограничения.

8) в части налога на прибыль организаций и страховых взносов предусмотреть установление налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и страховым взносам для организаций, осуществляющих разработку или разработку и производство собственной электронной компонентой базы и электронной продукции;

9) снижение налоговой нагрузки при расчете налоговой базы налога на прибыль организаций для владельцев инженерных коммуникаций за счет учета денежной компенсации, предоставляемой за счет бюджетных средств, за перенос, переустройство таких сооружений в связи с новым строительством для государственных и муниципальных нужд, по аналогии с учетом бюджетных субсидий;

10) дополнение объектами инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры перечня объектов, расходы на создание которых учитываются при налогообложении прибыли при их последующей безвозмездной передаче в государственную или муниципальную собственность;

11) включение в состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, имущества (вакцин для профилактики новой коронавирусной инфекции), безвозмездно полученного организацией из государственной казны Российской Федерации.

12) освобождение от налога на прибыль доходов в виде сумм прекращенных в 2022 году обязательств, в том числе:

- по договору займа (кредита), заключенному до 1 марта 2022 года с иностранной организацией (иностранным гражданином), в случае принятия решения о прощении долга;

- связанных с выплатой иностранному участнику ООО действительной стоимости доли при его выходе в 2022 году из состава участников.

Дополнен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС (в т.ч. присоединение к газораспределительным сетям оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физлицам, использующим газ для личных нужд), по ставке 0 процентов предлагается облагать операции по реализации природных алмазов налогоплательщиками, осуществляющими добычу драгоценных камней.

В числе прочего изменения, вносимые законом, предусматривают, в частности, установление налоговых льгот для организаций, осуществляющих разработку и производство собственной электронной компонентой базы и электронной продукции; уточнение порядка налогообложения НДД и НДПИ (предусматривается, в частности, предоставление (увеличение) налоговых вычетов по некоторым полезным ископаемым).

2…О введении единого налогового счета
Федеральный закон № 263-ФЗ «О внесении изменений в ч. I и II HК РФ» (законопроект № 46702-8).

Закон был разработан в целях упрощения порядка уплаты налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных НК РФ, и совершенствования налогового администрирования.

В качестве мер, направленных на достижение поставленных целей, законом предусматривается:

1) внедрение института единого налогового счета, открываемого каждому плательщику в Федеральном казначействе, куда налогоплательщики смогут перечислять единый налоговый платеж;

2) вместо существующей в настоящее время обязанности заполнения плательщиками большого количества платежных поручений на перечисление каждого вида налога с огромным количеством реквизитов осуществлять уплату налогов посредством перечисления единого налогового платежа, указывая в платежных поручениях только суммы платежа и ИНН налогоплательщика;

3) самостоятельное зачисление налоговым органом единого налогового платежа в счет исполнения обязанностей плательщика по уплате налогов;

4) введение совершенно новой системы учета подлежащих уплате и уплаченных налогов, позволяющей формировать единое сальдо расчетов на едином налоговом счете налогоплательщика в качестве результата исполнения налогоплательщиком обязательств перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, что позволит исключить одновременно наличие задолженности и переплаты у налогоплательщика по разным видам налогов;

5) взыскание общей суммы задолженности, что исключит применение налоговыми органами избыточных обеспечительных мер к налогоплательщикам;

6) новый порядок работы с банками при взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщиков в банках, предусматривающий ведение реестра решений о взыскании задолженности и поручений налоговых органов на перечисление сумм задолженности;

7) установление сокращенных сроков возврата налогоплательщику сумм денежных средств в размере положительного сальдо его единого налогового счета;

8) установление единых сроков уплаты налогов.

Так, устанавливается единый срок уплаты – 28 число – для НДС, акцизов, налога на прибыль, ЕСХН, налога на УСНО, страховых взносов, НДФЛ (однако по НДФЛ есть свои нюансы).

Налог по УСН будет уплачиваться в следующем порядке: авансовые платежи – до 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом (28.04., 28.07., 28.10.); налог за год – до 28.03 (организации), до 28.04. (ИП).

3…О налогообложении цифровых активов
Федеральный закон № 324-ФЗ «О внесении изменений в ч. II НК РФ» (законопроект № 106872-8).

Законом определены особенности налогообложения НДС операций по реализации цифровых активов, а также порядок налогообложения НДФЛ и налогом на прибыль организаций доходов (прибыли) налогоплательщиков от реализации цифровых активов.

Установлен порядок определения налоговой базы по операциям с цифровыми финансовыми активами, налоговые вычеты, ставки налогообложения и налоговые льготы.

Так, например, законопроект освобождает от НДС реализацию ЦФА и услуги операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторов обмена цифровых финансовых активов и (или) операторов инвестиционных платформ.

При реализации цифрового права, включающего одновременно цифровой финансовый актив (ЦФА) и утилитарное цифровое право (УЦП), налоговая база по НДС должна будет определяться как разница между ценой реализации указанного цифрового права с учетом суммы налога и ценой приобретения указанного цифрового права с учетом суммы налога.

Установлен перечень доходов и расходов для целей определения налоговой базы по НДФЛ и налогу на прибыль по операциям с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно ЦФА и УПЦ.

Оператор информационной системы будет обязан представить в налоговый орган по месту своего учета информацию об операциях по отчуждению цифровых финансовых активов и (или) цифровых прав, выпущенных в информационной системе этого оператора.

4…Об уточнении понятия «территории опережающего развития»
Федеральный закон № 334-ФЗ «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ» (законопроект № 61739-8).

Законом переименовываются территории опережающего социально-экономического развития в территории опережающего развития в целях исключения часто встречающегося на практике смешения понятий «территории опережающего социально-экономического развития» и «особые экономические зоны», а следовательно, и их правовых режимов.

5 …О налог/льготах для участников СПИК
Федеральный закон № 328-ФЗ «О внесении изменений в ст. 284 ч. II НК РФ и ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» (законопроект № 140596-8).

С целью возможности получения налоговой льготы по налогу на прибыль организаций на весь срок действия СПИК законом предусматривается предоставление права субъектам РФ устанавливать пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, для налогоплательщиков, заключивших СПИК в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», до вступления в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов».

Также законом предусмотрены положения о распространении возможности применения участниками СПИК 1.0, заключившими такие контракты до 2017 года, пониженных ставок по налогу на прибыль организаций к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, при условии ведения участниками СПИК 1.0 раздельного учета доходов (расходов).

Кроме того, законом предусматривается сохранение возможности применения участниками СПИК пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, заключивших СПИК без участия РФ, в период с 1 января 2019 г. до даты вступления в силу Федерального закона № 269-ФЗ, до окончания СПИК либо до расторжения СПИК.

6 …О введении доп/запрета на применение УСН
Федеральный закон № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (законопроект № 113045-8).

Законом, в частности, предусмотрено, что организации/ИП, признанные иноагентами, не вправе применять упрощенную систему налогообложения и упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

7 …Об ускоренной амортизации отечественного ПО
Федеральный закон № 321-ФЗ «О внесении изменений в ч. II НК РФ» (законопроект № 77694-8).

Законом предлагается реализовать новые меры поддержки отечественных технологических решений. Данные меры направлены на стимулирование практического внедрения таких решений организациями, осуществляющими свою деятельность в РФ, и заключаются в следующем.

Предусматривается право организаций - налогоплательщиков налога на прибыль, применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении следующих объектов: 1) нематериальных активов, являющихся исключительными правами на программы для электронных вычислительных машин и базы данных (далее - ЭВМ и БД), включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и БД; 2) амортизируемых основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.

Предполагается, что налогоплательщики самостоятельно, исходя из своих экономических потребностей, будут определять конкретный коэффициент, который будет применяться при расчете сумм амортизации.

В результате применения специального коэффициента налогоплательщики - обладатели исключительных прав на российское программное обеспечение и налогоплательщики - собственники российской радиоэлектронной продукции смогут увеличивать суммы начисленной амортизации, которые затем включаются в расходы налогоплательщика, связанные с производством и (или) реализацией.

Ускорение амортизации российской радиоэлектронной продукции и исключительных прав на российское программное обеспечение позволит не только снижать налоговую базу по налогу на прибыль организаций, но и стимулировать производство и приобретение такой продукции.

Также закон предусматривает, что в случае, если налогоплательщик пользуется правом, закрепленным в абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ и самостоятельно определяет срок полезного использования российского программного обеспечения, то в отношении такого программного обеспечения к основной норме амортизации специальный коэффициент не применяется. Данная норма позволяет налогоплательщику выбирать между двумя механизмами, позволяющими снизить налоговую базу по налогу на прибыль организаций - определением срока полезного использования нематериального актива, который не может быть менее двух лет, или использованием повышенного специального коэффициента к основной норме амортизации.

Помимо этого закон предусматривает многочисленные дополнения, касающиеся уточнения условий освобождения от НДС исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, а также применения льготной ставки по налогу на прибыль для российских организаций, осуществляющих деятельность в области IT-технологий.

8…Об исключении полиграф/красок из-под акцизных товаров
Федеральный закон № 267-ФЗ «О внесении изменений в ч. II НК РФ» (законопроект № 143058-8). Законом вносятся изменения в налоговое законодательство, предусматривающие отнесение спиртосодержащих полиграфических красок к товарам не рассматриваемым как подакцизные.

____________________________________


Узнать подробности и зарегистрироваться

Уважаемые коллеги, друзья!

Эпоха пандемии научила нас жить в новой экономической реальности. 2022 год продолжает проверять на прочность бизнес, приучая быстро принимать решения. Методики работы и эффективные способы деятельности разрабатываются здесь и сейчас. Основа прежняя - подходы другие. Гибкий подход, модульность, вариативность - основные тренды современности. Основана и неизменная ценность нашего времени - выверенная и четко структурированная информация в важных для бизнеса вопросах налогообложения и управления бизнесом.

Именно поэтому я подготовил текущий курс лекций по 5 самым актуальным темам, касающихся налоговых рисков 2022 года. Я и мои коллеги поделимся с участниками серии рабочими инструментами юридической защиты в налоговых спорах, чек-листами и лайфхаками.

ГК «Налоги и финансовое право» приглашает принять участие в весенней серии авторских вебинаров Аркадия Брызгалина: Актуальные налоговые риски 2022 года и практика юридической защиты налогоплательщика.

Каждый вторник с 10.00 (время московское) 3-4 часа мы посвятим интересным практическим темам налогообложения. В этом курсе автор рассмотрит самые свежие темы, даст ответы на актуальные налоговые вопросы и четкие рекомендации по защите своих интересов в налоговых спорах. Мы рассмотрим примеры из личного опыта А.В. Брызгалина и опыта коллег из ГК «Налоги и финансовое право».

Курс будет интересен владельцам и руководителям бизнеса, главным бухгалтерам, руководителям юридических, кадровых служб – всем тем, от кого зависит четкое функционирование бизнеса.

Курс проводиться в on-line формате.

____________________________________________  
 



Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года


Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru

Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru

Официальный сайт: https://cnfp.ru/

Видео консультации здесь
Читать наши консультации здесь

telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «​Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp