![]() |
| Фото: Верховный Суд |
В документе содержатся следующие разъяснения:
Направление налогоплательщику информационного сообщения о задолженности, в отношении которой судебный приказ до 1 ноября 2025 г. отменен мировым судьей, не требуется.
Соответственно, при обращении в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций в ситуации, когда судебный приказ отменен до 1 ноября 2025 г., отсутствие информационного сообщения, предусмотренного частью 2 статьи 3 Закона № 287-ФЗ, не может являться основанием для оставления такого заявления без движения, его возращения налоговому органу, а также для оставления без рассмотрения.
Судам при разрешении вопроса о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора следует учитывать, что налоговый орган при переходе на внесудебный порядок взыскания обязательных платежей и санкций информационным сообщением однократно извещает налогоплательщика – физическое лицо об имеющихся у него задолженностях, не включенных в совокупную обязанность ЕНС на 1 ноября 2025 г. в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 287-ФЗ. При этом исходя из части 3 статьи 3 Закона № 287-ФЗ информационное сообщение направляется налогоплательщику в течение шести месяцев со дня вступления в силу названного закона (т. е. до 1 мая 2026 г.) вне зависимости от способа его направления (через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», по почте заказным письмом).
Если у налогоплательщика имеется задолженность, по которой требование об уплате не исполнено по состоянию на 1 ноября 2025 г., и налоговый орган в суд с заявлением о ее взыскании не обратился, этому лицу направляется информационное сообщение.
К административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается следующее:
- Копия направленного налоговым органом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке с подтверждением его направления налогоплательщику.
- Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налоговый орган основывает свои требования, в частности налоговое уведомление, решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, решение об отмене решения о предоставлении налогового вычета, с подтверждением направления их налогоплательщику, учетные данные физического лица (в отношении несовершеннолетних лиц – также сведения о законных представителях) и документы, с которыми законодатель связывает возможность обращения налогового органа в суд на основании пунктов 2, 8 статьи 48 НК РФ в редакции Закона № 287-ФЗ. В случае заявления требований о взыскании земельного налога, налога на имущество физических лиц, в отдельных случаях – НДФЛ в административном исковом заявлении либо в приложенных к нему документах обязательно указываются сведения о кадастровой стоимости соответствующего объекта недвижимости.
- Доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя налогового органа на подписание и подачу административного искового заявления в соответствии со статьями 55–57 КАС РФ.
- Копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, если судебный приказ выносился.
- Уведомление о вручении либо реестр почтовых отправлений заказной корреспонденции и отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором с сайта Почты России, подтверждающие вручение налогоплательщику направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов.
Непредставление копии направленного налоговым органом требования об уплате взыскиваемого платежа, если это невозможно ввиду установленных законом обстоятельств, не является основанием для оставления без движения или возвращения, а также для оставления без рассмотрения административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.
Судам следует обратить внимание на то, что в случае обжалования действий налогового органа, в частности по формированию информационного сообщения, размещению решения о задолженности в реестре решений, приостанавливается действие решений налогового органа, что исключает возможность совершения последним любых действий, направленных на взыскание налогов, пеней, штрафов, и является юридическим запретом на совершение любых иных действий, основанных на оспариваемом решении, при этом налоговый орган вправе производить начисление пеней, но не имеет права на применение мер принудительного взыскания, первой из которых является направление налогоплательщику требования об уплате недоимки.
Таким образом, в случае обжалования действий налоговых органов, в том числе по формированию информационного сообщения, размещению решения о задолженности в реестре решений, начисление пеней не приостанавливается.
В порядке, предусмотренном частью 2 статьи 3 Закона № 287-ФЗ, в совокупной обязанности не учитывается только та сумма пеней, которая соответствует размеру непогашенного остатка основного налогового обязательства, подлежащего исключению на 1 ноября 2025 г.
Такие суммы задолженности (основного обязательства и пеней) отражаются в информационном сообщении, направляемом налогоплательщику на основании названной правовой нормы. При этом не исполненная на 1 ноября 2025 г. обязанность по уплате пеней, начисленных на погашенные до 1 ноября 2025 г. суммы основных налоговых обязательств, а также пеней, по которым есть вступивший в силу судебный акт, учитывается при определении размера совокупной обязанности на 1 ноября 2025 г.
При повторном направлении налогоплательщиком заявления о перерасчете и (или) жалобы оспариваемые суммы налогов, указанные в налоговом уведомлении, учитываются в совокупной обязанности.
Если при поступлении жалобы на требование об уплате или на решение о взыскании задолженности будет установлено, что в отношении указанных в них сумм имеется вступивший в силу судебный акт о взыскании, то такие суммы подлежат учету в совокупной обязанности.
Закон № 287-ФЗ предусматривает разграничение процедуры взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (осуществляется банком либо оператором платформы цифрового рубля) и процедуры взыскания за счет иного имущества должника (осуществляется судебным приставом-исполнителем).
Денежные средства, выплачиваемые должнику-гражданину в связи с участием в СВО, отнесены законодателем к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание по обязательным платежам и санкциям.
Законодатель предоставил налоговому органу в переходный период более длительный срок для принятия решения о взыскании задолженности по не исполненному на 1 ноября 2025 г. требованию. С учетом этого в переходный период принятие решения о взыскании задолженности по неисполненному требованию и его размещение в реестре решений могут быть осуществлены по истечении шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 48 НК РФ для принятия такого решения, но не позднее 1 июля 2026 г.
________________________________________
Уважаемые коллеги, друзья!
Принятые совсем недавно поправки в Налоговый кодекс ясно дают понять – грядет второй этап «налоговой донастройки». Он принесёт серьёзные изменения для бизнеса любого размера. Важно подготовиться к грядущим изменениям и быть во всеоружии уже сейчас!
11 ноября стартует осенняя серия авторских вебинаров Аркадия Викторовича Брызгалина: «Холодная налоговая осень 2025 года»: Второй этап «налоговой донастройки», жёсткие налоги для МСП, практика, перспективы, рекомендации по налоговой безопасности, в которой собраны горячие темы налогообложения в текущих условиях.
ГК «Налоги и финансовое право» представляет уникальную серию вебинаров, которая поможет защитить бизнес в новых условиях. Автор расскажет о последних изменениях в налоговом законодательстве, которые затронут практических всех.
В серию вошли четыре встречи on-line – 11, 18, 25 ноября и 2 декабря. Каждый вторник детально рассматривается одна тема. Аркадий Викторович подробно разберёт новые налоговые требования, обсудит с участниками реальные кейсы из судебной практики и поделится эффективными стратегиями по минимизации рисков. Автор раскроет секреты налоговой безопасности и расскажет, как сохранить стабильность бизнеса в период изменений. Особое внимание будет уделено практическим рекомендациям по защите интересов предпринимателей и адаптации к новым условиям. У вас будет возможность задать все волнующие вопросы и получить профессиональные консультации.
Бонусный вебинар 9 декабря автор посвятил налогам будущего.
Темы лекций:
11 ноября - Итоги налоговой политики 2025 года: «холодная налоговая осень - 2025» (законопроект 1026190-8), новое в налоговой политике и в налоговом законодательстве в 2025 и с 1 января 2026 года, налоговое администрирование и налоговых контроль»
18 ноября - Налоговые споры и прецеденты в судебной практике 2025 года
25 ноября - Налоги малого бизнеса в 2025-2026 гг. или особенности налоговой политики и практики в сфере МСП на современном этапе
2 декабря - «Упражняемся в прогнозах» или о том, какая налоговая политика будет в 2026 году. Самые ожидаемые события налоговой политики 2026 года. Будет ли «третий этап налоговой донастройки»? Внимательно читаем и анализируем «Основные направления налоговой политики на 2026-2028 гг.»
9 декабря БОНУС - Налоги будущего: самые смелые фантазии о том, какими будут налоги и налоговые системы ближайшего и отдаленного будущего
Приглашаем руководителей и собственников бизнеса, руководителей юридических и финансовых структур, главных бухгалтеров. Всех тех, кто напрямую связан с уплатой налогов.
Стоимость участия в полной серии: 23 000,00 руб./19 000,00 (запись) НДС включен.
Стоимость участия в одной лекции: 6 300,00 руб./5 300,00 (запись) НДС включен.
Предусмотрена система скидок!
Слушателям полной серии будет оформлена подписка на электронный журнал «Налоги и финансовое право» (3 квартал 2025 года).
Презентации и записи выступлений останутся в копилке каждого участника.
Узнать программу и зарегистрироваться на серию можно здесь.
Будем рады видеть Вас в числе участников!
________________________________________
Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года
Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru
Москва : 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
Читать наши консультации здесь
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws
telegram-канал «Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws


