понедельник, 27 февраля 2017 г.

Практика применения ответственности по ст.129.1 НК РФ пока складывается в пользу налоговых органов (№ А56-74533/2015)

13 февраля 2017 г. судьей Верховного Суда РФ был рассмотрен вопрос о наличии/отсутствии оснований для привлечения организации к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление по требованию налогового органа документов (информации) по сделке с проверяемым физическим лицом. Дело рассмотрено в пользу налогового органа (Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2017 № 307-КГ16-20148 по делу № А56-74533/2015).
Фабула: налоговый орган в соответствии со ст. 93.1 НК РФ направил налогоплательщику требование о предоставлении документов, на основании которых физическому лицу были выплачены доходы в сумме 910 835 руб. 69 коп., и расшифровку указанных доходов; информации об уведомлении физлица о неудержанных суммах НДФЛ за 2013 г. в соответствии со ст. 226 НК РФ, а также документов, подтверждающих уведомление физлица о
сумме неудержанного налога или выдачу справки 2-НДФЛ за 2013 год. В требовании отражено, что документы запрашиваются в связи с поручением ИФНС об истребовании документов (информации), копия которого приложена к требованию. Запрошенную информацию и копии документов налогоплательщик представил налоговому органу 05.12.2014. В связи с тем, что налогоплательщик представил запрошенную у него информацию с нарушением установленного в п. 5 ст. 93.1 НК РФ срока (в данном случае – не позднее 13.11.2014), налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
Арбитражные суды I и кассационной инстанций, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что из содержания требования ясно усматривается, какая именно информация и документы запрошены налоговым органом, а также в нем указано основание для их истребования. К требованию приложено поручение ИФНС об истребовании документов (информации). Более того, налогоплательщик исполнил требование налогового органа, однако с нарушением установленного срока. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленные налогоплательщиком требования, сделав вывод о том, что в требовании налогового органа не конкретизировано в связи с какими обстоятельствами проводимых мероприятий налогового контроля необходимо представить запрошенные документы (информацию), а содержащиеся в требовании формулировки не позволяют однозначно установить истребованные документы (информацию). На основании изложенного суд указал, что в действиях налогоплательщика отсутствует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 129.1 НК РФ.
Судья ВС РФ согласился с позицией судов первой и кассационной инстанций и отказал налогоплательщику в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ.