понедельник, 5 октября 2026 г.

СКЭС ВС РФ рассмотрела спор между УГМК и ФНС о пропуске срока назначения проверки

Фото: dni.ru
Судебный акт: Определение СКЭС ВС РФ от 24.09.2026 № 305-ЭС26-8266 по делу № А40-72524/2025.

Фабула дела: Налогоплательщиком («УГМК») в налоговый орган представлено уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2021 году.

На основании представленных сведений ФНС России принято решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, согласно которому налоговым органом назначена проверка сделок, отраженных в уведомлении о контролируемых сделках за 2021-2023 годы.

Решение налогового органа было вынесено и направлено налогоплательщику 28 декабря 2024 г. в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и получено им 17 января 2025 г.

Не согласившись с выводами ФНС России в части сделок за 2021 год ввиду пропуска срока на назначение проверки, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа в указанной части недействительным.

По мнению налогоплательщика, положение пункта 2 статьи 105.17 НК РФ о двухлетнем сроке на назначение проверки определяло содержание прав и обязанностей сторон налогового правоотношения (срок в допустимых объемах ограничивал конституционные права налогоплательщика, в пределах этого срока налоговый орган обладал полномочиями на назначение проверки). Данный срок относился к материально-правовым институтам, определяющим само право на проверку, носил пресекательный характер, его истечение прекращало и полномочие налогового органа на назначение проверки. Ограничение срока, в течение которого контролирующий орган вправе инициировать проверку, напрямую влияет на правовой статус и экономическое состояние налогоплательщика, поскольку он фиксирует момент прекращения правовой неопределенности относительно завершенных хозяйственных операций, ограничивает период возможного административного давления и вторжения в экономическую деятельность, а также определяет момент приобретения налогоплательщиком права на окончательность налоговых обязательств за соответствующий период.

По мнению налогоплательщика, несмотря на неизменность пункта 5 статьи 105.17 НК РФ, изменилось нормативное содержание полномочий налогового органа. Распространение полномочий налогового органа в измененном виде на спорные правоотношения находится в противоречии с принципами действия закона во времени, означает придание закону обратной силы, что является основанием для признания решения о назначении проверки недействительным.

При таких обстоятельствах налогоплательщик полагает, что налоговый орган был вправе назначить проверку не позднее мая 2024 года, однако принял соответствующее решение лишь 28 декабря 2024 г., распространив новое правовое регулирование, ухудшающее положение плательщика, на старые отношения без специального указания закона и при отсутствии разумных ожиданий субъектов на такое правоприменение.

Позиция СКЭС ВС РФ:
Судебная коллегия отменила постановление суда кассационной инстанции и оставила в силе решение суда первой инстанции, которым решение налогового органа признано недействительным, и указала, что в силу запрета придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах, ухудшающим положение налогоплательщиков (пункт 2 статьи 5 НК РФ), срок назначения проверки в отношении хозяйственных операций, совершенных в 2021 году, должен определяться законодательством, действующим на дату подачи уведомления об этих операциях (контролируемых сделках) в мае 2022 года, то есть применению подлежала редакция пункта 2 статьи 105.17 НК РФ, действовавшая до внесения изменений, предусмотренных Законом от 26 февраля 2024 г. № 39-ФЗ.

Отношения, связанные с налоговым контролем в отношении уведомления, представленного в мае 2022 года, являются длящимися, поскольку они не были завершены к 26 марта 2024 г. - дате введения в действие новой редакции пункта 2 статьи 105.17 НК РФ, и соответственно, пункт 2 статьи 105.17 НК РФ в ранее действовавшей редакции должен продолжать применяться к длящимся отношениям, начатым и не завершенным в период его действия, чтобы не допустить ухудшения положения налогоплательщиков.

Соответственно, новая редакция пункта 1 статьи 105.17 НК РФ не распространяется на уведомления, поданные до 26 марта 2024 г., а вывод судов об обратном сделан с нарушением пункта 2 статьи 5 НК РФ.

Назначив проверку в декабре 2024 года, налоговый орган фактически восстановил нахождение общества в состоянии налогового контроля в отношении указанных в уведомлении сделок, в то время как период нахождения общества под налоговым контролем в отношении этих сделок уже истек в июне 2024 года.

В этой связи распространение полномочий налогового органа в измененном виде на спорные правоотношения без специального указания закона и при отсутствии разумных ожиданий субъектов на такое правоприменение находится в противоречии с установленными статьей 5 НК РФ правилами действия закона во времени, нарушает доверие налогоплательщика к закону и действиям государства.
________________________________________  



Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года


Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru

Москва : 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru

Официальный сайт: https://cnfp.ru/

Видео консультации здесь
Читать наши консультации здесь

telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «​Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «​Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws



Комментариев нет:

Отправить комментарий