вторник, 24 января 2017 г.

СКЭС ВС РФ рассмотрела первое в 2017 г. налоговое дело: при утрате права на ПСН налогоплательщик не теряет права на УСН (дело № А38-7494/2015)

Как я уже писал в блоге (см. здесь и здесь) 18 января Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ было рассмотрено первое в 2017 г. налоговое дело и рассмотрено оно было в пользу налогоплательщика!

Спор касался того, какой режим налогообложения надлежит применять налогоплательщикам, находящимся одновременно на УСН и ПСН, при утрате права на применение патентной системы. Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2017 № 301-КГ16-16143 по делу № А38-7494/2015).

Фабула дела: с 01.01.2013 предприниматель применял УСН с объектом налогообложения «доходы» по виду деятельности «Сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений» и с 01.01.2014 – ПСН по этому же виду деятельности в отношении одного объекта недвижимости.
В ходе КНП проверяющие пришли к выводу о том, что предприниматель утратил право на применение ПСН, поскольку не уплатил второй платеж в установленный срок, и посчитала его перешедшим на ОСНО в соответствии с п. 6 ст. 346.45 НК РФ с начала налогового периода, на который ему был выдан патент. Налоговый орган счел, что предприниматель занизил налоговую базу по НДФЛ на сумму дохода, полученного в 2014 году от предоставления в аренду объекта недвижимости, указанного в патенте.
Арбитражные суды I  и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, исходили из того, что когда налогоплательщик находится на УСН и ПСН и утрачивает право на применение патента, он подлежит переводу не на общий режим налогообложения, а на УСН.
Арбитражный суд кассационной инстанции (АС ВВО), отменяя принятые по делу судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение в суд I инстанции, указал, что законодатель, установив в п. 6 ст. 346.45 НК РФ в качестве одного из последствий утраты права применения ПСН переход налогоплательщика на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в п. 7 ст. 346.45 НК РФ определил порядок исчисления налогов в данном случае (исчисление и уплата налогов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь зарегистрированных ИП; освобождение от обязанности по уплате пеней в случае несвоевременной уплаты авансовых платежей по налогам, подлежащим уплате в соответствии с ОСНО и др.) Указанные нормы являются специальными и не затрагивают право налогоплательщика на применение УСН в отношении иной осуществляемой им деятельности. Поэтому суд кассационной инстанции признал вывод судов о невозможности применения ОСНО по деятельности, которая ранее облагалась ПСН, основанным на неверном толковании закона.
СКЭС ВС РФ отменила постановление АС ВВО и оставила в силе решения судов I и II инстанций, указав, что УСН в случае ее применения индивидуальным предпринимателем является общей по отношению к ПСН, в рамках которой осуществляется налогообложение доходов лишь по отдельным видам деятельности налогоплательщика. При этом глава 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ не содержит нормы, в силу которой утрата налогоплательщиком права на применение ПСН влекла бы одновременную утрату им права на применение УСН, либо изменение порядка исчисления налога, уплачиваемого в рамках упрощенной системы. Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ»  пункт 6 ст. 346.45 Налогового кодекса изложен в новой редакции, устранившей существующее противоречие действующего правового регулирования посредством указания на возможность перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения (упрощенную систему налогообложения, на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в случае применения налогоплательщиком соответствующего режима налогообложения).