среда, 11 января 2017 г.

СКЭС разъяснила порядок применения льготы по земельному налогу по подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ (дело № А33-1439/2015)

16 декабря 2016 г. Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о б условиях применения льготы по земельному налогу, установленной подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ. Дело рассмотрено в пользу налогового органа (Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2016 № 302-КГ16-11762 по делу № А33-1439/2015).

Фабула дела: по результатам ВНП налогоплательщику был доначислен земельный налог, пени и штраф, поскольку, по мнению проверяющих, налогоплательщик неправомерно воспользовался льготой, установленной подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ в отношении земельного участка, который не относится к земельным участкам, ограниченным в обороте, так как не находится в государственной или муниципальной собственности; не предназначен для обеспечения нужд обороны: категория участка – земли населенных пунктов, разрешенное использование участка определено как использование для эксплуатации зданий (строений), сооружений. 
Арбитражные суды, удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, исходили из
того, что спорный земельный участок является частью имущества, переданного налогоплательщику в порядке приватизации совместно с расположенным на нем имуществом, которое предназначено для осуществления деятельности в сфере обороны и безопасности. Основным видом деятельности налогоплательщика является деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности (код ОКВЭД 75.22); дополнительные виды деятельности - аренда оборудования, аренда автотранспорта, сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества (выписка из ЕГРЮЛ). Налогоплательщику, образованному в результате реорганизации государственного унитарного предприятия, вместе со спорным земельным участком передано соответствующее имущество для осуществления аналогичной производственной деятельности в форме акционерного общества. Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 05.02.2013 № 137 утвержден перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Налогоплательщик включен в данный перечень. Использование земельного участка в соответствии с указанным видом деятельности по обеспечению военной безопасности следует из наличия на земельном участке объектов недвижимого имущества - зданий цехов, контейнерного хранилища, станции приема горючего. Отсутствие в спорный период времени финансового результата деятельности, а равно доказательств исполнения обязательств по заключенным договорам не исключает, по мнению судов, характер деятельности налогоплательщика как организации оборонно-промышленного комплекса.
СКЭС ВС РФ удовлетворила кассационную жалобу налогового органа и отменила решения нижестоящих судов. Экономколлегия указала, что действующим законодательством установлена следующая совокупность  необходимых условий для исключения земельных участков из объектов налогообложения земельным налогом  на основании подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ: во-первых,  нахождение земельных участков в статусе ограниченных в обороте; во – вторых, предоставление данных земельных участков  для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности. С учетом положений ст. ст. 27, 93 Земельного кодекса РФ таким требованиям соответствуют только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Иные обстоятельства, исследованные судами и положенные в основу выводов о соответствии спорных земельных участков требованиям нормы ст. 389 НК РФ, не влекут освобождения от уплаты земельного налога.