Серия авторских вебинаров А.В. Брызгалина ноябрь 2025

пятница, 24 октября 2025 г.

Государственная Дума приняла в I чтении проект бюджета и сопутствующие ему бюджетные и налоговые законопроекты

Фото: ГосДума
22 октября состоялось пленарное заседание ГосДумы, в ходе которого депутаты приняли в I чтении проект федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027-2028 годов, а также 9 сопутствующих ему законопроектов, среди которых проекты бюджетов Фонда ОМС и СФР, законопроект о повышении МРОТ и комплексные изменения НК РФ.

Министр финансов РФ Антон Силуанов, представляя проект федерального бюджета, сообщил, что бюджет является сбалансированным, позволяет стране выполнять все обязательства перед гражданами и быть устойчивой к внешнему воздействию.

Отвечая на вопросы и предложения депутатов, министр заявил, что Правительство РФ готово рассматривать конкретные законодательные инициативы.

Представители Правительства РФ, представляя проекты бюджетов ФОМС и СФР, а также проекты изменений в ряд социальных законов, сообщили, что по новым предложениям средняя величина страхового тарифа составит 0,54%.

Также предусмотрено повышение МРОТ до 27 093 рубля, в результате чего он превысит прожиточный минимум на 31,2% и составит 48% от медианной зарплаты.

Кроме того, предлагается ограничить правила получения полиса ОМС мигрантами, что снизит нагрузку на бюджет и ограничит доступ к ОМС для работающих нелегально или краткосрочно.

Представитель Минфина РФ Ирина Окладникова, представляя проекты изменений в БК РФ, заявила, что субъектам РФ будет списана часть кредитов и выделены новые бюджетные трансферты, однако также будут введены ограничения на расходование бюджетных средств.

Председатель комитета ГосДумы по налогам и бюджету Андрей Макаров поддержал ограничения расходования бюджетных средств, отметив, что сейчас денежные средства выделяются «с целью получения дохода в будущем» на мероприятия, которые не могут принести доходы, например, строительство моста или установка наружного освещения здания администрации. Также он предложил ограничить выплаты пособий людям с высоким уровнем доходов и сделать пособия адресными.

Последним рассматриваемым законопроектом стал проект комплексных изменений в НК РФ.

На обсуждение этого законопроекта были приглашены руководители крупнейших деловых объединений, которые ранее направляли свои предложения в адрес ГосДумы и Минфина: Александр Шохин (РСПП), Александр Калинин («Опора России»), Сергей Катырин (ТПП РФ) и Александр Исаевич (Корпорация МСП).

Министр финансов РФ Антон Силуанов, представляя законопроект, заявил, что приоритетами бюджета являются обороноспособность страны, финансирование национальных проектов и выполнение обязательств перед гражданами. На эти цели требуются дополнительные ассигнования, которые можно получить путем принятия предлагаемых налоговых мер.

Помимо перечисления всех основных предлагаемых изменений НК РФ министр отдельно прокомментировал следующие меры.

Так, увеличение НДС до 22% связано с тем, что этот налог - наиболее устойчивый источник доходов бюджета, составляющий больше половины ненефтегазовых доходов, а Россия входит в список передовых стран по его собираемости. При этом льготная ставка 10% для социально значимых товаров остаётся. Дополнительные доходы в размере 1,2 трлн рублей от повышения НДС пойдут на оборону и безопасность страны.

Снижение порога уплаты НДС на УСН с 60 млн до 10 млн рублей направлено на «обеление» бизнеса. Опыт стран СНГ показывает, что порог в 10 млн снижает риск «дробления бизнеса». Кроме того, организации, работающие с налогоплательщиками на УСН, смогут принимать от них НДС для получения налогового вычета.

Отмена льгот по налогам и страховым взносам обусловлена тем, что в своё время введение этих льгот было временной мерой, направленной на повышение занятости в период пандемии. Сейчас того уровня безработицы не наблюдается. При этом льготная ставка сохранится для социально значимых сфер.

При принятии изменений ожидается получение дополнительных доходов в размере 7 трлн рублей.

Председатель комитета ГосДумы по налогам и бюджету Андрей Макаров сообщил, что комитет рекомендует принять в I чтении данный законопроект, однако его необходимо доработать.

Комитет предлагает рассмотреть возможность:

- установления более плавного поэтапного перехода реализации проектируемых норм в части изменения пороговых значений доходов, при которых налогоплательщики, применяющие УСН, становятся плательщиками НДС, а налогоплательщики, применяющие ПСН, теряют право на применение указанного налогового режима (с 60 млн до 10 млн рублей), а также предстоящей отмены льготы по НДС в отношении исключительных прав на российские программы для ЭВМ и базы данных, прав на использование таких программ и баз данных, принимая во внимание, что соответствующие договоры (в том числе по предоставленным лицензиям) носят характер «длящихся» и заключены между налогоплательщиками в условиях действующего законодательства о налогах и сборах (то есть без учета НДС в стоимости указанных исключительных прав);

- сохранения возможности применения ПСН в отношении розничной стационарной торговли в сельских и труднодоступных населенных пунктах;

- сохранения действующих пониженных тарифов страховых взносов для субъектов МСП в отношении социально-значимых сфер деятельности бизнеса (образование, ЖКХ и пр.), оказывающего услуги непосредственно населению;

- расширения закрытого перечня расходов, учитываемых при применении УСН, с учетом увеличении порогового значения доходов по УСН до 450 млн. руб. и применения налогового режима более крупными компаниями;

- смягчения нормы п. 8 ст. 164 НК РФ, запрещающей в настоящее время налогоплательщику, применяющему УСН и налоговые ставки по НДС в размере 5% или 7%, в течение трех лет изменять применяемую ставку (т.е. перейти на общеустановленную с правом применения установленных вычетов по НДС и наоборот).

С учетом позитивного опыта применения в 2025 году моратория на привлечение к ответственности налогоплательщиков, применяющих УСН и впервые ставших плательщиками НДС, которые впервые допустили нарушение исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (постановление Правительства РФ от 23.04.2025 № 530), предлагается рассмотреть возможность установления аналогичной меры в отношении налогоплательщиков, применяющих УСН, которые также впервые станут плательщиками НДС в соответствии с новыми критериями.

Также при доработке законопроекта ко второму чтению комитет считает необходимым дополнительно рассмотреть вопрос целесообразности продления срока действия временных норм, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, предусматривающих меры поддержки налогоплательщиков, срок действия которых истекает в 2025 году, а также включения в законопроект предложений бизнеса по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе с целью устранения выявленных проблем в правоприменительной практике.

Необходимо также доработать предложение о предоставлении налоговым инспекторам права беспрепятственного доступа к документам налогоплательщиков и их выемке, поскольку такие изменения направлены на возврат к постоянным ВНП от электронного мониторинга.

Также комитет предложил ограничить признание долгов по уплате налогов безнадежной задолженностью, так как это влияет на выпадение доходов субъектов РФ и муниципальных образований.

В части туристического налога необходимо продлить действие норм о формировании источников размещений органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В целом же предлагаемый законопроект рекомендуется принять, поскольку «деньги нужны сейчас». Комитет не рекомендует разработку налога на сверхбогатых граждан, поскольку собрать его можно один раз, а затем ситуация будет очень долго выравниваться.

Повышение цен из-за повышения НДС «не так страшно», как повышение цен в случае, если бюджет будет несбалансированным и будет занимать средства.

Затем последовали ответы министра финансов РФ на вопросы и предложения депутатов.

Министр сообщил, что повышать НДФЛ для «богатых» вместо повышения НДС нецелесообразно, есть другие инструменты воздействия на людей с большими активами. Возможность введения налога на сверхприбыль банков и налога на дивиденды не рассматривается, поскольку эти деньги необходимо оставить в экономике для ее развития.

Минфин начал формировать реестр майнеров, в котором сейчас находятся 1364 майнера. В части легализации объёма расчетов в криптовалюте Минфин договорился с ЦБ РФ разработать законопроект о разрешении расчетов в криптовалюте на международном уровне и на биржах, чтобы в будущем собирать налоги с этих операций.

Основные направления работы по «обелению» бизнеса – введение налога на ввоз импортных товаров, их маркировка и соответствие ТН ВЭД в работе организованных рынков продажи импортных товаров, а также регулирование использования ККТ, формирования чеков в онлайн-терминалах и постепенная легализация расчетов в криптовалюте на этих рынках.

По оценкам Минфина рост НДС приведет к росту цен до 1%. При повышении НДС в прошлый раз, в 2019 году рост цен составил 0,7%. При этом эта мера даст ЦБ РФ больше возможностей по снижению ключевой ставки.

Поправки принципиально не меняют налоговый мониторинг. Сотрудники налоговых органов и сейчас могут выезжать к налогоплательщику. Прежде всего поправки направлены на защиту капиталовложений: инспекторам надо лично удостовериться, создана ли инфраструктура, соответствует ли отчет налогоплательщика его фактическому имуществу.

Также Минфин готов рассмотреть возможность предоставить организациям право принимать от контрагентов 5% налога на УСН к вычету по аналогии с НДС, возможность поэтапного снижения порога по НДС для УСН и возможность сохранения льгот по НДС для разработчиков программного обеспечения.

В заключение Председатель ГосДумы Вячеслав Володин призвал Правительство ко II чтению прийти к приемлемому компромиссу с депутатами и деловыми объединениями.

Запись пленарного заседания можно посмотреть по ссылке.

________________________________________


Уважаемые коллеги, друзья!

Принятые совсем недавно поправки в Налоговый кодекс ясно дают понять – грядет второй этап «налоговой донастройки». Он принесёт серьёзные изменения для бизнеса любого размера. Важно подготовиться к грядущим изменениям и быть во всеоружии уже сейчас!


ГК «Налоги и финансовое право» представляет уникальную серию вебинаров, которая поможет защитить бизнес в новых условиях. Автор расскажет о последних изменениях в налоговом законодательстве, которые затронут практических всех.

В серию вошли четыре встречи on-line – 11, 18, 25 ноября и 2 декабря. Каждый вторник детально рассматривается одна тема. Аркадий Викторович подробно разберёт новые налоговые требования, обсудит с участниками реальные кейсы из судебной практики и поделится эффективными стратегиями по минимизации рисков. Автор раскроет секреты налоговой безопасности и расскажет, как сохранить стабильность бизнеса в период изменений. Особое внимание будет уделено практическим рекомендациям по защите интересов предпринимателей и адаптации к новым условиям. У вас будет возможность задать все волнующие вопросы и получить профессиональные консультации.

Бонусный вебинар 9 декабря автор посвятил налогам будущего.

Темы лекций:
11 ноября - Итоги налоговой политики 2025 года: «холодная налоговая осень - 2025» (законопроект 1026190-8), новое в налоговой политике и в налоговом законодательстве в 2025 и с 1 января 2026 года, налоговое администрирование и налоговых контроль»
18 ноября - Налоговые споры и прецеденты в судебной практике 2025 года
25 ноября - Налоги малого бизнеса в 2025-2026 гг. или особенности налоговой политики и практики в сфере МСП на современном этапе
2 декабря - «Упражняемся в прогнозах» или о том, какая налоговая политика будет в 2026 году. Самые ожидаемые события налоговой политики 2026 года. Будет ли «третий этап налоговой донастройки»? Внимательно читаем и анализируем «Основные направления налоговой политики на 2026-2028 гг.»
9 декабря БОНУС - Налоги будущего: самые смелые фантазии о том, какими будут налоги и налоговые системы ближайшего и отдаленного будущего

Приглашаем руководителей и собственников бизнеса, руководителей юридических и финансовых структур, главных бухгалтеров. Всех тех, кто напрямую связан с уплатой налогов.


Стоимость участия в полной серии: 23 000,00 руб./19 000,00 (запись) НДС включен.
Стоимость участия в одной лекции: 6 300,00 руб./5 300,00 (запись) НДС включен.

Предусмотрена система скидок!

Слушателям полной серии будет оформлена подписка на электронный журнал «Налоги и финансовое право» (3 квартал 2025 года).

Презентации и записи выступлений останутся в копилке каждого участника.

Узнать программу и зарегистрироваться на серию можно здесь.

Будем рады видеть Вас в числе участников!
________________________________________  



Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года


Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru

Москва : 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru

Официальный сайт: https://cnfp.ru/

Видео консультации здесь
Читать наши консультации здесь

telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «​Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «​Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws