понедельник, 27 мая 2024 г.

ВС РФ отказался признавать недействительным приказ ФНС о выборе объекта ВНП

18 апреля
Верховный Суд РФ рассмотрел дело № АКПИ23-1033, которое в перспективе могло изменить критерии назначения выездной налоговой проверки.

Так, налогоплательщик требовал признать недействительным 7-й критерий концепции выездных налоговых проверок (приложение 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333). В нём указано об отражении ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Среди причин обращения в ВС РФ налогоплательщик указал нормативный характер документа, а у ФНС нет права заниматься нормативно-правовой деятельностью. Такие приказы ФНС, зачастую, могут значительно ограничивать права налогоплательщиков. Стоит отметить, что подобные приказы ФНС не получают предварительной надлежащей правовой оценки и публичных обсуждений, т.е. оформляются вне установленного правового порядка.

Доводы общества поддержал Минюст, который участвует в споре в качестве третьей стороны. Известно, что налоговый орган попросил Минюст пересмотреть отзыв. ФНС считает, что позиция министерства создает угрозу отмены всего приказа № ММ-3-06/333.

В качестве обоснования своей позиции, Верховный Суд РФ в своём решении указал следующее:

• законодательно закреплённое единство системы налоговых органов предполагает ведомственную субординацию территориальных налоговых органов - налоговых инспекций по отношению к федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, - ФНС;

• руководитель ФНС на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и Министерства финансов РФ издаёт приказы по вопросам, отнесённым к компетенции Службы. Следовательно, оспариваемый акт издан ФНС России при реализации полномочий, установленных законом и Положением ФНС России;

• поскольку в силу принципа ведомственной субординации территориальные налоговые органы обязаны в правоотношениях с налогоплательщиками руководствоваться исходящими от ФНС разъяснениями норм налогового законодательства - такие акты опосредованно, через правоприменительную деятельность должностных лиц налоговых органов приобретают, по сути, обязательный характер и для неопределённого круга налогоплательщиков;

• отсутствие в преамбуле Приказа ссылки на конкретные нормативные правовые акты, подтверждающие полномочия ФНС России на его издание, не имеет правового значения, поскольку такое требование касается принятия нормативных правовых актов, к каковым оспариваемый Приказ не относится.

Как следует из содержания Приказа, Критерии утверждены в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных НК РФ. Следует отметить, что Приказ определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, при этом не регламентирует порядок проведения выездных налоговых проверок;

• вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов;

• факт назначения и проведения выездной налоговой проверки у конкретного лица согласно законодательству о налогах и сборах не означает наличие виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность. Соответствие деятельности налогоплательщика критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок и, следовательно, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения.

Анализ оспариваемого акта, включая положение, с которым административные истцы связывают нарушение своих прав, позволяет сделать вывод, что он не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина; 

• при указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

________________________________________




В этой сессии рассмотрим самые свежие темы, в том числе вопросы применения ФСБУ, новые правила налогового контроля в сфере ТЦО, вопросы трудового законодательства и применения норм корпоративного права, меры регулирования в ВЭД, ужесточение госконтроля и многое другое. Традиционно наши эксперты ответят на самые сложные вопросы налогового и бухгалтерского учёта, трудового, административного и гражданского права.

Курс будет интересен владельцам и руководителям бизнеса, главным бухгалтерам, руководителям юридических, кадровых служб – всем тем, от кого зависит четкое функционирование бизнеса.

Для вашего удобства курс проводится в очном формате и режиме видеоконференцсвязи.

Все записи остаются в копилке участников.

Узнать программу и записаться на курс можно здесь.

________________________________________

 



Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года


Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru

Москва : 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru

Официальный сайт: https://cnfp.ru/

Видео консультации здесь
Читать наши консультации здесь

telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «​Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «​Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws