пятница, 8 августа 2014 г.

(01) "Налоговый кодекс от ВАС РФ. Перечень основных доктрин и правовых позиций по налоговым спорам от ВАС РФ". От авторов-состовителей. Общие положения о законодательстве о налогах и сборах (выдержки из неизданного сборника)

Обещал недавно в блоге (см. здесь) начать публикацию нашего шутливого издания, которое мы прозвали "Налоговый кодекс от Высшего Арбитражного Суда РФ. Перечень основных доктрин и правовых позиций по налоговым спорам от ВАС РФ".
Обещания надо выполнять, поэтому сегодня начинаю серию постов, которую мы представляем по итогам деятельности ВАС РФ. Всего постов будет 14, каждый будет посвящен какой-либо теме правового регулирования налогов.




Деятельности
Высшего Арбитражного Суда РФ  посвящается


От авторов-составителей

Этим небольшим сборником мы хотели отдать должное тому огромному вкладу в развитие теории и практики налогового права, который в течение всего времени существования вносил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Авторы не ставили себе целью собрать абсолютно все доктрины и правовые позиции, ограничившись лишь несколькими постановлениями, принятыми в период деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с 2005 по 2013 гг.
В первую очередь, мы хотели подвести некий итог, поставить своего рода символическое многоточие в работе суда, практическое значение которой уже вошло в судебную историю России, и со временем будет только возрастать.
Из этого вытекает наша вторая цель – систематизация (пусть даже условная) судебных доктрин и правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как флагмана в толковании норм налогового права, формулировании новых норм и формировании права как такового.
И, конечно же, третье стремление – отдать дань уважения тому достойному и мощному судебному корпусу, который не просто восполнял пробелы законодательства и приводил судебную практику к общему знаменателю, но осуществлял глубинный анализ налоговых правоотношений с учетом смежных и иных отраслей права, экономической сути операции, соблюдая принцип баланса частных и публичных интересов.
Мы надеемся, что те традиции научного подхода к анализу вопросов налогообложения, у истоков которых стоял Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, будут восприняты и продолжены новой судебной системой независимо от того, в какой форме и по каким правилам она будет существовать в дальнейшем.
Еще раз хотели выразить благодарность за огромный вклад в развитие налогового права и пожелать успехов всему коллективу Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в дальнейшей работе.


ВНИМАНИЕ! Нумерация статей и их названия являются вымышленными и выступают результатом воображения авторов.

Часть I

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАЛОГАХ И СБОРАХ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О НАЛОГАХ И СБОРАХ


Статья 11. Разграничение полномочий федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации

1. Кодексом устанавливаются порядок взимания каждого вида налога и субъекты налогообложения (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 № 11715/09).
2. Федеральным законом должны быть установлены круг налогоплательщиков, а также такие существенные элементы каждого регионального налога, как объект налогообложения, налоговая база и предельная ставка налога, законами субъектов Российской Федерации - налоговые ставки, порядок исчисления налогов, порядок и сроки их уплаты, показатели, необходимые для формирования налоговой базы.
У законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации отсутствуют полномочия устанавливать разные ставки <транспортного> налога для юридических и физических лиц на один и тот же объект налогообложения <вид транспортного средства, той же категории и мощности> (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.01.2009 № 11519/08).

Статья 31. О недопустимости налогообложения налогов

Налогообложение денежных сумм, перечисляемых в бюджет в виде налогов, не имеет экономического основания, а поэтому противоречит основным началам налогового законодательства (Постановления Президиума ВАС РФ от 08.01.2009 № 11715/09, 08.11.2011 № 5292/11).


Статья 32. О стабильности правил налогообложения

В целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными.
Указанное требование призвано обеспечить устойчивость в отношениях, связанных с налогообложением, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 2647/11 и № 2081/11).

Статья 33. Принцип экономической однородности

К однородным с экономической точки зрения отношениям при отсутствии специальных указаний в налоговом законодательстве должны применяться единые налоговые последствия (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.10.2013 № 3589/13).

Статья 34. Принцип экономической выгоды по облагаемой НДС сделке

Факт реализации товара на экспорт по цене, которая ниже цены приобретения товара у российского поставщика, не означает отсутствия экономической выгоды и хозяйственного результата от заключенных обществом сделок, поскольку при расчете прибыли в стоимость приобретенного у российского поставщика товара не подлежит включению налог на добавленную стоимость, уплаченный обществом поставщику (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.06.2006 № 3946/06).

Статья 35. Презумпция добросовестности налогоплательщика

В сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.01.2009 № 11175/09).

Статья 51. О стабильности налоговых правоотношений

Введение нового правового регулирования не может отменять ранее предоставленные юридические гарантии стабильности возникших правоотношений и ухудшить правовое положение налогоплательщика (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.05.2007 № 14632/06 и № 404/07).

Статья 71. О приоритете международных договоров по вопросам налогообложения

Международные договоры, в частности соглашения об избежании двойного налогообложения, применяются в случаях, когда национальное законодательство вступает в противоречие с международными правовыми актами и устанавливает иное правовое регулирование тех или иных вопросов налогообложения резидентов договаривающихся государств (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 № 8654/11).

Статья 72. О применении российского законодательства в рамках международных отношений

По вопросам, не урегулированным международным договором, применяются нормы внутригосударственного российского налогового законодательства (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2011 № 9918/09).

Статья 91. Об отсутствии налоговых полномочий антимонопольного органа

Антимонопольный орган не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и на него <примечанием к статье 14.31 и статьей 3.5 КоАП РФ> не возложена безусловная обязанность самостоятельно определять размер выручки лица, <привлекаемого к административной ответственности, на основании непосредственного исследования первичных документов> (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.06.2012 № 17599/11).


(продолжение  следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий