пятница, 4 августа 2017 г.

"Дробление бизнеса" вышло на уровень Конституционного Суда РФ, однако ясности так и не прибавилось (Определение КС РФ от 04.07.2017 № 1440-О) (+ комментарий от А.В. Брызгалина)

В далеком уже теперь 2013 г. наша компания смогла защитить интересы клиента в Президиуме ВАС РФ от необоснованных обвинений в так называемом "дроблении бизнеса" (см. здесь).
Тогда, ВАС РФ принял принципиальное Постановление от 09.04.2013 № 15570/12, в котором фактически была проведена реабилитация такого распространенного бизнес-процесса как "децентрализация бизнеса".

Казалось бы по вопросам "дробления" не должно было остаться каких-то особо сложных проблем, однако время показывает, что проблемы не то что остаются, но даже и множатся.
По моим субъективным прикидкам обвинения "по дроблению" находятся на втором месте после обвинений "связи с однодневками".
И вот одно из дел по "дроблению" дошло до Конституционного Суда РФ по жалобе разоренного предпринимателя, но Самый Высший Суд РФ не увидел в ней повода для глубокого анализа и фактически подтвердил, что такое изобретение как "дробление бизнеса" хотя и не закреплено в законодательстве, но является наказуемым уклонением от уплаты налогов.

Описание ситуации: Налоговые органы по результатам ВНП доначислили компании налоги, указав на необоснованную налоговую выгоду, полученную в результате "дробления бизнеса".
Новые компании и ИП применяли спецрежимы, в том числе ЕНВД. ИФНС пересчитала организации налоги так, как если бы аффилированные с ней налогоплательщики не принимали участия в предпринимательской деятельности, включив в налоговую базу стоимость товаров (работ, услуг), реализованных контрагентами данной компании.
Суды встали на сторону налоговиков, а на руководителя компании завели уголовное дело по ст. 199 УК РФ.
Между тем генеральный директор не смирился с решением налоговиков и обратился в Конституционный Суд РФ, с намерением оспорить конституционность некоторых норм НК РФ. Речь шла о ст.ст. 146, 153, 154, 247–249 и 274 НК РФ, определяющих объект налогообложения и налоговую базу по НДС и налогу на прибыль.
По мнению заявителя, оспариваемые им положения НК РФ позволяют правоприменительным органам включать в налоговую базу по НДС и по налогу на прибыль организаций денежные средства, полученные не организацией-налогоплательщиком, а ее контрагентами, формально обосновывая это разделением (дроблением) бизнеса – без установления взаимосвязи указанных лиц, без оспаривания совершенных ими сделок и фактически при отсутствии объекта налогообложения.
Конституционный Суд РФ в своем Определении № 1440-О от 04.07.2017 отказал заявителю, отметив, что возможность выбора налогоплательщиком того или иного метода учетной политики (применения налоговых льгот, спецрежимов и т.д.) не должна использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиками своими правомочиями.

Комментарий от А.В. Брызгалина: Тем не менее, интерес в этом деле представляет даже не текст Определения, который выдержан в классическом стиле «отказного акта», а особое мнение судьи  Константина Викторовича  Арановского, который не согласившись со своими коллегами-судьями, аргументированно и даже где-то несколько эмоционально изложил свою позицию не только о необоснованности квалификации «дроблению бизнеса»  как налогового правонарушения, но и вообще о практике вменения налогоплательщикам «получения необоснованной налоговой выгоды» в условиях, когда данное деяние не закреплено в действующем законодательстве.
Более подробно см. здесь.