четверг, 1 сентября 2016 г.

Минфин дал разъяснения по некоторым вопросам применения законодательства о КИК

В августе месяце Министерство финансов РФ выпустило несколько разъяснительных писем по вопросам применения законодательства о контролируемых иностранных компаниях (КИК). В настоящем материале привожу небольшой обзор этих писем.  

 …  об определении доли участия лица в иностранной организации через РПК

Отвечая на вопрос о порядке определения доли участия лица в иностранной организации через российскую публичную компанию (РПК) Минфин в письме от 08.08.2016 № 03-01-23/46326 сослался на положения п. 4 ст. 25.13 НК РФ, согласно которым лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, если его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими
организациями.
По мнению Минфина, таким участием, в частности, признается участие лица в иностранной организации, реализованное через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями, которые, в свою очередь, участвуют в этой иностранной организации через одну или несколько организаций, не являющихся публичными компаниями.
При этом в случае смешанного участия в иностранной организации через несколько последовательностей участия вышеизложенное правомерно для последовательности, в которой присутствует публичная компания.
При этом доля участия для признания налогоплательщика контролирующим лицом определяется по совокупности долей участия во всех последовательностях. 



В письме от 05.08.2016 № 03-04-05/46055 Минфин РФ рассмотрел вопрос о необходимости представления налогоплательщиком - контролирующим лицом налоговой декларации по НДФЛ и иных документов на основании п. 5 ст. 25.15 НК РФ в случае, если прибыль КИК освобождается от налогообложения на территории РФ.
Минфин в анализируемом письме сослался на подп. 3 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ, согласно которому прибыль КИК освобождается от налогообложения, если эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации, определяемая в соответствии с указанной статьей по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 % средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.
По мнению Минфина РФ, в случае если выполняется условие, установленное в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ, представление налоговой декларации по НДФЛ и иных документов на основании п. 5 ст. 25.15 НК РФ не требуется.
В то же время такой налогоплательщик не освобождается от обязанности уведомления налогового органа по месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные ст. 25.14 НК РФ, о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) и о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых он является контролирующим лицом (п. 3.1 ст. 23 НК РФ). 



В письме от 01.08.2016 № 03-04-05/45061 Минфин РФ разъяснил, что сам по себе факт назначения нового бенефициара иностранной структуры без образования юридического лица (без участия бенефициара, без учета его мнения, без права распоряжения имуществом иностранной структуры) при условии отсутствия с его стороны осуществления контроля над такой иностранной структурой, не приводит к возникновению у него дохода, облагаемого НДФЛ лиц, так как он не признается в целях НК РФ контролирующим лицом.
При этом в случае осуществления выплат новому бенефициару (в частности, при ликвидации и (или) распределении имущества иностранной структуры без образования юридического лица либо получении им материальной выгоды) такие выплаты могут быть признаны доходом такого бенефициара на основании ст.ст. 41, 209 НК РФ и, соответственно, подлежать налогообложению в общеустановленном порядке в соответствии с главой 23 «НДФЛ» НК РФ.