среда, 30 июня 2010 г.

О замене транспортного налога акцизом - пора высказаться

Дискуссия, которая развернулась в последнее время в нашем обществе по поводу замены нынешнего транспортного налога, акцизом на гсм, не могла оставить меня в стороне. Скажу честно - определился не сразу.... Но вот сейчас подумал, проанализировал, послушал, почитал всех и с скажу вам следующее.. Транспортный налог - надо менять, вернее заменять. От ныне действующего налога толка никакого - одни проблемы и сомнительная собираемость, а от нового - куда ни кинь - везде "сплошной позитив". И то, что депутаты ГосДумы в начале июня эту идею запороли - не делает им никакого респекта.

Как говорят психоаналитики: "Давайте проговорим об этом", и назовем несомненные, или даже очевидные, бесспорные  "плюсы" предлагаемой мини реформы... Итак суть - транспортный налог не отменяется, изменяется способ его взимания (т.е. способ исчисления и уплаты). И после отмены транспортного налога и замены его косвенным акцизом на гсм:

1) резко сократятся государственные расходы по администрированию и контролю за взиманием  налога.


 Действительно или контролировать миллионы автовладельцев, заводя их данные из ГИБДД, рассылая им ежегодно десятки миллионов уведомлений (сейчас в России порядка 30  млн. а/м, может чуть меньше, но около того), или налоговые органы будут иметь дело только с несколькими сотнями плательщиков, которым и скрывать то особо нечего, т.к. налог - это часть цена или грубо говоря чужие деньги, которые временно попадают в руки продавцов гсм и в установленные сроки должны быть перечислены в бюджет. Кстати еще никто не подсчитал, сколько со стороны государства тратиться на сбор транспортного налога - прямо и косвенно. Нисколько не удивлюсь, что все, что собирается - тратится на администрирование. А ведь после отмены транспортного налога - тысячи чиновников объективно остаются без работы, как в системе ФНС, так и в ГИБДД (а кстати, сколько у нас еще  госуслуг, придуманных неизвестно для чего, без которых вполне можно было бы обойтись,  но  на которые, тем не менее, тратятся миллиарды бюджетных денег).

2) Исходя из вышеизложенного и как продолжение п. 2 можно предположить, что проблемы с собираемостью нового акциза, по сравнению с ныне действующим транспортным налогом - просто утратят актуальность. Собираемость нового акциза будет почти 100 %, т.к. косвенные налоги легче собирать, и легче контролировать. Напомню, что собираемость налога - это соотношение между налогом, потенциально исчисленным с фактически имеющейся  базы, и размером налога, реально поступившим в бюджетную систему.

3) миллионы плательщиков освободятся от необходимости ежегодно тратить свое время и деньги на уплату налога. Еще один аспект - у нас принято считать сколько напрямую денег тратится на сбор налогов именно со стороны государства, но никто не анализирует сколько тратится в целом всеми экономическими субъектами, и в первую очередь налогоплательщиками. Вот представьте, сколько времени тратит рядовой гражданин-автовладелец ежегодно на уплату транспортного налога. А ведь надо получить уведомление, сходить в банк, заполнить квитанцию, второй раз заполнить ("гражданин, вы здесь неправильно заполнили", знакомо?), отстоять очередь раз, отстоять очередь два ну   и т.д. и т.п. Для юрлиц примерно тоже самое - необходимо обработать данные по а/м, заполнить декларацию, напечатать платежку, отнести ее в банк.... Скажите "ничего страшного, раз в год можно"  - дк... умножьте все, что я сказал на миллионы минут и рублей, вот вам и затраты, которые как бетонная плита мягко, но неотвратимо ложатся на бизнес и на нашу экономику....

4) И, как для меня кажется, самое главное... Я об этом, кстати, уже писал здесь http://www.nalog-briz.ru/2010/06/blog-post_04.html. Пусть и звучит это не совсем урыдически, но ... отстаньте от наших граждан!!!. Оставьте их в покое, хватит их подключать для ваших бюрократических игр. Может это и слишком и эмоционально, и все-таки. Ну хватит их мучить пустыми хлопотами. В п.3 я уже писал о том, сколько тратится времени и сил на вылавливание уведомлений, поездки по банкам (не во всех еще можно заплатить), на заполнение квитанций и др. Зачем? Пусть российские граждане спокойно работают, а не тратят драгоценное время на стояние в очередях. Хватит тратить наше время и деньги. А ведь я еще не говорил о недоразумениях, технических ошибках, и других бюрократических сбоях с этим налогом. Когда доблестное ГИБДД (ИМХО, умеющее только сидеть в засадах для провоцирования взятки себе любимым), не снимает проданные а/м или не пересылает соответствующие данные в налоговую. А сколько приходится бегать и искать концы по а/м, которые проданы уже 5 или 10 лет назад, а уведомления все идут и идут. А по другим а/м уведомления не приходят, и наш "добрый, но справедливый" Конституционный Суд РФ говорит, а ни че страшного - плательщики могут сами в налоговую сходить и уведомление попросить, ведь уплата налога - святое...(речь идет о присном Определении КС РФ от 28.05.2009 № 763-О-О, о котором я как-нибудь обязательно напишу - нет сил молчать).  Таким образом ну и карусель получается: налоговики, почтовики, гибддшники, банкиры, а еще чуть не забыл суды и приставы - все задействованы для взимания транспортного налога с нашего рядового гражданина. Они как гора нависают над ним - "заплати и спи спокойно", "заплати...", "заплати...".
В России с ее размерами и расстояниями  а/м - это не роскошь, а жизненная необходимость, поэтому нечего наказывать налогом тех, кто имеет а/м.
Вспоминаю, что до 2001 года, пока действовала прогрессивная шакала подоходного налога, лица, у которых было 2 и более источников дохода, превышающие установленный предел с переходом на повышенную ставку, обязаны были составлять и подавать и ИФНС налоговую декларацию.
«Левых» доходов (т.е. официальных доходов не по основному месту работы) у меня было раз два и обчелся, и то в основном деньги за лекции о налоговом праве, прочитанные по вузам, да по учебным центрам. Еще пару гонораров от издательств за статьи и книги (тоже по налогам). В то время, я  уже тогда считал себя профессионалом-налоговедом, т.к. многое знал и многое понимал. Так вот, только не смейтесь, на заполнение мой налоговой декларации у меня уходил ровно один световой день (как правило это было последнее воскресенье апреля непосредственно перед 30 числом).
И когда эту глупость с 1 января 2001 года наконец-то отменили – рад я был безумно, вот было здорово! И кстати - ничего страшного не случилось. Бюджетная система не рухнула. И вот уже почти 10 лет я не трачу впустую 1 день в году на заполнение налоговой декларации. Ведь фактически мне подарили целый день, который я мог посветить или работе или отдыху. То же самое и с транспортным налогом – не надо мучить граждан. Оставьте их в покое.

А вот еще несколько других "+", которые может не столь очевидны, но тем не менее - они есть:

а) после замены транспортного налога акцизом принцип справедливости в налогообложении работает на 100 %, ездишь на авто - платишь,  не ездишь (авто в гараже) - не платишь. Ведь в противном случае, для тех, кто ездит на а/м, и для тех, кто не ездит, и соответственно не портит дороги - сумма налога одинакова. Также можно продолжить, больше ездишь - больше платишь налога. Еще продолжить? Двигатель больше - больше расход топлива -  больше налогов перечисляешь в конечном итоге в бюджет. Справедливо.
б) реализуется принцип экономичности гсм и происходит достижение экологических задач. Чем меньше потребляет двигатель, тем меньше он сжигает гсм - тем меньше загрязняется и окружающая среда. А это выгодно всем, т.к. в противном случае - ты больше перечисляешь налога в бюджет.
в) как правило заправки  располагаются прямо на дорогах, поэтому в конечном итоге акциз будет поступать в бюджет того региона, на котором расположены эти дороги и заправки (хотя бы приблизительно). Какие дороги портятся - за те же плательщик и платит в бюджет. Это правило хоть не абсолютное, но оно лучше, чем когда налог уплачивается в регион по месту регистрации, а не по месту фактической работы а/м;
г) для некоторых есть еще один плюс в новом налоге - это отсутствие  необходимости его единовременной оплаты, т.к. многим плательщикам легче платить налог в процессе эксплуатации при оплате гсм. И не надо будет раз в год выискивать определенную сумму денег на единоразовый платеж, который может быть обременительным.
д) интересно, что и махинации с гсм становятся  невыгодными для владельцев, ведь приписки, разбавление и недолив, все это объект, облагаемый новым акцизом.
Некоторые, кстати называют еще "плюсы" - стимулирование развития автомобильной промышленности, т.к. многие не покупают себе второй а/м из-за высокого транспортного налога.


Принципиальных  возражений против такой налоговой инновации, как замена глупого налога - новым умным, я насчитал 4.5 (четыре с половиной):
1) "новый косвенный налог, как любой оборотный налог - есть налог нерыночный; он будет подавлять деловую активность". Так и хочется сказать: "Блин, какую активность... Че вы мелете?".... Что за демагогия и словоблудие? Где вы увидели в России активность, которую можно подавить косвенным налогом, который составит от 20 до 53 коп. на литр бензина? Газпром, что ли активность потеряет? Или малый бизнес, который с 2011 года будет облагаться страховыми взносами, повышаемым в 2.5 раза? Причем это страховое бремя повысили без каких-либо дискуссий.. Взяли и повысили... Да рядовая взятка от любого чинуши начинается с 100. 000 рублей, а вы говорите про "деловую активность"....

2) "введение налога-акциза приведет к росту расходов бизнеса и повышению цен"... Слушайте, ну что вы снова мелете ахинею... А что, ныне действующий налог, что не включается в себестоимость продукции (работ, услуг), он что из воздуха. Да он также перелагается на потребителей. Кроме того, при такой заботе о россиянах, может быть лучше ограничить аппетиты монополий. В разгар кризиса, без всякого повышения налогов (наоборот, даже снижения), коммунальные платежи повысились для народа в 2, в 3, а кое где и более раз... Повторюсь, без всяких налогов. Может быть направить свою энергию на борьбу с непонятным ценообразованием гсм. Сколько в нашем бензине налогов? Как формируется цена? Почему в нашей, нефтедобывающей стране цена на бензин выше (!?), чем в других странах, даже не добывающих?
А кроме того, почему тогда пару лет назад повысили земельный налог росчерком пера? Он повысился в некоторых случаях по некоторым землям более чем в 100 раз (!) в результате определения кадастровой стоимости земли.. Ну и что? Кто-то сильно возмутился? Кто-то что-то изменил? Да еще и Верховный Суд РФ признает этот беспредел законным и обоснованным.
Как тут не вспомнить анекдот: "Уважаемые россияне. Минэкономразвития и Минфин информируют вас о том, что нет никаких объективных причин для повышения цен. Цены растут просто так...". 

3) нельзя лишать льгот льготников, т.е. тех, кто имел льготы по транспортному налогу...  Ну полный бред... Ну надо же, о льготниках вспомнили... Только вслушайтесь в текст: "Раньше человек не платил налог потому что у него была льгота, а теперь у него эту льготу отбирают. Правда налог отменяют вообще, но нет, как же льготники?". Где же здесь ущемление прав льготников, ведь они так и так не платят? Ах да, в цене бензина они этот налог будут платить при заправке своих авто. Ну и что? Мне кажется, что после отмены налога для граждан уже и льготы эти не нужны, они ничего уже не решают... Все плательщики, которые судились за льготы судах общей юрисдикции - все проиграли... Да платите людям достойную пенсию или компенсацию, и не надо унижать людей льготами. Кстати, механизмы монетизации льгот у нас же вроде разработаны, так и здесь порешайте. А получается так, у тех, у кого а/м не было "ну и хрен с ним и с его льготами", а у кого есть а/м - нельзя их льгот лишать. Ну предусмотрите доп.компенсацию - и все у вас наладится. Не может частный вопрос (вопрос льгот для некоторых категорий плательщиков)  - отменить вопрос общий... Тем более, что про лишение льгот для сотен тысяч УСН-щиков я уже писал выше, и никто здесь проблемы никакой не видит, хотя это действительно большая проблема  для малого бизнеса и страна в целом.
4) Транспортный налог - это налог для дорог (на их ремонт и содержание, ремонт, строительство), т.е. в первую очередь для тех, кто ездит по дорогам. А гсм будут приобретать не только автомобилисты, но и авиация, водный транспорт и даже, как иногда пишут "а если я покупаю бензин для бензопилы, я что, тоже должен его платить?".. Друзья мои - ныне действующий транспортный налог - это не дорожный налог. Его платят, кстати, и за самолеты, вертолеты, яхты и т.д. В чем проблема, распределяйте налог надлежащим образом, не только на дороги, но и на аэропорты, пристани, причалы и т.д. Иными словами, для меня довод о том, что "транспортный налог - только для дорог" - не аргумент. Пусть в нашей стране новый транспортный акциз будет источником финансирования для развития транспортной инфраструктуры России в целом. Но принципиально-то, никаких ограничений для такой замены я не вижу....

Ну вот и еще половинка, как я считаю аргумента - "Транспортный налог взимается во всех развитых странах". Ох, уж этот зарубежный опыт? Как что доброе в развитых странах позаимствовать, так нет, берем только негатив. Поясняю.... В других странах с дорогами и а/м и другими сопутствующим вопросами - может быть по другому. В частности, любимая мной страна Тунис, где ставки транспортного налога очень высокие - это страна маленькая, компактная, чистая. Тунисцам особо ездить некуда, а если куда и надо, то прекрасно работает общественный транспорт и доступное такси. Да и об экологии надо думать, а то привлекательность для туристов в загазованной стране может упасть. Вот их я полностью понимаю с их дестимулирующими транспортными налогами (да и с высокой импортной пошлиной на а/м).  Но нельзя же ровнять Тунис и Россию в их отношению к транспорту.
Очень надеюсь, что депутаты вновь вернутся к этому вопросу и решение их по этому поводу будет уже другим.

23 комментария:

  1. Налоговик из Москвы30 июня 2010 г., 14:30

    А как же формула Канара о том, что новый налог всегда хуже старого, может и здесь тоже самое.. Тем более, что сколько составят расходы на переход от одной системы налогообложения транспортным налогом к другой системе..

    ОтветитьУдалить
  2. Константин30 июня 2010 г., 15:45

    Справедливость - возможно, но у нас же как все делается "хотели как лучше, а получили как сказал Черномырдин".

    ОтветитьУдалить
  3. Аркадий Брызгалин30 июня 2010 г., 16:00

    Константин, да ничего у них не получится уже хуже - так как хуже некуда, цены на гсм и без того растут, хоть с акцизом, хоть без акциза. Мне трудно представить, что если завтра все акцизы на гсм отменят, то цены на гсм упадут - да никогда в жизни. Кроме того у цен на гсм все равно есть пороговые рыночные значения, да и конкуренция на этом рынке есть. А что бы не было сговора - так на то и ФАС в стране, что бы монополисты не дремали.

    ОтветитьУдалить
  4. Константин30 июня 2010 г., 23:29

    Лично мне не составляет труда заскочить один раз в год в Сбербанк и заплатить налог. Теперь даже подпись на квитанции ставить не нужно.
    Мне как рядовому налогоплательщику от этого нововведения ни холодно ни жарко. Хотя, бензин конечно .... Скажите аполитично рассуждаете товарищ ))) Государству конечно проще будет собирать налог, но кого из простых граждан это волнует. А вот откаты строителей дорог чиновникам зашкаливают, что сказывается на их качестве. Вот где громадные резервы закопаны. Навели бы лучше тут порядок. Ездить невозможно! нормально.

    ОтветитьУдалить
  5. Аркадий Брызгалин1 июля 2010 г., 2:11

    Да нет, я конечно не драматизирую один единственный раз в год поход автовладельца в Сбербанк. Но дело же не в этом. Дело в общей ситуации - зачем туда переться, если можно вообще не ходить. Если все, что будет уплачено в Сбербанке до дорог не дойдет, а пойдет на содержание никчемных чиновников. Тем более, что представьте, что ваш платеж не прошел, или, платеж, прошел, но в уведомлении была ошибка, и налоговая стала выставила дополнительное уведомление, и т.д. Надо решать принципиально, и новый налог может быть выходом....

    ОтветитьУдалить
  6. Константин1 июля 2010 г., 14:59

    Не вижу тут особых проблем по сравнению с "мировой революцией"))) Откаты и так попадут куда надо. А гражданам пора привыкать быть налогоплательщиками и отстаивать свои права. ИМХО. Через косвенный налог этому не научишься.
    Сначала я думал, что это пиаракция ЛДПР.
    Вся эта компания смахивает на вредный "психический вирус" (с) Ричард Броуди.

    ОтветитьУдалить
  7. Аркадий Брызгалин1 июля 2010 г., 19:02

    Полностью согласен, но стараюсь быть реалистом - в ближайшее время ни один из известных мне современных политиков не будет создавать в России гражданское общество вообще, тем более через применение налоговых механизмов. Если гражданам пора быть ответственным налогоплательщикам и спрашивать с властей, то сумма налогов с граждан должна быть не символической, а принципиальной. Косвенные налоги - этому не научат, правильно Вы пишите, Константин. Но я исхожу из концепции "наименьшего зла". Только тогда, когда народ платит большие налоги - он и будет спрашивать с властей. А пока у нас главный принцип "живи сам и дай жить другим" - вот она русская национальная идея. А данном случае - не надо мучить граждан, собирайте нужные для ремонта дорого средства через акциз, отстаньте от граждан. Но тогда гражданам надо понимать - никто с ними считаться не будет, или вы народ содержите власть и она вам подчиняется и перед вами отчитывается, или власть сама по себе, а вы сами по себе. Причем интересно, власть свое все равно возьмет, не так, дак эдак... Но это вопросы уже политические, а не налоговые. А про откаты я вообще не говорю - это тема отдельного плача. Откат - это рак, который может убить Россию. Но кто об этом думает?

    ОтветитьУдалить
  8. Константин1 июля 2010 г., 20:33

    Значит я идеалист? ))) Кто об этом думает? Например, я думаю ))) Вот недавно вроде построили у нас в Питере кольцевую дорогу, а уже заплатки лепят, колея появилась. Налоги с граждан повышают постепенно. Президент уже требует ускорить введение налога на недвижимость с рыночной цены.
    Может косвенный налог в данном случае это "наибольшее зло". ИМХО.

    ОтветитьУдалить
  9. Константин1 июля 2010 г., 20:36

    Значит я идеалист? ))) Кто об этом думает? Например, я думаю ))) Вот недавно вроде построили у нас в Питере кольцевую дорогу, а уже заплатки лепят, колея появилась. Налоги с граждан повышают постепенно. Президент уже требует ускорить введение налога на недвижимость с рыночной цены.
    Может косвенный налог в данном случае это "наибольшее зло". ИМХО.

    ОтветитьУдалить
  10. Аркадий Брызгалин2 июля 2010 г., 0:25

    А в чем суть Вашей позиции, Константин? Быть идеалистом или реалистом ни плохо ни хорошо. Все зависит от конкретной ситуации. Если Ваша позиция такая: Налоги с граждан повышаем - народу плохо - еще хуже - совсем плохо - терпеть нельзя - смена властей - сбрасываем власть??? - ура !! при новой власти дороги без заплат!!! Так что ли? То есть - чем хуже - тем лучше? У меня лично такая позиция:
    а) мухи отдельно - котлеты отдельно (т.е. налоги отдельно - откаты за дороги отдельно);
    б) я против революций - сколько я смотрю по жизни любая революция не лучше, а только хуже.
    Поэтому если Вы говорите о долгосрочной перспективе, про воспитание народа быть ответственным и сознательным, может быть Вы и правы, тогда надо повышать налоги с граждан, чтобы они были не пассивны, а требовали с властей. У меня же другое мнение, давайте делать сейчас все по нормальному, а там разберемся.. Ну, как то так..

    ОтветитьУдалить
  11. Аркадий Брызгалин2 июля 2010 г., 0:41

    Константин, "идеалист" - это не обзывательство. Быть идеалистом (или реалистом), само по себе не есть ни хорошо ни плохо. Все зависит, как говорят уристы - от конкретных обстоятельств дела.
    Как вы так рассуждаете: налоги больше - налоги еще больше - народу хуже - народу еще хуже - аноду вообще плохо - народ возопил - ура!! смести власть - приходит новая власть - ура! новые дороги без заплаток.. Так примерно?
    У меня позиция последовательная:
    1) любая революция зло, и не надо делать народу хуже, для того чтобы ему потом, было лучше. История показывает - так не бывает.
    2) все должно быть отдельно - мухи и котлеты - налоги и откаты. Зачем все перемешивать? Поэтому косвенный налог в настоящий момент - это наименьшее зло, а по сравнению с нынешней глупостью - так и вообще благо.

    ОтветитьУдалить
  12. Константин2 июля 2010 г., 2:13

    Нет, Аркадий Викторович, не правильно вы меня поняли.

    ОтветитьУдалить
  13. Аркадий Брызгалин2 июля 2010 г., 2:54

    Поясняйте, Константин. У меня мысль конкретна, пусть и с осознанием ее несовершенности, но мысль эта (о том, что косвенный налог на бензин лучше прямого транспортного налога на автовладельцев) оптимальна на данный период времени. Мне просто не нравится политика, которая основана на том, чтобы с граждан побольше содрать. Хотя иной политики никогда у властей не было, и нет. Где народу больше, где с них больше дерут, та страна и сильнее...

    ОтветитьУдалить
  14. Считаю замену транспортного налога правильным. Третий год подряд я вынужден собирать копии ПТС с отметками о постановке и снятии с учета а/м в ГИБДД, (т.к. меняю а/м часто - по 2 шт. в год :)), состалять письмо в налоговую с уточняющим расчетом, т.к. каждый год уведомления налогового органа имеются существенные ошибки в сроках владения и соответственно суммах налога. Эти ошибки каждый год составляют 30% в большую сторону. Т.е. вместо 6000 руб., в уведомлениях 9500 руб. Хорошо,что у меня друг в нашей районной инспекции работает, т.к. помогает оперативно решить этоти вопросы. А если бы нет, то пришлось бы как минимум 2 раза приехать в налоговую в рабочие дни. Кому это нужно? Единственное, что настораживает:а сколько процентов будет составлять этот новый косвенный налог в цене бензина? 5% или 10% или 1%. Мне нравится 1%.:)

    ОтветитьУдалить
  15. Анонимный2 июля 2010 г., 19:45

    Для этой темы уже и гимн сочинили :)
    http://www.youtube.com/watch?v=tgv6uPeWong&feature=player_embedded

    ОтветитьУдалить
  16. Аркадий Брызгалин3 июля 2010 г., 0:34

    Спасибо "Анонимный", не видел.. Мне очень понравилось в понедельник обязательно поставлю себе в блог...

    ОтветитьУдалить
  17. И как, все будут ездить на своих авто и никто не будет за это налогов платить государству? Как то хорошо устроились? но может быть вообще отменить все прямые налоги и оставить одни косвенные? Причем как же большегрузный транспорт, он что, тоже не будет попадать под налог? ИМХО для больших машин надо налог оставить, как и для других боьших машин.

    ОтветитьУдалить
  18. Аркадий Брызгалин3 июля 2010 г., 13:19

    О, Сергей, а Вы ведь натолкнули меня на очень интересную мысль, задав вопрос о большегрузных авто.. Во уж действительно, за что люблю блоги и другие "живые журналы", так это за то, что комментарии порой бывают интересней постов. Так вот. Отмена транспортного налога в нынешнем воплощении устранит еще одну явную несправедливость - наличие двойного налогообложения для а/с, принадлежащих юридическим лицам. Ведь за один и тот же а/м юрлица платят транспортный налог + стоимость а/т средства, состоящего на балансе организации, участвует в расчете налоговой базы по налогу на имущество. Кстати, именно Свердловская области в лице Палаты Представителей нашего регионального Законодательного Собрания была инициатором обращения в Конституционный Суд РФ с просьбой разобраться с этой проблемой и устранить двойное налогообложение (я тогда планировался быть представителем от Свердловской области в КС). Однако, к сожаления КС ничего менять не стал, а сказал примерно так: "двойного налогообложения здесь нет, т.к. способ определения налоговой базы у налога на имущество организаций и транспортного налога разный, в первом случае - это стоимость, во втором мощность" (См. Определение КС РФ от 14 декабря 2004 года № 451-О). Логика - железячная, то обстоятельство, что один и тот же экономических объект облагается фактически дважды, КС посчитал не существенным. Поэтому после отмены транспортного налога - будет устранено и двойное налогообложение а/т средств, которые принадлежат организациям. А это, ИМХО еще один плюс предлагаемой новации.

    ОтветитьУдалить
  19. Аркадий Брызгалин3 июля 2010 г., 16:23

    Сергей, продолжая прерванный разговор. Что касается вопроса вообще об отмене прямых налогов, и заменой их на одни косвенные, то вопрос этот прямо скажем (пардон за тавтологию) не простой, сложный, поэтому беру тайм-аут. Однако по поводу нашей конкретной ситуации, связанной с транспортным налогом, то тут давайте порассуждаем еще раз. Вот смотрите - моя логика такая:
    а) государству надо строить и ремонтировать дороги;
    б) для этого государству нужны деньги;
    в) взять их можно только через налоги (ну допустим);
    в) сколько денег надо? Подсчитали, получилось с возможностями 53 млрд. (именно столько было собрано транспортного налога по России-Матушке в 2009 году);
    г) собирали с миллионов авто владельцев;
    д) собирать деньги сложно, затратно, да и масса других недостатков, поэтому власти решили: "Ту же сумму будем собирать другим способом (а может даже чуть большую). Соберем через цену на бензин.
    И что же здесь неправильного? Где же тут ошибка? Я же написал в начале поста, что транспортный налог НЕ ОТМЕНЯЕТСЯ, изменяется способ его взимания. Конечно, с кого-то будут брать больше, с кого-то меньше, но это ведь неизбежно - это диалектика. Причем, естественно, что те, кто будут в новой ситуации налогов платить меньше согласны на перемены, а те, кто будет платить больше не согласны. Государству надо сделать выбор и принять/не принять соответствующее фискальное решение. Лично я поддерживаю второй вариант, кого поддерживаете Вы - не понятно.
    Налоги вообще зло, но транспортный налог в новом виде - это меньшее зло.
    Если же, Вы, Сергей, не хотите анализировать и рассуждать, а для Вас главное "пусть народ бабло платит, а то че ето? освободить его от налогов", то здесь конечно же, мне возражать что-то трудно. У Константина хоть позиция какая-то есть (правда он еще ее не раскрыл). Но мне кажется главная задача государства собрать с общества посредством налогов деньги на строительство и ремонт дорог, и эта работа так или иначе выполняется и совершенствуется. А не главное для государства (ну я так, идеологически-идеалистически), народ налогами загнуть.. Как то так....

    ОтветитьУдалить
  20. Анонимный3 июля 2010 г., 17:39

    И охота же ВАм на все это отвечать..

    ОтветитьУдалить
  21. Аркадий Брызгалин3 июля 2010 г., 21:25

    Анонимный, действительно. Кроме того, чтобы отвечать в комментах дело идет к тому, что, наверное, придется вновь вернутся к этой теме. Я так подозреваю, что это не случайно все возникло, я в смысле дискуссия столкновение мнений. Тут ведь действительно в одной точки пересеклись вопросы теории, практики, законотворчества, политики, экономики, да собственно "шкурный" интерес каждого человека в стране. Поэтому в понедельник вновь продолжен разговор, хотя без комментов никак. Я же говорил выше, что иногда комменты читать интересней чем пост.

    ОтветитьУдалить
  22. Аркадий Викторович, очень весомый аргумент в пользу Вашей позиции о том, что замена транспортного налога акцизом решит проблему двойного налогообложения юридических лиц. Однако Вы ведь так и не ответили на вопрос Сергея о том, а как быть с большегрузами, которые в основном и являются главными "портильщиками" наших российских дорог?

    ОтветитьУдалить
  23. Анонимный15 июля 2010 г., 14:39

    Надо учитывать, что Кудрин уже сказал о сохранении этого налога для большегрузных авто с мощными моторами. Так что эта проблема будет решена...

    ОтветитьУдалить