воскресенье, 11 мая 2014 г.

Конституционный Суд признал введение специальных повышенных региональных штрафов соответствующим Конституции России. Не повлечет ли это разрушению единства налоговой системы?

22 апреля 2014 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности частей 5 и 7 статьи 12.16, части 1² статьи 12.17, частей 5 и 6 статьи 12.19 и части 2 статьи 12.28 КоАП РФ.
В соответствии с вердиктом повышенные размеры штрафов за отдельные дорожные правонарушения в Москве и Санкт-Петербурге не противоречат Конституции РФ.
История вопроса
В 2012 году вступили в силу изменения в положения КоАП, устанавливающие санкции за нарушения правил дорожного движения. При этом за ряд правонарушений (остановка или стоянка в неположенном месте, использование «выделенной» полосы для общественного транспорта, нарушение правил движения в жилых зонах, несоблюдение запрета на движение грузового транспорта) был установлен повышенный размер штрафов для Москвы и Санкт-Петербурга (от 2,5 тыс. до 5 тыс. рублей).

Позиция заявителей, обратившихся в КС РФ
Заявители отмечают, что оспариваемые нормы вводят различный размер штрафов за аналогичные правонарушения в зависимости от субъекта Федерации. Тем самым, по их
мнению, нарушаются конституционные предписания о равноправии граждан и запрете произвольной дискриминации. Авторы запроса полагают, что нарушение правил дорожного движения не может быть основанием для принятия закона, ограничивающего права и свободы человека и гражданина. Исходя из этого, они считают оспариваемые законоположения нарушающими принцип равенства перед законом, установленный Конституцией Российской Федерации, ее статьей 19 (часть 2) во взаимосвязи со статьями 6 (часть 2), 55 и 62 (часть 2).

Позиция КС РФ
На территории Российской Федерации действуют единые Правила дорожного движения. Исходя из этого, только федеральный законодатель правомочен устанавливать санкции за их нарушения в рамках КоАП. Будучи ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения во всей стране, федеральные власти вправе принимать меры, способствующие разрешению региональных дорожно-транспортных проблем с учетом местной специфики. Соответственно, они вправе устанавливать повышенный размер штрафов для отдельных субъектов Федерации.
Выделение в особую категорию Москвы и Санкт-Петербурга обусловлено их объективными особенностями. Будучи крупнейшими (как по размерам, так и по населению) мегаполисами страны, они представляют собой центры экономической, политической, образовательной и иной социальной активности, а также главные транспортные узлы государства. Этим объективно предопределяются более сложные условия движения и повышенный уровень угроз дорожной безопасности. Исходя из этого, оспариваемые положения преследуют конституционно-значимые цели и в этом смысле не могут рассматриваться как несовместимые с требованиями Конституции Российской Федерации.
Также следует отметить, что оспариваемые нормы устанавливают повышенные штрафы лишь за те правонарушения, которые по своему характеру способны негативно повлиять на дорожную остановку и затруднить городское движение.
Нельзя не принять во внимание и то обстоятельство, что власти Москвы и Санкт-Петербурга не выражали негативного отношения к оспариваемым нормам при их принятии, а при слушании дела Конституционным Судом РФ выступали за их соответствие Основному Закону.
Оспариваемые меры административной ответственности подлежат применению равным образом ко всем лицам, находящимся в одинаковых условиях и обстоятельствах – на территории Москвы и Санкт-Петербурга. Тем самым, ими не нарушаются критерии равенства и соразмерности в ограничении конституционных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Выделение оспариваемыми нормами в особую категорию Москвы и Санкт-Петербурга также не нарушает принципов федеративного устройства и разграничения предметов ведения между федеральным Центром и регионами. Исходя из этого, основания для признания оспариваемых норм не соответствующими Конституции Российской Федерации отсутствуют.
Вместе с тем, федеральный законодатель вправе уточнить положения КоАП, чтобы предоставить субъектам РФ право участвовать в определении размеров штрафов за правонарушения, имеющие существенную региональную специфику (в том числе охватываемые оспариваемыми нормами).

Комментарий.

С одной стороны, вроде бы сугубо правовая ситуация, и у читателя моего блога может возникнуть вопрос, а причем тут налоги?
Да дело в том, что в последнее время мы наблюдаем последовательный процесс разрушения единства налогового пространства России. И речь идет даже не о налоговых льготах для определенных территориях или специальных налоговых режимах. Кто то уже предлагает ввести отдельные налоговые вычеты для некоторых регионов России и пр. Вот и возникает вопрос, в случае возникновения судебного конфликта на уровне КС, будет ли иметь данная тенденция поддержку?
Из анализа вышеуказанного Постановления видится, что да, КС признает территориальную дифференциацию по ответственности, поэтому я думаю по налогам подход будет аналогичным.