вторник, 10 марта 2015 г.

Новые опасности льготного регионального налогообложения

Как пишет газета "Ведомости", 13-ый Арбитражный апелляционный суд не удовлетворил иск "Фольксваген груп рус", оспаривавшей решение о доначислении ей налога на имущество, в связи с применением налогоплательщика региональных налоговых льгот. Аналогичное решение вынесено по иску Peugeot Citroen Mitsubishi Automobiles Rus.
МРИ  ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 8 проверяла, обоснованно ли две компании пользовались льготами по налогу на имущество на правах инвесторов заводов по производству легковых автомобилей в Калужской области. Такая льгота была предусмотрена областным законом и распространялась на имущество, созданное в первые три года действия инвестпроекта. Немецкий автоконцерн посчитал, что имущество подпадает под льготу, если в первые три года инвестор вкладывал в него средства, – вне зависимости от даты создания
этого имущества и его перевода в состав основных средств. Суд же согласился с налоговиками: льгота действует, только если имущество создано в первые три года действия инвестпроекта, капвложения в него завершены и оно переведено в состав основных средств. В результате инвестору доначислили 410 млн руб. налога и 172 млн руб. пеней и штрафов. "ПСМА рус" настаивало, что трехлетний срок надо отсчитывать с момента ее вступления в инвестиционное соглашение в качестве правопреемника первоначального инвестора. Суд же решил, что права и обязанности первоначального инвестора перешли к "ПСМА рус" в той стадии инвестпроекта, которая имела место на дату передачи прав; французам доначислили 4,4 млн руб. налогов и 1,5 млн руб. пеней и штрафов.
Очень надеюсь, что кассационные суды пересмотрят подобную практику, однако дело даже не в этом.

Дело в том, что в последнее время я вообще наблюдаю какую-то своеобразную тенденцию переоценки налоговыми органами налоговых льгот, которые предоставлялись субъектами РФ. Нужно отметить, что и ранее эти льготы были отнюдь не «железобетонными» с правовой точки зрения. В основном их применение основывалось на политических аспектах, когда региональные власти громогласно заявляли о «создании благоприятного конкурентного инвестиционного климата» и обещали инвесторам всемерную поддержку.
Однако в последнее время, попытки переоценки  стали приобретать повсеместное значение (позвольте пока без подробностей, боюсь накаркать).
В этой связи важно подчеркнуть, что льготы предоставлялись региональным законодателем несколько лет назад, а контроль осуществляется в текущем режиме, что резко снижает административные возможности властей РФ по защите «поверивших» в льготы инвесторов. Иногда власти регионов просто меняются, поэтому апеллировать оставшимся один на один с налоговой инспекцией налогоплательщикам просто не к кому.
Таким образом, вынуждены отметить повышение налоговых рисков при применении региональных налоговых льгот теми налогоплательщиками, которые получают особенно наглядную налоговую выгоду, которая может быть оспорена налоговыми органами.