вторник, 20 марта 2018 г.

СКЭС Верховного Суда РФ высказался о возложении судебных расходов на государственный орган (ПФР) при применении смягчающих обстоятельств судом (дело № А65-74565/2016)

16 января Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о правомерности отказа в возложении на ПФР судебных расходов по делу, в котором плательщик добивался снижения размера санкций в связи с применение смягчающих обстятельств. Дело рассмотрено в пользу плательщика взносов (Определение ВС РФ от 16.01.2018 № 307-КГ17-13851 по делу А56-74565/2016).

Фабула дела: ПФР, выявив несвоевременное представление плательщиком взносов сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М), вынес решение о привлечении его к ответственности в виде штрафа в размере 83.500 руб. (ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ).
В связи c тем, что Федеральным законом № 188-ФЗ, ст.44 Федерального закона № 212-ФЗ («Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность») была признана утратившей силу, ПФР не применил смягчающих обстоятельств и применил штраф в полном объеме.
Плательщик обратился в суд, который применил Постановление КС РФ от 19.01.2016 № 2-П, в соответствии с которым признание утратившим силу положений Федерального закона № 212-ФЗ было признано неконституционным. Кроме того, как было указано в этом постановлении КС РФ, впредь, до исправления законодателем неконституционного положения, смягчающие обстоятельства должен применять суд, причем в исключительных случаях.
Таким образом, арбитражные суд снизили размер штрафа с 83.500 до 10.000 руб, однако во взыскании с ПФР судебных расходов было отказано, т.к в условиях, когда ПФР не имел полномочий применять смягчающие обстоятельства, его нельзя признавать проигравшей стороной по делу, а сам судебный акт нельзя считать судебным актом, принятым в пользу привлеченного к ответственности лица, в действиях которого установлен состав правонарушения. Указанные обстоятельства исключают возможность взыскания с ПФР судебных расходов. Правомерно привлекая плательщика взносов к ответственности за совершение вмененного правонарушения и действуя при этом в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий, ПФР не должен нести бремя возмещения плательщику судебных расходов.
СКЭС отменила решения нижестоящих судов указав, что в сложившейся ситуации плательщик вынужден был прибегнуть к судебному механизму обеспечения принудительной реализации своих прав и законных интересов, осуществление которых оказалось невозможным из-за пробелов в правовом регулировании вопроса об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций. Учитывая изложенное, суды неправомерно освободил ПФР от бремени возмещения плательщику упомянутых расходов, возложив эти расходы на общество. Данная позиция соответствует правовой позиции, изложенной в Определении СКЭС ВС РФ от 11.08.2017  № 302-КГ17-4293.