вторник, 25 октября 2016 г.

В ГосДуме состоялись слушания по Основным направлениям налоговой политики на 2017-2019 гг. (+ рекомендации Комитета по бюджету и налогам)

Как я и предполагал, проект Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 гг., о котором я писал здесь и здесь, скорее всего будет значительно переработан. 

Так,  10 октября Комитет ГосДумы по бюджету и налогам провел парламентские слушания на тему: «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики: выбор приоритетов» (Информация на сайте Комитета о слушаниях здесь).
В обсуждении приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, госкорпораций, бизнес-объединений, научных и общественных организаций.
Интересно отметить, что вел слушания сам Председатель ГосДумы Вячеслав Володин, что означает особое внимание, которое уделяет ГосДума вообще и ее руководство вопросам
бюджетной и налоговой политики на современном этапе. Ведь очевидно, что шаги, предложенные в основах бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, призваны определить пути развития экономики страны на ближайшие годы.
Представил Основные направления налоговой политики министр финансов Антон Силуанов, которые заверил, что минфин поддерживает идею не повышать налоговую нагрузку в ближайшие три года.
Проект основ таможенно-тарифной политики представил руководитель ФНС Михаил Мишустин.  Подчеркнув роль налогового администрирования при принятии решений в сфере бюджетной политики, он сообщил, что благодаря введению автоматизированных систем собираемость налогов в России стабильно растет.
М.Мишустин предложил также на законодательном уровне установить прямой запрет на злоупотребление правами в сфере налогообложения. «Это должно стать реальным правовым механизмом, препятствующим созданию фирм-однодневок и способствующим улучшению конкурентной среды», - отметил он.
По оценке председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, все три документа глубоко научны, но не содержат реальных драйверов роста и анализа принятых мер.
Критические замечания к представленным документам высказали Геннадий Зюганов (КПРФ), Александр Ремезков (СР), Владимир Жириновский (ЛДПР), Владимир Васильев (ЕР).
Президент РСПП Александр Шохин высказался против включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс и просил депутатов зафиксировать такие платежи в отдельном законе.
Подводя итоги обсуждения, В.Володин констатировал, что проекты направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики нуждаются в доработке. В связи с этим он поручил Комитету по бюджету и налогам обобщить рекомендации и направить их в Правительство РФ.
Более подробно см. здесь.

Интересно также ознакомится с рекомендациями Комитета по бюджету и налогам, которые были подготовлены по итогам слушаний (ознакомится с оригиналом можно здесь).

 
                                                                                                  Проект
                                                                                   Утверждены
                                                                         решением Комитета                
                                                                         Государственной Думы
                                                                         по бюджету и налогам 
                                                                         от  10 октября 2016 года          
                                                                         (протокол № 3)


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
парламентских слушаний на тему:
«Основные направления бюджетной, налоговой и
таможенно-тарифной политики: выбор приоритетов»,
состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 10 октября 2016 года
                             

Рассмотрев представленные Министерством финансов Российской Федерации проекты Основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (проект ОНБП) и Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (проект ОННП), а также представленный Министерством экономического развития Российской Федерации проект Основных направлений таможенно-тарифной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (проект ОНТТП), заслушав доклады Министра финансов Российской Федерации А.Г.Силуанова и Заместителя министра экономического развития Российской Федерации С.С.Воскресенского по представленным министерствами проектам основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, выступления Председателя Счетной палаты Российской Федерации Т.А.Голиковой, Руководителя федеральной налоговой службы М.В.Мишустина, Руководителей фракций в Государственной Думе, Секретаря Общественной палаты Российской Федерации А.В.Бречалова, представителей экспертного сообщества, бизнес-сообщества, общественных и научных организаций, участники Парламентских слушаний отмечают.
Главной целью рассматриваемых проектов является выбор приоритетов на предстоящие периоды с целью формирования экономики, устойчивой к неблагоприятным внешним воздействиям и позволяющей уверенно отвечать на современные вызовы.
Несмотря на то, что основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной плановый период не имеют какой-либо законодательной силы, они являются базовыми документами для разработки федерального бюджета и ориентирами для общества, насколько стабильно и предсказуемо можно планировать ведение бизнеса и насколько гарантировано выполнение государством социальных обязательств.
Основные приоритеты социально-экономической политики государства были определены в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Таким образом, бюджетная, налоговая, таможенно-тарифная политика как составные части общей экономической политики государства должны быть системно взаимосвязаны и в совокупности должны обеспечивать достижение целей и задач, поставленных Президентом Российской Федерации.
Также при рассмотрении мер, предлагаемых в проектах ОНБП, ОННП и ОНТТП, нельзя не принимать во внимание, что экономическая политика государства должна быть направлена на повышения качества человеческого капитала и эффективность его использования. Поскольку инвестиции в человеческий капитал являются неотъемлемым элементом успешного развития и конкурентоспособности не только на уровне конкретной компании, но и страны в целом, необходимо стимулировать интенсивный рост отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала (прежде всего, образования и здравоохранения).
Кроме того, бюджетная, налоговая и таможенно-тарифная политики на предстоящий период должны обеспечить финансирование в полном объеме приоритетных проектов, направленных на решение наиболее острых системных задач, в первую очередь - в экономике и социальной сфере, а также продолжение курса на укрепление безопасности и обороноспособности страны.
В целом, представленные ответственными ведомствами документы, по мнению участников парламентских слушаний, являются достаточно проработанными материалами для обсуждения.
Вместе с тем, они вынуждены констатировать, что проекты основных направлений вновь не содержат анализа итогов реализации основных направлений предыдущего периода с точки зрения достижения задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, либо указания причин невозможности их достижения, обзора осуществленных за этот период мероприятий бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, не предусмотренных соответствующими основными направлениями, их влияния на социально-экономическое развитие и качество жизни граждан. Не содержатся в них и мотивы принятия тех или иных решений, цели, на достижение которых они направлены, а также риски реализации отдельных положений, приводящих, в том числе, к выпадающим доходам бюджетов и возможным социальным и экономическим последствиям.
Между тем, в Рекомендациях парламентских слушаний 2015 года по ОННП в качестве положительного момента было отмечено наличие такого раздела и необходимость его сохранения при формировании будущих проектов.
В связи с этим с целью повышения содержательной ценности обсуждаемых документов участниками парламентских слушаний рекомендуется для оценки влияния примененных и планируемых мер на состояние бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на развитие экономики, темпы ее роста и качество жизни граждан, а также в целях сохранения преемственности экономической политики при формировании будущих проектов ОНБП, ОННП и ОНТТП в обязательном порядке включать в них указанный раздел.

I.               Проект Основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (проект ОНБП).
В представленном в Государственную Думу проекте Основных направлений бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов определено, что главной целью экономической политики является обеспечение сбалансированного развития страны и расширение  потенциала отечественной экономики.
Участники парламентских слушаний отмечают, что проект ОНБП, внесенный в Государственную Думу, представляет собой объемный, систематизированный документ, в котором проведен глубокий анализ происходящих в мировой экономике процессов, их влияние на российскую экономику.
Отмечается, что проект ОНБП нуждается в содержательной доработке в части обеспечения концентрации содержания документа на вопросах формирования и исполнения бюджета.
Представленный в проекте ОНБП анализ экономического состояния страны показывает, что экономика в основном адаптировалась к вызовам, связанным с кризисом.
При этом в разделе 1.2 «Внутренние условия» проекта ОНБП к нерешенным структурным проблемам отнесены сложная демографическая ситуация, низкая продолжительность трудовой жизни, низкая мобильность рабочей силы. В качестве внутренних условий, препятствующих экономическому росту, отнесены низкий уровень и качество инвестиций, неэффективная структура расходов, низкая эффективность госкомпаний и высокий уровень тарифов  естественных монополий.
Однако в проекте ОНБП не раскрываются меры, которые необходимо предпринять в среднесрочной перспективе, чтобы изменить эту ситуацию, не отражаются изменения, которые должны быть реализованы в бюджете 2017-2019 годов.
В проекте ОНБП предложены переходные положения новой конструкции бюджетных правил и само новое бюджетное правило, которые предлагается ввести с 2020 года. Однако, ужесточая параметры проводимой бюджетной политики, оно само по себе не решает проблему зависимости федерального бюджета от нефтегазовых доходов.
Участники парламентских слушаний констатируют, что действие «старого» бюджетного правила приостановлено до 1 февраля 2020 года и отмечают, что сначала целесообразно провести соответствующий анализ влияния его последствий на выполнение документов стратегического планирования.
Учитывая, что концепция бюджетных правил не обсуждалась ни с представителями министерств, ни с парламентом, ни с представителями экспертного сообщества, включение их Министерством финансов Российской Федерации в состав бюджетных документов является преждевременным.
В этой ситуации положения о новых бюджетных правилах предлагается из проекта ОНБП полностью исключить.
Участники парламентских слушаний отмечают, что в проекте ОНБП отсутствуют меры, позволяющие выполнить поручение Президента Российской Федерации о финансировании в полном объеме 11 приоритетных проектов, которые являются определяющими для ускорения экономического роста, повышения качества жизни и благосостояния граждан Российской Федерации, в соответствии с основными направлениями стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года.
В проекте ОНБП отмечается, что только часть мероприятий приоритетных проектов уже погружена в бюджет, а в дальнейшем по мере усиления приоритизации расходов дополнительные мероприятия будут замещать неэффективные. В целях внедрения проектного подхода в предстоящем периоде начнется работа по формированию и реализации приоритетных проектов по определенным Правительством направлениям, увязка которых с госпрограммами будет обеспечена обособлением мероприятий указанных проектов в виде отдельных структурных элементов госпрограмм.
Участники парламентских слушаний ставят под сомнение, что предложенный в проекте ОНБП подход обеспечит выполнение поручения Президента Российской Федерации по финансированию приоритетных проектов в рамках федерального бюджета на 2017 год и на период 2018 и 2019 годов в полном объеме.
Из текста проекта ОНБП неясно, каким образом будет осуществлена предлагаемая "перезагрузка" государственных программ в целях обеспечения финансирования приоритетных проектов, так как, по мнению Счетной палаты, с учетом ограниченности финансовых ресурсов происходит фактический отказ от принципа расходования бюджетных средств в увязке с конкретным результатом. Продекларированный в 2014 году программный принцип формирования бюджета оказывается девальвированным. 
В связи с этим парламент в период рассмотрения проекта федерального бюджета на 2017 - 2019 годы будет детально рассматривать государственные программы на предмет увязки объемов финансирования приоритетных проектов с целевыми индикаторами соответствующих государственных программ, а также выделения средств на исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В проекте ОНБП перечислен ряд решений, принятых в 2016 году и направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств. Необходимо отметить, что большинство из этих решений были  одобрены парламентом на парламентских слушаниях, состоявшихся в Государственной Думе 23 июня 2015 года.
Однако анализа реализации данных решений  в 2015 и 2016 годах не представлено.
Так, в проекте ОНБП предлагается продолжить реализацию мер, направленных на сокращение дебиторской задолженности перед федеральным бюджетом, несмотря на то, что эти меры не принесли ожидаемых результатов (объем дебиторской задолженности увеличился за 2015 год на 23,6 % и на 1 января 2016 года составил 5,2 трлн. рублей).
Другим примером неэффективного использования бюджетных средств является реализация федеральной адресной инвестиционной программы.
В период с 2009 по 2015 год на объекты ФАИП потрачено 6 трлн. рублей. Ежегодный уровень освоения выделенных средств составлял не менее 95 процентов, при этом количество введенных объектов имеет устойчивую тенденцию к сокращению. По данным Счетной палаты общий объем незавершенного строительства за 2015 год увеличился на 11 процентов и составил 2 187,3 млрд. рублей.
В проекте ОНБП предлагается в целях повышения эффективности бюджетных инвестиций перераспределять бюджетные ассигнования с объектов капстроительства, не обеспеченных утвержденной проектной документацией. Очевидно, что такое ограничение для включения объектов в ФАИП явно не достаточно.
Участники парламентских слушаний отмечают, что при формировании федеральной адресной инвестиционной программы на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов целесообразно в приоритетном порядке обеспечить финансирование объектов с высокой степенью готовности к вводу, а также объектов, по которым наряду с проектно-сметной документацией должны быть утверждены сроки строительства, представлено положительное заключение государственной экспертизы, положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, решение о предоставлении земельных участков под строительство.
Следует согласиться с предложениями проекта ОНБП о необходимости повышения эффективности деятельности госкомпаний. Однако в проекте ОНБП не предлагается конкретных мер за исключением увеличения минимального уровня норматива перечисления дивидендов по принадлежащим государству акциям и прибыли ФГУП до 50% от чистой прибыли.
Участники парламентских слушаний рекомендуют включить в проект ОНБП предложение о внесении изменений в бюджетное законодательство о введении казначейского сопровождения бюджетных средств, передаваемых  в качестве взноса в уставный капитал акционерных обществ, госкорпораций и их дочерних структур, исключающее размещение этих средств на счетах в коммерческих банках.
К сожалению, как уже отмечалось, в проекте ОНБП не содержится анализа причин продолжающегося роста дебиторской задолженности, роста незавершенного строительства, значительного объема средств на счетах государственных компаний.
Участники парламентских слушаний считают, что одним из направлений повышения эффективности бюджетных расходов должно стать установление персональной ответственности руководителей высших исполнительных органов власти на федеральном и региональном уровне за достижение конечных результатов работы.
В проекте ОНБП в разделе межбюджетных отношений отмечается  наличие в 2015 году баланса совокупного перераспределения полномочий Российской Федерации и органов государственной власти субъектов и включены предложения по повышению эффективности межбюджетных отношений в 2017-2019 годах. 
Так, в проект ОНБП включено неоднократно предлагаемое парламентом предложение о проведении консолидации субсидий по принципу одна госпрограмма - одна субсидия. Представляется крайне важным, чтобы этот подход был реализован в бюджете уже с 2017 года с возможностью доведения указанных средств в начале года.
Однако предложение об установлении ответственности регионов за недостижение значений показателя результативности исполнения субсидий в соответствии с бюджетным законодательством может привести к тому, что из-за просчетов должностных лиц ответственность будет переложена на население. В связи с этим введение ответственности требует дополнительного обсуждения.
Другим конкретным предложением по повышению эффективности межбюджетных отношений является перераспределение в пользу доходов федерального бюджета 1 п.п. налога на прибыль с последующим предоставлением «эквивалентной» суммы бюджетам субъектов через механизм дополнительных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Участники парламентских слушаний отмечают, что в условиях огромной дифференциации финансового состояния регионов такое решение является вынужденным, но не может восприниматься как универсальное для всех регионов и, главное, как достаточное для решения проблем регионов.
Особо необходимо отметить, что предложение о передаче 5 процентов поступлений по налогу на прибыль в рамках СРП в пользу федерального бюджета для дальнейшего направления на поддержку бюджетной обеспеченности субъектов через межбюджетные трансферты ранее нигде не обсуждалось. Более того такое предложение отсутствует даже в представленном тем же Минфином России проекте ОННП.
При этом в проекте ОНБП не приводится оценка объемов доходов, предлагаемых к передаче из региональных бюджетов в федеральный бюджет.
Другие предложенные в проекте ОНБП меры, такие как передача регионам прав по установлению льгот по региональным и местным налогам, введения механизма "двух ключей", детально не прописаны и остаются лозунгами, причем лозунгами часто достаточно опасными для восприятия. В проекте ОНБП необходимо уточнить, что эти решения по льготам не будут касаться социальных вопросов, а регионам будет предоставлено право самостоятельно распоряжаться теми средствами, которые  могут поступать в их бюджеты.
В разделе проекта ОНБП, посвящённому новой редакции Бюджетного кодекса, предложен новый порядок распределения субсидий. Участники парламентских слушаний считают, что срок введения такого порядка не должен ограничиваться принятием новой редакцией Бюджетного кодекса.
В целях снижения темпа роста государственного долга субъектов Российской Федерации в проекте ОНБП на 2017 - 2019 годы предлагается на законодательном уровне закрепить предельный размер дефицита бюджета субъекта на уровне не более 10% от суммы доходов бюджета субъекта (вместо действующих – 15 процентов).
Участники парламентских слушаний в качестве альтернативы этому предложению считают необходимым рассмотреть предложение регионов о продлении до 1 января 2018 года нормы, согласно которой дефицит бюджета субъекта (местного бюджета) может превысить 15 процентов собственных доходов на разницу между полученными и погашенными бюджетными кредитами.
В проект ОНБП включены предложения по ежегодному значительному увеличению размера государственного долга Российской Федерации за счет программы внутренних заимствований.
Учитывая, что дальнейшее увеличение объемов госдолга приведет к еще большему превышению расходов на обслуживание и погашение над объемом их привлечения, участники парламентских слушаний считают, что проблему дефицита необходимо решать путем разработки дополнительного комплекса мер по мобилизации доходов и повышению эффективности расходов, включая реализацию структурных реформ.

II. Проект Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (проект ОННП)
2.1. Помимо основных приоритетов, отмеченных участниками слушаний, одной из целей основных направлений налоговой политики является возможность их учета при планировании как федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период, так и бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Соответственно, налоговая политика должна обеспечить поступление в бюджет (не только федеральный, но и региональные и местные) средств, необходимых для функционирования государства и безусловного выполнения всех его обязательств. В связи с этим одной из важнейших задач налоговой политики на планируемый период является укрепление финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований.
Первоочередными мерами для решения этой задачи должны стать:
- разработка в рамках налогового и бюджетного законодательства механизмов, стимулирующих регионы и муниципальные образования к наращиванию собственного налогового потенциала. При этом необходимо кардинально изменить положение, когда наращивание регионом своего налогового потенциала приводит к сокращению трансфертов из федерального бюджета;
- закрепление на долгосрочной основе необходимых налоговых доходных источников за территориальными образованиями;
- исключение практики установления на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам (а также по федеральным налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты). Следует полностью исключить практику предоставления на федеральном уровне любых новых льгот, влекущих выпадение доходов в региональных и местных бюджетах без их полной компенсации из федерального бюджета.
Налоговая политика, будучи составной частью экономической политики, должна соответствовать требованиям времени и ее понимание лишь как инструмента наполнения бюджета финансовыми ресурсами не соответствует современным вызовам. Стимулирующая функция налоговой системы должна стать не менее важной, чем ее фискальная составляющая. Улучшение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса невозможно без активного использования мер налогового стимулирования, снижения административной нагрузки на бизнес, обеспечения стабильности в системе налогообложения. Механизмы налогового стимулирования, востребованные бизнесом, должны стать действенным инструментом поддержки национальной экономики.
Участники парламентских слушаний отмечают, что неувеличение налоговой нагрузки, на необходимость которого неоднократно указывал Президент Российской Федерации, фактически отражено в проекте ОННП только в мерах, предусматривающих реализацию прямых поручений Президента Российской Федерации о предоставлении «налоговых каникул» отдельной категории самозанятых лиц, о принятии мер по развитию отдаленных территорий и снижении издержек индивидуальных предпринимателей, ранее не применявших контрольно-кассовую технику.
Между тем, реализация поручения Президента Российской Федерации о неувеличении налоговой нагрузки должна осуществляться не только посредством неувеличения налогов, но и постепенного перехода уже в среднесрочной перспективе к последовательному снижению совокупной налоговой нагрузки и дальнейшего совершенствования налогового администрирования. При этом снижение налогового бремени должно происходить не только в форме снижения налоговых ставок, но в первую очередь за счет снижения административных издержек налогоплательщиков. 
В отношении соответствия проекта ОННП указанным целям и задачам налоговой системы в предстоящий период участниками парламентских слушаний отмечается следующее.
В качестве положительного момента отмечается наличие в рассматриваемом проекте ОННП динамики доходов бюджета (в разрезе видов налогов и от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов), анализа динамики фискальной нагрузки на экономику Российской Федерации, анализа налоговой нагрузки на организации, в том числе в разрезе видов экономической деятельности в 2008 - 2014 годах (в соответствии с подходом, рекомендованным Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).
Вместе с тем, участники слушаний помимо общих замечаний к качеству представленных документов полагают необходимым в целях повышения информативности наличие в проекте ОННП данных о влиянии реализованных мер налоговой политики на позицию Российской Федерации в рейтинге Doing Business, об оценке привлекательности и конкурентоспособности отечественной налоговой системы в сравнении со странами БРИКС и Евразийского экономического союза.
2.2. Главным достоинством проекта ОННП является то, что в его основу заложены меры, реализация которых в планируемом периоде следует из задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, среди которых вопросы стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса
Так, в проекте ОННП для физических лиц, оказывающих на индивидуальной основе по найму некоторые виды услуг физическим лицам и не являющихся индивидуальными предпринимателями, предлагается механизм добровольного уведомления об осуществлении ими указанной деятельности с освобождением получаемых от такой деятельности доходов от обложения налогом на доходы физических лиц на срок до 31 декабря 2018 года.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, реализация данных мер позволит вывести «из тени» 14,8 млн. человек и принести дополнительные доходы бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Необходимо обратить внимание, что Президентом Российской Федерации было предложено одновременно освободить таких лиц также и от обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды. Кроме того, в п. 82 плана действий Правительства Российской Федерации от 1 марта 2016 года планировалось так же освободить данных граждан от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности. Поэтому отсутствие соответствующих предложений в проекте ОННП вызывает дополнительные вопросы.
Вместе с тем, представляется, что реализация данных мер потребует определения в гражданском законодательстве правового статуса такой категории самозанятых граждан. Кроме того, при рассмотрении данного вопроса необходимо конкретизировать виды деятельности, которые физические лица вправе будут осуществлять в таком режиме, а также условия получения ими соответствующего законного статуса. Только при этих условиях можно будет гарантировать их освобождение от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности и сопутствующие правонарушения.
При этом рекомендуется дополнить ОННП мерами, исключающими риск перехода действующих индивидуальных предпринимателей, осуществляющих соответствующие виды деятельности, на предлагаемый режим в целях неуплаты налогов и страховых платежей.
Кроме того, отмечается необходимость внесения ясности в вопрос прогнозируемой налоговой нагрузки на указанных лиц, определения порядка и условия их налогообложения по завершении заявленного двухлетнего льготного периода.
Участники парламентских слушаний отмечают, что в проекте ОННП планируется реализовать меры, рекомендуемые Правительству Российской Федерации Государственной Думой в Постановлении от 10.06.2016              № 9134-6 ГД по поддержке индивидуальных предпринимателей, ранее не обязанных применять ККТ. Проектом ОННП предусмотрено только предоставление вычета и заявлено, что будет разработан механизм снижения цены реализации ККТ.
Необходимо обратить внимание, что в указанном постановлении Государственной Думы в качестве важнейшей меры также предусматривалось компенсировать выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с предоставлением указанных налоговых вычетов, при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 – 2019 годов предусмотреть средства дополнительной финансовой поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако данный вопрос ни в проекте ОННП, ни в представленном тем же Министерством финансов Российской Федерации проекте ОНБП отражения не нашел.
Бесспорно, за последние годы с целью поддержки малого и среднего бизнеса многое уже сделано. Вместе с тем, несмотря на предпринятые меры количество малых и средних предприятий с 2013 года сохраняется на уровне 5,6 млн. (т.е. практически без положительной динамики), что говорит о низкой эффективности реализованных в законодательстве о налогах и сборах мер, в том числе предоставляемых налоговых преференций.
Участники парламентских слушаний полагают, что налоговая политика должна ориентироваться на реальные потребности субъектов малого и среднего предпринимательства. В этой связи, меры стимулирования предлагается дополнить следующими:
распространить возможность применения патентной системы налогообложения в отношении всех видов предпринимательской деятельности, за исключением тех, в отношении которых Налоговым кодексом установлен прямой запрет на применение к ним патентной системы, предоставив при этом субъектам Российской Федерации соответствующие полномочия по определению конкретного перечня видов деятельности для применения на своей территории;
предоставить возможность уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов (по аналогии с плательщиками, применяющими ЕНВД и упрощенную систему налогообложения);
исключить несвоевременную оплату патента из числа оснований для прекращения применения патентной системы налогообложения, установив применение штрафа в размере 20 процентов за несвоевременную уплату стоимости патента.
2.3. Освобождение от налогообложения купонного дохода по облигациям
В ОННП указано, что прорабатывается вопрос об освобождении от налогообложения купонного дохода по обращающимся облигациям.
В целом поддерживая данное предложение, поскольку оно направлено на повышение инвестиционной привлекательности российского фондового рынка и соответствует задаче по повышению объема инвестиций, участники слушаний отметили, что срок исполнения Правительством Российской Федерации соответствующего поручения по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года изначально планировался 1 мая 2016 года.
2.4. Неналоговые платежи
Проектом ОННП предлагается провести анализ всех неналоговых платежей на предмет выявления платежей, имеющих налоговую природу, с последующим перенесением правового регулирования таких платежей в Налоговый кодекс.
Данная мера соответствует задаче по улучшению бизнес-климата в России, поскольку «неналоговые платежи» существенно влияют на доходность и расширение предпринимательской деятельности.
В этой связи участники парламентских слушаний предлагают в том числе: подготовить предложения по снижению нагрузки по неналоговым платежам по результатам их инвентаризации; законодательно закрепить принципы установления и взимания неналоговых платежей (п. 58 плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году от 1 марта 2016 года). При этом предлагается принимать во внимание, что ряд неналоговых платежей оказывают влияние на формирование бюджетов субъектов Российской Федерации. 
Одним из видов неналоговых платежей являются страховые взносы, администрирование которых с целью снижения фискальной и административной нагрузки на плательщиков передано налоговым органам.
Однако, важнейшие вопросы, касающиеся регулирования страховых взносов в законодательстве о налогах и сборах и уровня фискальной нагрузки, вообще не нашли отражения в представленных проектах ОНБП и ОННП.
В качестве дополнительных мер, направленных на снижение фискальной нагрузки на налогоплательщиков, участники парламентских слушаний предлагают:
определиться с политикой в отношении совокупного тарифа страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование, который в соответствии с действующим законодательством составит 34 процента с 1 января 2019 года, имея в виду рассмотрение возможности его существенного снижения и перехода к плоской шкале;
в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и уплачивающих налог на доходы физических лиц либо применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет расходов в целях налогообложения, в целях установления размера страховых взносов определять размер доходов как сумму доходов, уменьшенную на сумму налоговых вычетов или сумму расходов соответственно.
Одновременно в качестве меры, компенсирующей снижение поступлений от страховых взносов вследствие принятия таких решений, предлагается пересмотреть установленные льготы по страховым взносам с целью выявления льгот, не имеющих социального либо стимулирующего эффекта.
2.5. Налог на прибыль организаций
В целях дальнейшего развития экономического потенциала Дальневосточного региона, на необходимость которого было указано в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года, проектом ОННП предлагается предоставить налогоплательщикам, создающим в этом регионе объекты внешней инфраструктуры, налоговые льготы по налогу на прибыль организаций, а также по решению субъекта Российской Федерации - по отдельным видам налогов в их региональной части.
Признавая важность развития объектов внешней инфраструктуры в Дальневосточном регионе, тем не менее, участниками слушаний отмечается, что практика привлечения инвесторов посредством предоставления преференций именно по налогу на прибыль организаций (причем за счет средств региональных бюджетов) без анализа эффективности уже предоставленных льгот может создавать иллюзию стимулирования инвестиционной активности (в особенности, если, как это сейчас происходит, инвестиционные проекты, пользующиеся правом на применение льгот, были запланированы задолго до применения нового законодательства).
2.6. Консолидированные группы налогоплательщиков (КГН)
ОННП предусматривается проведение в 2017 году в целях повышения эффективности регулирования КГН мониторинга результатов применения этого инструмента, по результатам которого предполагается выработка предложений, направленных на совершенствование его механизма, в том числе на сглаживание эффекта от деятельности КГН на устойчивость региональных бюджетов. Одновременно для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предлагается мера по ограничению суммы уменьшения налоговой базы КГН, формируемой прибыльными участниками КГН, на сумму убытка, полученного убыточными участниками КГН, размером, не превышающим   30 процентов от прибыли прибыльных участников КГН.
Поддерживая предлагаемую проектом ОННП меру, участники слушаний отмечают, что начиная с момента функционирования КГН, наблюдается неуклонное снижение поступлений налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации. При этом, несмотря на введенный в 2014 году мораторий на создание новых консолидированных групп, а также на присоединение новых участников к уже существующим до 1 января 2016 года, ситуация с недопоступлением налога на прибыль организаций обостряется.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что введением моратория на создание новых консолидированных групп, а также на присоединение новых участников к уже функционирующим переломить сложившуюся ситуацию не удалось. Представляется, что предложенная в проекте ОННП мера по ограничению возможности зачета убытков убыточных компаний в составе КГН, безусловно, повысит эффективность функционирования института КГН. Вместе с тем, повышение качества прогнозирования доходов региональных бюджетов в части налога на прибыль, поступающего от КГН, вызывает сомнение. 
В этой связи предлагается ускорить выработку предложений, направленных на совершенствование механизма КГН.
Кроме того, учитывая, что возможность консолидации финансовых результатов участников группы была введена в качестве альтернативы сложному и непрозрачному институту контроля за трансфертным ценообразованием, следует обратиться к совершенствованию этого института путем снижения контроля цен на внутреннем рынке, в частности:
- исключить из-под контроля цены по сделкам между лицами, находящимися в рамках одного региона;
- исключить на пять лет из-под контроля цен займы, кредиты и поручительства, совершаемые между российскими резидентами;
- повысить порог контролируемости сделок на внутреннем рынке, освободив из-под контроля малозначительные для бюджета сделки.
2.7. Совершенствование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС)
Основными направлениями предусмотрены меры, направленные на совершенствование порядка налогообложения НДС, которые поддерживаются участниками слушаний. В то же время ими отмечается необходимость дополнения предлагаемого перечня мер вопросом отмены налогообложения авансовых платежей по НДС, который был поднят Президентом Российской Федерации В.В.Путиным еще в 2004 году. В своем обращении Федеральному Собранию 26 мая 2004 года, формулируя задачу по созданию эффективной налоговой системы, Президент Российской Федерации указывал, что «наряду с изменением процедур взимания НДС надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога, решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить, наконец, налогообложение авансовых платежей».
Однако, предложения об исключении налогообложения авансовых платежей Правительством Российской Федерации не внесены и, соответственно, за прошедшие 12 лет поставленная Президентом Российской Федерации задача не была решена, в первую очередь из-за позиции о возникновении выпадающих доходов федерального бюджета в случае отмены налогообложения авансовых платежей, получаемых (перечисляемых) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав.
Между тем, принятие положительного решения по рассматриваемому вопросу позволило бы устранить сложности, возникающие в процессе администрирования НДС при получении (перечислении) авансовых платежей, привести к уменьшению административных расходов у налогоплательщиков в связи с сокращением их документооборота и упрощением порядка исчисления НДС, а также к снижению нагрузки на налоговые органы в связи с отменой необходимости осуществления контроля за такими операциями.
В связи с этим, участниками парламентских слушаний предлагается рассмотреть возможность принятия законодательных мер, направленных если не на полную отмену налогообложения НДС авансовых платежей, то, как минимум, на упрощение администрирования начисления НДС, полученного продавцом в составе авансового платежа, а также принятия к вычету у покупателя НДС, уплаченного в составе авансового платежа.
Участники парламентских слушаний с удовлетворением отмечают предложение авторов проекта ОННП решить проблему взимания НДС с ввозимых иностранных товаров, реализуемых зарубежными поставщиками с использованием интернет-площадок. Сегодня этой проблеме уделяется пристальное внимание во многих развитых странах, небезосновательно видящих в безналоговом ввозе товаров из-за рубежа угрозу национальной экономике. С недавнего времени массовый безналоговый ввоз в Российскую Федерацию потребительских товаров создает угрозу и для отечественной экономики. Вместе с тем, участники слушаний отмечают необоснованное затягивание решения этой проблемы до 2018 - 2019 годов, в то время как скорейшее принятие соответствующих решений могло бы иметь существенное значение и в качестве дополнительных бюджетных источников, и в качестве инструмента защиты отечественного бизнеса.
2.8. Акцизное налогообложение
В целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации проектом ОННП предусматривается увеличение ставок акцизов в отношении отдельных видов алкогольной, табачной продукции, установление ставки акциза в отношении безалкогольного пива, а также введение новых видов подакцизных товаров (в частности, «электронные сигареты» и никотиносодержащая жидкость).
В целях финансового обеспечения дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуры, а также их развития предусматривается увеличение в 2017 году ставок акцизов в отношении моторного топлива: на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5 на 6,5 процентов; на автомобильный бензин класса 5 - на 36,3 процента; на дизельное топливо - на 45,3 процента, на средние дистилляты - на 64,9 процента (с последующей  индексацией на уровне от 3,5 до 5 процентов). При этом не приводится анализ возможных последствий вследствие принятия такого решения.
Между тем, следует учитывать, что в 2017 году в рамках завершения «большого налогового маневра» в нефтяной отрасли предполагается снижение ставок вывозных таможенных пошлин на нефть, на автомобильный бензин и дизельное топливо. При этом, учитывая, что ценообразование на внутреннем рынке нефтепродуктов строится по принципу цены экспортной альтернативы, снижение экспортных пошлин, само по себе, при прочих равных условиях в 2017 году будет оказывать влияние на рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. В связи с этим участники парламентских слушаний вынуждены констатировать, что совокупность таких факторов как снижение ставок экспортных пошлин и значительное повышение ставок акцизов на нефтепродукты (и в первую очередь на автомобильный бензин) может привести к серьезному росту цен на внутреннем рынке.
2.9. Взимание налога на добычу полезных ископаемых
В целях сокращения дефицита федерального бюджета проектом  ОННП предлагается увеличить налоговую нагрузки на нефтегазовую отрасль в период 2017 - 2019 гг. посредством уточнения порядка расчета ставки НДПИ в отношении нефти. Однако, как и отмечено в проекте ОННП, такое направление развития в долгосрочной перспективе резко повышает вероятность ускорения темпов падения добычи нефти в традиционных регионах нефтедобычи (Западная Сибирь, Республика Коми).
В этой связи в проекте ОННП рассматривается «альтернативный механизм обеспечения дополнительных доходов федерального бюджета, не предполагающий увеличения фискальной нагрузки на нефтедобывающую отрасль», посредством завершения «налогового маневра» в нефтяной отрасли в период 2018-2020 годов.
Таким образом, отсутствие определенности в выборе одного из двух альтернативных вариантов не позволяет спрогнозировать доходы  федерального бюджета, а предприятиям нефтедобывающей отрасли - уровень своей налоговой нагрузки на ближайшую перспективу.
2.10. Имущественные налоги
В отношении имущественных налогов участниками слушаний отмечается необходимость завершения реформы системы имущественных налогов, направленной на превращение имущественных налогов в реальный доходный источник регионов и муниципалитетов.
В связи с чем отмечается, что в проекте ОННП не нашел отражения вопрос значительного вывода из под налогообложения вводимых в эксплуатацию с 1 января 2012 года объектов жилищного строительства, по которым отсутствует инвентаризационная стоимость и не приняты нормативные акты об исчислении налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Реализация данного положения способствовало бы привлечению в местные бюджеты дополнительных налоговых доходов.
2.11. Совершенствование налогового администрирования
В отношении предлагаемого проектом ОННП увеличения размера пени с одной трехсотой до одной стовосьмидесятой ставки рефинансирования Банка России участники парламентских слушаний отмечают, что данное положение влечет увеличение фискальной нагрузки на налогоплательщиков и очевидно приведет к постановке вопроса о введении зеркальной нормы в отношении обязательств бюджета перед налогоплательщиком.
В связи с этим представляется, что вопрос повышения размера пени требует тщательной проработки, в первую очередь - в части нераспространения данного увеличения размера пени на физических лиц. В отношении юридических лиц предлагается рассмотреть альтернативное предложение по установлению прогрессивной шкалы взимания пеней. Для этого участники слушаний считают целесообразным сохранить действующую ставку пени для платежей, просроченных менее чем на 30 календарных дней, и установить в повышенном размере для платежей, просрочка уплаты которых превышает указанный срок.
В рассматриваемом проекте ОННП не нашли отражение меры по предотвращению и сокращению задолженности в бюджетную систему по налогам и сборам, статистика в отношении предоставленных отсрочек, рассрочек по налогам, предоставленных за год, о заключенных соглашениях о налоговом кредите. В то же время острота проблемы роста объемов задолженности по прежнему требует выработки дополнительных мер по ее решению. В качестве одной из таких мер предлагается предоставить налогоплательщикам возможность заблаговременного (до момента возникновения задолженности) переноса срока уплаты налога.
Стимулированию быстрой и добровольной уплаты сумм налогов и пеней могло бы способствовать предоставление возможности налогоплательщику - физическому лицу до вступления решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в законную силу уплатить налоговую санкцию в уменьшенном в два раза размере назначенного штрафа при условии уплаты в полном объеме недоимки и соответствующих пеней.
В России за последние годы была создана одна из самых современных в мире систем налогового администрирования. Учет и контроль в налоговой сфере сейчас осуществляется на основе передовых информационных технологий, которые позволяют не только минимизировать влияние человеческого фактора на принятие решений, но и сосредоточить усилия контролирующих органов на «зонах риска», что, в свою очередь, приводит к сокращению административной нагрузки на налогоплательщиков.
В качестве меры дальнейшего совершенствования администрирования представляется крайне важной реализация поставленной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года задачи по «формированию единого, целостного механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей», который позволит обеспечить рост поступлений доходов в бюджет без увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщиков, а в перспективе - и создание единой методологической основы для процедур налогового и таможенного администрирования.
Вместе с тем, совершенствование механизма налогового администрирования, появление новых инновационных методов налогового контроля не должно приводить к необоснованному росту административной нагрузки на бизнес.
2.12. Оптимизация действующих налоговых льгот по региональным и местным налогам, а также по федеральным налогам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты
В целях повышения эффективности межбюджетных отношений и устойчивости региональных и местных бюджетов в проекте ОННП предлагается:
- поэтапно отменить действующие налоговые льготы, установленные на федеральном уровне по региональным и местным налогам, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень, для чего предлагается распределить действующие федеральные налоговые льготы по региональным и местным налогам на три категории в зависимости от срока их обязательного применения субъектами Российской Федерации на своей территории, а также предоставить право субъектам Российской Федерации по истечении периода действия обязательного применения льготы самостоятельно принимать решение о предоставлении на своей территории соответствующей налоговой льготы или отказа от нее;
ввести правило «двух ключей» для отдельных видов льгот и преференций, установленных по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций.
Признавая меры оптимизации налоговых льгот важным направлением обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, участники парламентских слушаний отмечают, что часть налоговых льгот, установленных на федеральном уровне, имеет важное социальное значение, а делегирование с федерального на региональный уровень полномочий по установлению таких льгот может привести к отсутствию единообразного подхода к их установлению. В связи с этим представляется, что отмене на федеральном уровне могут подлежать налоговые льготы, не имеющие социального эффекта, а также не оказывающие влияния на стимулирование экономического роста.
В то же время отмечается, что впервые задача постепенной отмены федеральных льгот по региональным и местным налогам была поставлена в Основных направлениях налоговой политики на 2011 - 2013 годы, однако реализована она была только частично. В этой связи участники парламентских слушаний полагают, что принятие решения по вопросу оптимизации льгот требует форсирования.
2.13. Иные важные вопросы налоговой политики, не нашедшие отражения в проекте ОННП
Налоговая политика должна быть вовлечена в процесс повышения качества человеческого капитала, учитывать интересы социально незащищенных слоев населения. В качестве мер усиления социальной поддержки ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны участниками парламентских слушаний представляется справедливым и крайне важным полностью освободить их от уплаты всех видов государственной пошлины, а также распространить указанную льготу на бывших узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывших военнопленных во время Великой Отечественной войны.
Кроме того, предлагается освободить граждан от уплаты государственной пошлины за нотариальное удостоверение сделок, связанных с отчуждением (продажей, меной) долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, находящееся в аварийном, подлежащем сносу доме, а также с отчуждением (продажей, меной) недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетним гражданам и гражданам, признанным ограниченно дееспособными, и расположенного в аварийном, подлежащем сносу доме.

III. Проект Основных направлений таможенно-тарифной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (проект ОНТТП).
Участники слушаний отмечают, что в рассматриваемом проекте документа нашли отражение итоги внешнеторговой деятельности России, принятые за прошедший период решения в области таможенно-тарифной политики и планируемые меры в указанной сфере.
Как и в предыдущие годы, проект ОНТТП представляет собой добротный технологичный документ, на 3/4 состоящий из отчета о принятых за предыдущий период таможенно-тарифных и нетарифных методах государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Предельно подробно отражены результаты исполнения международных обязательств России в 2014-2015 годах в рамках Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также в рамках Всемирной Торговой Организации по постепенному  уменьшению ставок ввозных таможенных пошлин.
Вместе с тем, необходимо отметить, что остальная часть проекта ОНТТП не в полной мере дает понимание о сроках, механизмах действия и конкретных инструментах, планируемых Минэкономразвития России на среднесрочную перспективу для практической реализации задач:
- развития экономики Российской Федерации; 
- регулирования внешней торговли в Российской Федерации,
- защиты отечественных отраслей промышленности и с/х, российских производителей,
- пополнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации.
Участники парламентских слушаний полагают, что практическую ценность проекта ОНТТП могли бы повысить наличие в нем:
- соответствующего анализа оценки влияния факторов на объем внешнеторгового оборота Российской Федерации;
- четко сформулированных ориентиров ТТП, сроков их реализации, а также прогноза их влияния на экономику в ближайшей перспективе;
- прогноза влияния предполагаемых мер ТТП на доходы федерального бюджета, на внутренний спрос и производство;
- прогноза влияния последствий изменений таможенно-тарифной политики в связи с расширением ЕАЭС на бюджет Российской Федерации;
- перечня конкретных мер таможенного контроля в отношении  товаров, по которым ставки ввозных таможенных пошлин государств-членов ЕАЭС ниже российских ставок пошлин, а также в отношении товаров, страной происхождения которых является Республика Молдова и Украина;
 - перечня и сроков применения конкретных мер упрощения таможенного контроля в отношении  товаров, вывозимых на экспорт, а также устранения административных барьеров, не позволяющих сегодня ввозить уже проданный товар для целей гарантийного обслуживания;
- предложений о создании и о сроках внедрения единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей, который с учетом специфики процедур таможенного оформления был бы основан на практиках и технологиях налогового контроля;
-  описания и оценки мер таможенного администрирования;
- прогноза влияния предполагаемых мер ТТП, применяемых к трансграничной (электронной) торговле в Российской Федерации, на доходы федерального бюджета. Актуальность данного предложения вызвана следующим.
В проекте Минэкономразвития России сообщает, что в целях повышения эффективности взимания таможенных платежей и налогов при трансакциях в электронной торговле предполагается продолжить практику совершенствования администрирования таможенных пошлин в отношении товаров, приобретенных с помощью телекоммуникационных систем.
При этом не указано ни сроков, ни конкретных мер, планируемых к принятию для достижения эффективности взимания таможенных платежей и налогов.
Полагаем, что электронная торговля может существенно пополнить доходную часть федерального бюджета .
Если сравнить классическую модель торговли с продажей зарубежных товаров напрямую покупателю на территории Российской Федерации (трансграничная модель торговли), то разница в маржинальности бизнеса составляет 30% . Ведь при трансграничной модели не платятся ни НДС (18%), ни импортная пошлина (в среднем 8% от стоимости товара), ни сборы за сервисное и гарантийное обслуживание, сертификацию, и т.д. ( в сумме это примерно 4%) .
За первое полугодие 2016 по сравнению с таким же периодом 2015 года количество почтовых отправлений в рамках электронной торговли возросло в 2 раза. По прогнозу до 2020 года количество международных отправлений будет расти темпами, опережающими внутренний рынок и возрастет               до 820 млн. посылок в 2020 году.
Если уже со следующего года не будут приняты соответствующие меры налогового и таможенно-тарифного регулирования, к 2020 году рынок интернет-торговли уйдет на зарубежные интернет площадки и перейдет на безналоговую модель торговли.
Полагаем, что одной из мер достижения указанной выше цели может являться введение НДС-регистрации зарубежных интернет-магазинов. Соответствующее мероприятие предусмотрено ОННП.
Таким образом, участники парламентских слушаний приоритетными задачами таможенно-тарифной политики на ближайшую среднесрочную перспективу считают необходимость:
- продолжения курса:
на создание условий для расширения российского несырьевого экспорта, а также для эффективного встраивания предприятий России и других государств ЕАЭС в трансграничные производственные объединения;
на оптимизацию ставок импортных пошлин на материалы, оборудование, части и комплектующие, вовлеченные в экспортно-ориентированное производство, для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках;
на применение мер таможенно-тарифного регулирования,  направленных на создание условий для расширения и модернизации российских нефтехимических производств; 
- проведения на постоянной основе анализа и оценки влияния среднесрочных мер таможенно-тарифной политики на реализацию программ импортозамещения в отраслях экономики; 
- разработки мер таможенно-тарифного регулирования, направленных на обеспечение сбалансированности товарных рынков и недопущение ускоренного роста цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, на достижение поставленных задач по импортозамещению и обеспечение продовольственной безопасности страны;  
- дальнейшего совершенствования мер, направленных на минимизацию нерегистрируемых товаропотоков, происходящих из третьих стран и поступающих на территорию России через другие государства ЕАЭС, и обязательное отражение этих мер в ОНТПП.

Подводя итоги Парламентских слушаний, их участники отмечают следующее.
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной плановый период должны обеспечивать:
- макроэкономическую стабильность;
          - проведение бюджетной политики, предусматривающей сочетание сбалансированности федерального и консолидированного бюджетов с безусловным выполнением всех принятых государством обязательств социального характера и выполнением закрепленных за государством функций;
          - неукоснительное выполнение поручения Президента Российской Федерации о том, что сокращение расходов должно осуществляться за счет сокращения издержек и неэффективных расходов;
- постепенный переход уже в среднесрочной перспективе к последовательному снижению совокупной налоговой нагрузки и качественному улучшению налогового администрирования;
- закрепление в законодательстве принципов установления и взимания неналоговых платежей;
- укрепление финансовой самостоятельности и устойчивости регионов и муниципальных образований, повышение их доходной базы.
Кроме того, самостоятельными приоритетными задачами в налоговой сфере являются:
- создание налоговой системы, позволяющей России конкурировать на рынке труда и капитала;
- повышение стабильности системы налогообложения. Из налоговой системы должны быть исключены факторы, снижающие эффективность планирования налоговой нагрузки;
- перераспределение налоговой нагрузки между отдельными отраслями экономики и разными видами хозяйственной деятельности, имея в виду налоговое стимулирование несырьевых отраслей, и прежде всего, видов деятельности высокой инновационной и инвестиционной активности, связанных с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий.
Участники парламентских слушаний оценили практическую целесообразность совместного рассмотрения основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. Вместе с тем, в ходе их рассмотрения было отмечено, что в проекте ОНБП содержались вопросы, относящиеся к налоговой политике, которые не нашли свое отражение в проекте ОННП. Учитывая, что рассмотренные документы являются отражением единой экономической политики, участники слушаний высказали мнение о рассмотрении вопроса возможности подготовки в перспективе единых основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.
Помимо изложенного, некоторыми участниками парламентских слушаний был высказан ряд предложений, перечень которых прилагается к настоящим Рекомендациям вместе со стенограммой парламентских слушаний.