вторник, 28 ноября 2017 г.

СКЭС ВС РФ согласилась с правомочием ФНС на отмену положительного для налогоплательщика решения (дело № А40-101850/2016)

25 октября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о том, вправе ли ФНС РФ в порядке контроля за нижестоящими налоговыми органами отметить положительное для налогоплательщика решение УФНС. Дело рассмотрено в пользу налогового органа (Определение ВС РФ от 31.10.2017 № 305-КГ17-5672 по делу № А40-101850/2016).
Фабула дела: решениями налогового органа налогоплательщику отказано в возмещении НДС, налогоплательщику доначислен НДС, начислены пени и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ. Решением УФНС решения нижестоящей инспекции отменены. ФНС РФ в порядке контроля приняла решение «Об отмене решения на основании п. 3 ст. 31 НК РФ», которым отменено решение УФНС, как не соответствующее положениям действующего законодательства. Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения ФНС недействительным, ссылаясь на нарушение порядка и процедуры его принятия.
Арбитражные суды, отказывая налогоплательщику в удовлетворении требований, исходили из того, что вышестоящий налоговый орган вправе осуществлять контроль за нижестоящими налоговыми органами не только в рамках проведения контрольных налоговых мероприятий, предусмотренных налоговым законодательством (в виде выездных (повторных выездных)
налоговых проверок, когда проверке подвергается как налогоплательщик, так и полнота мероприятий налогового контроля, осуществленных налоговым органом), но и в порядке подчиненности в рамках контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов (когда оценивается только законность решения налогового органа без участия налогоплательщика). Также суды поддержали позицию налогового органа о неограниченности сроков проверки и о возможности отмены ФНС РФ решения УФНС в отсутствие соблюдения предусмотренных налоговым законодательством процедур и без предоставления налогоплательщику возможности защитить свои права и выразить позицию по вопросам, возникшим у вышестоящего налогового органа.
СКЭС ВС РФ оставила решения нижестоящих судов без изменения, отказав в удовлетворении кассационной жалобы налогоплательщика. Экономколлегия указала, что исходя из актов Конституционного Суда РФ (в т.ч. определение от 22.04.2010 № 595-О-О, постановление от 24.03.2017 № 9-П), не исключается возможность отмены вышестоящим налоговым органом такого решения нижестоящего налогового органа, которым налогоплательщику были предоставлены определенные льготы (преимущества, вычеты), в том числе решения о возмещении НДС, в случае, когда оно было принято в нарушение требований законодательства о налогах и сборах. В данном случае предусматривается право государства (вышестоящего налогового органа), выявившего ошибку в определении налоговой обязанности, исправить ее по собственной инициативе, и такое регулирование согласуется со ст. 57 Конституции РФ, из содержания которой усматривается, что определение размера налоговой обязанности не является предметом усмотрения налогоплательщиков и налоговых органов, налоги должны уплачиваться в законно установленном размере.
Применительно к вопросу о сроках на реализацию вышестоящим налоговым органом рассматриваемых полномочий, очевидно, что они не могут быть не ограниченными во времени. Исходя из разъяснений Конституционного Суда РФ (в том числе постановления от 24.06.2009 № 11-П и от 20.07.2011 № 20-П), положений ст. 89, подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ вышестоящий налоговый орган вправе реализовать полномочия, установленные п. 3 ст. 31 НК РФ в пределах срока, предусмотренного для проведения мероприятий налогового контроля, а именно в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода.